Куй железо, не отходя от кассы

Опубликовано
Кредитование экономики: пришло время комплексных решений?

С 2016 года в Казахстане началось постепенное восстановление кредитования экономики и предпринимательства, однако темпы этого восстановления значительно отстают от потребностей потенциальных заемщиков, считают участники рынка. Это признают все. И, что гораздо важнее, все участники рынка сходятся во мнении об основных причинах этого недостаточного прироста: с одной стороны, это недостаточность долгосрочной дешевой ликвидности для финансирования новых проектов, с другой – несоответствие этих проектов требованиям по гарантиям возвратности вложенных в них средств.

По утверждению заместителя председателя НПП «Атамекен», исполняющей обязанности председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Юлии Якупбаевой, за январь– февраль 2018 года в стране было выдано кредитов на 1,7 трлн тенге.

«Основной прирост демонстрируют займы поддерживаемых государством отраслей – промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Кредитование сегодня сконцентрировано в основном в крупных городах, Астане и Алматы, это порядка 70% ссудного портфеля. Вместе с этим мы понимаем, что уровень кредитования остается низким: соотношение кредитного портфеля и ВВП достигло самого низкого уровня за историю независимого Казахстана и составило в 2017 году 28%, тогда как в 2007-м достигало 69%», – констатирует эксперт.

Рынок кредитования скорее жив, чем мертв

Иными словами, темпы оживления кредитного рынка значительно отстают от темпов экономического роста в стране. Этому, по мнению предпринимателей, способствуют отсутствие долгосрочных финансовых ресурсов в тенге, высокие ставки. То есть, объективно все понимают, что экономика остается недофинансированной, к тому же имеющийся рост кредитования связан с достаточностью краткосрочной базы фондирования. А это значит, что прирост дает в основном потребительское кредитование. Что касается производства, то лучиком света является активизация предоставления займов (краткосрочных опять же) на пополнение оборотных средств компаний, хотя еще год назад это было проблемой. И все же главную проблему бизнеса – нахождение дешевых денег на длительный срок – это не решает, хотя предприниматели уже начинают понимать, что дело тут не только в банках, но и в них самих.

«Мы понимаем, что БВУ, к сожалению, не могут обеспечить всю линейку финансирования предпринимателей, поскольку сами бизнесмены, особенно начинающие, не всегда соответствуют требованиям банков», – признает Юлия Якупбаева.

Более того, по ее словам, требования к заемщикам со стороны банков ужесточаются в связи с усилением банковского регулирования: вводятся инструменты риск-ориентированного надзора, принципы формирования провизий по международным стандартам финансовой отчетности, внедряются более жесткие базельские требования. Возрастает ответственность банков перед вкладчиками, и, соответственно, ужесточаются требования к заемщикам, к залогам и оценке рисков.

«Все эти меры в совокупности объективно могут еще сильнее снизить круг потенциальных заемщиков», – резюмирует представитель НПП.

Когда гора не идет к Магомету, Магомету придется идти к горе

Что в этой ситуации делать предпринимательству, причем как крупному, так и малому и среднему? Ждать и надеяться, что у банков откуда-то появятся длинныесредства. Или попытаться подтянуться до уровня их сегодняшних требований.В Казахстане бизнес предпринимает попытки пойти по второму пути. Именно попытки, поскольку масштабированных проектов в этой сфере пока либо нет, либо они только готовятся к запуску в масштабах всей страны. Как программа микрокредитования сельского бизнеса.

«Одна из серьезных проблем – это доступ к финансированию для субъектов бизнеса из села, особенноначинающих:уних нет стабильных финансовых потоков, у них нет залогового имуществаи они не владеют базовыми навыками ведения бизнеса», – говорит г-жа Якупбаева.

В этой связи НПП в 2016–2017 годах реализовала ряд пилотных проектов. Первый – по микрокредитованию, он был запущен в шестирегионах страны, половину средств выделили крупные компании-спонсоры, половину – местные бюджеты, в результате было профинансировано порядка 700 проектов. В 2017 году через программу развития массового предпринимательства и продуктивной занятостибыло выдано уже в 10 раз больше микрокредитов на сумму 32 млрд тенге. В 2018 году расходы на микрокредитование будут увеличены в рамках «Пяти социальных инициатив» еще в 2 раза, до 62 млрд тенге.

