Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


2135 просмотров

Как эффективный госконтроль может стать рекламой

Системы управления рисками, взятые на вооружение государственными органами, должны постепенно стать инструментами саморегулирования бизнеса

Системы управления рисками, взятые на вооружение государственными органами, должны постепенно стать инструментами саморегулирования бизнеса, считают участники рынка аналитических услуг Казахстана.

Как отмечалось на прошедшем в Астане семинаре «Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности Казахстана», в настоящее время в республике отмечается рост интереса к этому аналитическому направлению. Особенную заинтересованность в выстраивании системы аналитических инструментов высказывают государственные органы. Что неудивительно, поскольку государственный сектор исторически являлся владельцем больших данных и испытывал потребность в их анализе, позволяющим устанавливать определенные закономерности и просчитывать модели реагирования на них.

«Казахстан является одним из лидеров СНГ в области использования систем оценки рисков в контрольной деятельности, – говорит руководитель направления аналитики SAS Россия/СНГ Александр Ефимов. – В стране законодательно закреплено, что контрольно-надзорная деятельность осуществляется на основе оценок степени рисков, это отражено в Предпринимательском кодексе, что дало дополнительное внедрение в бизнес-среду таких подходов».

При этом системы управления рисками, по его словам, должны быть автоматизированы по определению не только потому, что содержат большие данные, которые в ручном режиме обработать невозможно физически. Главная причина автоматизации обработки состоит в том, что процесс оценки рисков требует постоянного оперативного обновления данных поднадзорных органов на регулярной основе. В противном случае принимаемые на основе анализа решения будут постоянно отставать от меняющейся ежеминутно ситуации.

Все для бизнеса

«Сейчас для улучшения внутренней деятельности, процессов принятия решений госорганов в госпрограмме «Цифровой Казахстан» устанавливается, что будет проведен комплекс работ по развитию системы интеллектуального анализа и прогнозирования на основе больших данных. Здесь идет как методологическая подготовка к внедрению риск-ориентированного подхода, заложенная еще 10 лет назад, так и технологическое или аналитическое реформирование государства, что способствует подобного рода подходу», – говорит Ефимов.

Иными словами, по его мнению, созданы все системные предпосылки для внедрения в практику работы государственных контрольно-надзорных органов эффективного риск-ориентированного подхода на основе технологии интеллектуального анализа больших данных и прогнозирования уровня рисков. И предполагается, что внедряемый профилактический контроль и надзор приведет к тому, что посещение объектов его будет осуществляться на основе оценки рисков, которая становится действительно во главе деятельности контрольно-надзорных органов.

Такого рода подходы невозможно реализовывать, если в контрольно-надзорном органе и в государстве в целом не существует соответствующих систем по управлению рисками. Другой вопрос, говорят эксперты, пытаются ли госорганы открыть профили риска и подсказать предпринимателям, на что обратить внимание, или же они исключительно закрытые – для ловли профессиональных негодяев и профессиональных нарушителей.

По мнению аналитиков SAS Россия/СНГ, госорганы в идеале должны открывать эти профили, тем самым «провоцируя» бизнес на внедрение аналогичных систем в его повседневную деятельность. Но для начала, разумеется, СУРы должны появиться во всех госорганах – в Казахстане пионерами в вопросе внедрения таких систем являются фискальные службы – налоговый и таможенный комитеты, объединенные ныне под «зонтиком» комитета госдоходов в министерстве финансов.

«У нас в таможенных органах раньше начали применяться СУР, сейчас активно применяются в налоговой службе, – говорит заместитель председателя комитета госдоходов Госман Амрин. – Я считаю, что во всех отраслях это необходимое требование сегодняшнего времени: это минимизирует расходы, снижает серьезно уровень коррупции и необоснованность проверок, то есть издержки бизнеса становятся меньше».

Помимо этого, отмечает он, особняком стоят вопрос по выработке мер. Непонятно и кто должен их вырабатывать, специалисты или машина.

«Здесь ведь соразмерность контроля риску, соразмерность реагирования на этот риск должна быть: я просто просматриваю документацию или досмотр провожу. И если досмотр, то в какой степени: должен я вас, извиняюсь, совсем раздеть или достаточно один карман пощупать? Я образно говорю, но эта часть, которая также влияет на взаимоотношения бизнеса и контролеров», – поясняет представитель руководства КГД.

Как бы там ни было, по его свидетельству, использование СУР сокращает количество сотрудников и повышает эффективность: одна только обязательная маркировка товаров участниками внешнеэкономической деятельности сразу дала троекратное увеличение сборов.

Когда аналитика в цене

Руководитель направления по работе с государственным сектором SAS Дмитрий Цой отмечает, что все преимущества аналитических систем бизнес способен оценить и без «рекламы» со стороны государственных органов – просто частники в Казахстане еще не перешагнули ту черту, за которой обработка больших данных вручную станет просто невозможной. Но Казахстан, по его мнению, уже находится на этой черте.

«В частном секторе возможности применения таких систем очень широки, но у нас исконно два больших сектора с обилием данных, это финансовый сектор и государственный, – говорит Цой. – В финсекторе мы плотно занимаемся финансовыми рисками, клиентской аналитикой, также к нему можно отнести телеком – эти отрасли являются большими потребителями аналитики. В последнее время, с развитием современных технологий, это развито сильно не только в финансовом секторе: сейчас все ритейловые компании построены на онлайн-технологиях и генерируют очень большой объем данных, которыми можно пользоваться. Индустрия 4.0 тоже полностью построена на цифровизации промышленности: цифровые рудники, цифровые месторождения, цифровые предприятия».

По утверждению эксперта, в настоящий момент конкуренция на казахстанском рынке аналитических услуг пока еще сильно не развита. Однако специалисты видят перспективы расширения этого рынка в стране, потому что налицо две располагающие к этому вещи: желание и потребность компаний внедрять такие методы, чтобы совершенствовать свою эффективность, и требования к повышению этой эффективности со стороны государства.


3388 просмотров

Кассовые аппараты старого образца оказались вне закона в Казахстане

Почти все компании теперь обязаны работать с кассовыми аппаратами, которые имеют функцию передачи данных

Фото: Shutterstock

С 1 апреля 2019 года большинство казахстанских компаний обязаны при расчетах с клиентами использовать кассовые аппараты (ККМ) с функцией передачи данных. В этот список попало более трехсот видов деятельности: производство, услуги ремонта, услуги перевозок, строительство, финансовая и страховая деятельность, операции с недвижимым имуществом, а также услуги по сдаче в аренду автомобилей и многие другие.

Напомним, онлайн-кассы начали применять еще в 2016 году для тех, кто реализовывал ГСМ и спиртные напитки. С 2018 года отменена регистрация ККМ без функции передачи данных. В октябре 2018 года перечень видов деятельности с обязательным применением онлайн-касс был расширен до 27, а в течение 2019 года весь бизнес, который работал ранее со старыми ККМ, должен перейти на новый формат наличных расчетов. 

Делается это для того, чтобы деятельность бизнеса в Казахстане становилась более прозрачной и подконтрольной государственным органам. 

Что такое онлайн-ККМ

Онлайн-кассы, или контрольно-кассовая техника, – это кассовые аппараты и программные комплексы нового образца, оснащенные фискальными накопителями. Такая техника подключается к интернету и передает данные о расчетах налоговым органам через оператора фискальных данных (ОФД) – АО «Казахтелеком».

Стоимость перехода на онлайн-кассы

Сегодня у предпринимателей есть на выбор три варианта перехода на новые ККМ.

Вариант № 1. Можно купить аппарат, минимальная цена которого на сегодня составляет 60 тыс. тенге. При этом ежемесячно предприниматель должен будет еще платить оператору передачи данных АО «Казахтелеком» 1500 тенге.

Вариант № 2. На компьютер, ноутбук, планшет или даже смартфон можно установить специальное приложение или подключить доступ к расчетам напрямую через интернет-сервисы. Стоимость обслуживания таких приложений в среднем составляет 1–3 тыс. тенге в месяц. Установка самого приложения может быть как платной (до 40 тыс. тенге), так и бесплатной. И здесь наблюдается прямая взаимосвязь: чем дешевле стоимость установки приложения, тем дороже потом цена облуживания за месяц. Ежемесячная оплата в АО «Казахтелеком» для этого варианта остается и также составляет 1500 тенге.

Вариант № 3. Кассовый аппарат можно арендовать у оператора передачи данных АО «Казахтелеком». Такая возможность предоставлена в рамках пилотного проекта предпринимателям Астаны, Алматы и Шымкента. Стоимость аренды аппарата составляет 4999 тенге и уже включает в себя стоимость ежемесячных услуг оператора передачи данных.