Вторым проектом, направленным на подтягивание бизнеса до уровня, отвечающего требованиям финансового сектора, стала программа «Бастау Бизнес» по повышению финансовой грамотности начинающего предпринимателя на селе. В рамках данной программы в течение месяца начинающий предприниматель изучает основы бизнеса, потом защищает бизнес-план и – в идеале – получает финансирование. Но это только в идеале, потому что успешно защититься удается далеко не каждому.

«Есть хороший спрос, порядка 80% профинансированных проектов относится к сфере АПК. В 2018 году в 160 районах, включая моногорода, планируем обучить порядка 30 тыс. человек, из которых около 6 тыс.предпринимателей должны начать свой бизнес, то есть получить в конечном счете кредит», – уточняет масштабы отсева конечных получателей средств представительница АФК.

Еще один пилотный проект направлен на сокращение теневой экономики и повышение культуры бизнеса, он рассчитан на субъектов малого и среднего предпринимательства. В Казахстане проект стартует в текущем году, основная аудитория, на которую он рассчитан, – оптовая и розничная торговля, а также сфера услуг. Проект направлен на формирование культуры ведения бизнеса и подготовку к ведению управленческой отчетности.

«В случае, если предприниматели отойдут от неформальной отчетности к официальной, банки перестанут рассматривать их как высокорисковых клиентов– соответственно, доступность финансирования для них увеличится», – считает г-жа Якупбаева.

Этим проектом планируется охватить порядка 200 субъектов МСБ в Алматы и в Алматинской области с возможным масштабированием по всей стране в последующие годы.

Четвертое направление – кредитование под залог твердых долгосрочных контрактов будет охватывать те проекты, которые реализуются в рамках государственно-частного партнерства и увеличения местного содержания.

«Государственный партнер и крупная компания могут подписать долгосрочный договор с предпринимателем и гарантировать ему понятные и прозрачные долгосрочные финансовые потоки. Мы уверены, что для развития такого рода кредитования имеется большой потенциал, важно при этом покрыть кредитные риски для банков и инвесторов.Вэтой связи совместно с госорганами Национальным банком разработан ряд законодательных поправок для стимулирования проектов ГЧП», – поясняет зампредправления НПП.

Девять приоритетов финансирования

Все эти проекты подразумевают постепенное подтягивание бизнеса к необходимому уровню и, соответственно, постепенное увеличение вливаний в него со стороны банков в виде кредитов. Между теместь ряд секторов экономики, которые могут рассчитывать на довольно оперативную поддержку банковского сектора при посредничестве государства.

«Сейчас с правительством обсуждается комплексная программа повышения конкурентоспособности. Мы предлагаем охватить ею порядка девятиприоритетных секторов обрабатывающей промышленности, ориентированных на импортозамещение со стабильным спросом, – говорит г-жа Якупбаева. – Среди них пищевая, легкая, мебельная, химическая, фармацевтическая промышленность, машиностроение, производство строительных материалов. Все они получат возможность использовать меры государственной поддержки, взамен же бизнес должен будет взять обязательства по модернизации, локализации и цифровизации своего производства. Объединяя все эти меры в одну программу, мы повысим добросовестность и конкурентоспособность бизнеса».

В сухом же остатке предприниматели признают, что ставки кредитования бизнеса в стране без государственной поддержки остаются все еще достаточно высокими. И ярким примером тому служит исчезнувшая в последнее время с авансцены программа «Дорожная карта бизнеса – 2020», по которой малый и средний бизнес просит «внесения ясности» в части дальнейшего ее финансирования со стороны государства.

При этом статистика опять же свидетельствует об улучшении ситуации кредитования и в этом секторе: по данным Нацбанка, за январь – февраль 2018 года субъектам малого предпринимательства было выдано кредитов на сумму 247,4 млрд тенге, что выше показателей прошлого года на 22%. Другой вопрос, что реальные потребности рынка, по оценкам специалистов, как минимум, вдвое выше этого увеличения – а значит, МСБ недофинансирован, как и вся казахстанская экономика в целом. Остается дождаться, дадут ли существенный прирост кредитования предложенные НПП меры по подтягиванию бизнесменов к требованиям, предъявляемым банкам. Но, учитывая пилотный характер большинства из данных начинаний, ждать этого придется не один год.

Читайте также