После приобретения ККМ или приложения нужно пройти бесплатную процедуру регистрации в налоговых органах. Тем не менее многие продавцы оборудования предоставляют предпринимателям дополнительную услугу по регистрации ККМ в налоговом органе. Средняя стоимость этой услуги – 5 тыс. тенге.

Если не использовать ККМ

До 2020 года осталось право работать без ККМ у индивидуальных предпринимателей на патенте и у плательщиков единого земельного налога. Кроме того, ККМ могут не применять те предприниматели, кто не принимает наличные деньги, физические лица, адвокаты, медиаторы, а также предприятия, оказывающие услуги общественного транспорта с выдачей билетов утвержденных форм.

Остальным предпринимателям, не использующим ККМ при работе с наличными средствами, грозит административная ответственность, в первый раз – в форме предупреждения. Повторное нарушение в течение года уже повлечет штраф в размере от 15 до 50 МРП (до 126 250 тенге) в зависимости от категории бизнеса, к которой относится предприниматель или юридическое лицо.

Преимущества онлайн-ККМ

Во-первых, на вновь установленные аппараты не надо теперь ежедневно заполнять книги кассира-операциониста. А ведь заполнение этих книг не только отнимает время, но и является налоговым риском – неверное заполнение влечет административную ответственность. Во-вторых, имея новые ККМ, можно контролировать в режиме онлайн свой бизнес. Можно видеть выручку по каждой кассе и пробитые этой кассой чеки. В-третьих, новые аппараты и системы позволят минимизировать число проверок. При оперативном получении информации налоговыми органами о расчетах и их автоматизированном риск-анализе необходимость в проверках отпадает. В-четвертых, новые программные комплексы позволяют применять современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты, чеки можно не распечатывать, а передавать на почту и мобильные телефоны. Особенно это удобно в случае потери кассового чека.

Дополнительно о налогах

При покупке онлайн-ККМ для предпринимателей, применяющих специальные режимы «патент» и «упрощенная декларация», предоставлена возможность корректировки суммы подоходного налога в сторону уменьшения на приобретение одной контрольно-кассовой машины на сумму 60 тыс. тенге, но не более чем на 50% от исчисленной суммы налога. То есть если предпринимателем исчислен налог в размере 1 млн тенге, то он может сумму налога скорректировать на всю сумму покупки онлайн-ККМ в пределах 60 тыс. тенге.

Также для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, операции, совершенные в безналичной форме расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной информационной системы, не включаются в минимум оборота для постановки на учет по НДС в пределах 114 184 МРП (288 314 600 тенге) и не включаются доходы в сумме 70 048 МРП (176 871 200 тенге) для определения предела для применения данного упрощенного режима. Иными словами, для них пороговые значения будут равны: для постановки на НДС – 364 064 600 тенге, для применения специального режима на основе упрощенной декларации – 237 567 150 тенге.

До недавнего времени чек ККМ должен был содержать цену товара, работы, услуги и сумму покупки, но после принятия закона о внесении изменений и ввода данного закона этот пункт звучит так: «Цену товара, работы, услуги за единицу, наименование товара, работы, услуги; количество приобретаемых товаров, работ, услуг; единицу их измерения, общую сумму продажи товара, работы, услуги». Этим требованиям не соответствуют все ККМ старых образцов.

Кроме того, применение онлайн-касс создает новую концепцию ведения бизнеса: без привязки к офису (ККМ необходимо было регистрировать на конкретное место нахождения), без наличия стационарных ККМ (например, находясь на встрече с клиентом и оказывая услуги дизайна не нужно звонить бухгалтеру, чтобы она «выбила чек» на оплату услуг), документооборот переходит в электронную форму и постепенно отпадает надобность в такой штатной единице, как бухгалтер.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

158-е
место
занял Казахстан в рейтинге свободы прессы из возможных 180

Цитата дня

Мой вывод – мы идем правильным курсом. Наш мудрый народ един, государство, как высшая ценность нашей независимости, незыблемо. Поэтому твердо считаю, что досрочные выборы главы государства абсолютно необходимы. Для того, чтобы обеспечить общественно-политическое согласие, уверенно двигаться вперед, решать задачи социально-экономического развития, необходимо снять любую неопределенность.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank