Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


2094 просмотра

Как эффективный госконтроль может стать рекламой

Системы управления рисками, взятые на вооружение государственными органами, должны постепенно стать инструментами саморегулирования бизнеса

Системы управления рисками, взятые на вооружение государственными органами, должны постепенно стать инструментами саморегулирования бизнеса, считают участники рынка аналитических услуг Казахстана.

Как отмечалось на прошедшем в Астане семинаре «Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности Казахстана», в настоящее время в республике отмечается рост интереса к этому аналитическому направлению. Особенную заинтересованность в выстраивании системы аналитических инструментов высказывают государственные органы. Что неудивительно, поскольку государственный сектор исторически являлся владельцем больших данных и испытывал потребность в их анализе, позволяющим устанавливать определенные закономерности и просчитывать модели реагирования на них.

«Казахстан является одним из лидеров СНГ в области использования систем оценки рисков в контрольной деятельности, – говорит руководитель направления аналитики SAS Россия/СНГ Александр Ефимов. – В стране законодательно закреплено, что контрольно-надзорная деятельность осуществляется на основе оценок степени рисков, это отражено в Предпринимательском кодексе, что дало дополнительное внедрение в бизнес-среду таких подходов».

При этом системы управления рисками, по его словам, должны быть автоматизированы по определению не только потому, что содержат большие данные, которые в ручном режиме обработать невозможно физически. Главная причина автоматизации обработки состоит в том, что процесс оценки рисков требует постоянного оперативного обновления данных поднадзорных органов на регулярной основе. В противном случае принимаемые на основе анализа решения будут постоянно отставать от меняющейся ежеминутно ситуации.

Все для бизнеса

«Сейчас для улучшения внутренней деятельности, процессов принятия решений госорганов в госпрограмме «Цифровой Казахстан» устанавливается, что будет проведен комплекс работ по развитию системы интеллектуального анализа и прогнозирования на основе больших данных. Здесь идет как методологическая подготовка к внедрению риск-ориентированного подхода, заложенная еще 10 лет назад, так и технологическое или аналитическое реформирование государства, что способствует подобного рода подходу», – говорит Ефимов.

Иными словами, по его мнению, созданы все системные предпосылки для внедрения в практику работы государственных контрольно-надзорных органов эффективного риск-ориентированного подхода на основе технологии интеллектуального анализа больших данных и прогнозирования уровня рисков. И предполагается, что внедряемый профилактический контроль и надзор приведет к тому, что посещение объектов его будет осуществляться на основе оценки рисков, которая становится действительно во главе деятельности контрольно-надзорных органов.

Такого рода подходы невозможно реализовывать, если в контрольно-надзорном органе и в государстве в целом не существует соответствующих систем по управлению рисками. Другой вопрос, говорят эксперты, пытаются ли госорганы открыть профили риска и подсказать предпринимателям, на что обратить внимание, или же они исключительно закрытые – для ловли профессиональных негодяев и профессиональных нарушителей.

По мнению аналитиков SAS Россия/СНГ, госорганы в идеале должны открывать эти профили, тем самым «провоцируя» бизнес на внедрение аналогичных систем в его повседневную деятельность. Но для начала, разумеется, СУРы должны появиться во всех госорганах – в Казахстане пионерами в вопросе внедрения таких систем являются фискальные службы – налоговый и таможенный комитеты, объединенные ныне под «зонтиком» комитета госдоходов в министерстве финансов.

«У нас в таможенных органах раньше начали применяться СУР, сейчас активно применяются в налоговой службе, – говорит заместитель председателя комитета госдоходов Госман Амрин. – Я считаю, что во всех отраслях это необходимое требование сегодняшнего времени: это минимизирует расходы, снижает серьезно уровень коррупции и необоснованность проверок, то есть издержки бизнеса становятся меньше».

Помимо этого, отмечает он, особняком стоят вопрос по выработке мер. Непонятно и кто должен их вырабатывать, специалисты или машина.

«Здесь ведь соразмерность контроля риску, соразмерность реагирования на этот риск должна быть: я просто просматриваю документацию или досмотр провожу. И если досмотр, то в какой степени: должен я вас, извиняюсь, совсем раздеть или достаточно один карман пощупать? Я образно говорю, но эта часть, которая также влияет на взаимоотношения бизнеса и контролеров», – поясняет представитель руководства КГД.

Как бы там ни было, по его свидетельству, использование СУР сокращает количество сотрудников и повышает эффективность: одна только обязательная маркировка товаров участниками внешнеэкономической деятельности сразу дала троекратное увеличение сборов.

Когда аналитика в цене

Руководитель направления по работе с государственным сектором SAS Дмитрий Цой отмечает, что все преимущества аналитических систем бизнес способен оценить и без «рекламы» со стороны государственных органов – просто частники в Казахстане еще не перешагнули ту черту, за которой обработка больших данных вручную станет просто невозможной. Но Казахстан, по его мнению, уже находится на этой черте.

«В частном секторе возможности применения таких систем очень широки, но у нас исконно два больших сектора с обилием данных, это финансовый сектор и государственный, – говорит Цой. – В финсекторе мы плотно занимаемся финансовыми рисками, клиентской аналитикой, также к нему можно отнести телеком – эти отрасли являются большими потребителями аналитики. В последнее время, с развитием современных технологий, это развито сильно не только в финансовом секторе: сейчас все ритейловые компании построены на онлайн-технологиях и генерируют очень большой объем данных, которыми можно пользоваться. Индустрия 4.0 тоже полностью построена на цифровизации промышленности: цифровые рудники, цифровые месторождения, цифровые предприятия».

По утверждению эксперта, в настоящий момент конкуренция на казахстанском рынке аналитических услуг пока еще сильно не развита. Однако специалисты видят перспективы расширения этого рынка в стране, потому что налицо две располагающие к этому вещи: желание и потребность компаний внедрять такие методы, чтобы совершенствовать свою эффективность, и требования к повышению этой эффективности со стороны государства.


3806 просмотров

МИИР РК: Авиасообщение между Астаной и Нью-Йорком смогут открыть только американские авиакомпании

Казахстанские компании не смогут обслуживать рейсы в США до 2021 года

Фото: shutterstock.com

Открыть прямое регулярное авиасообщение между Астаной и Нью-Йорком в текущем году смогут лишь американские авиакомпании, сообщил первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр.

«По поручению главы государства в текущем году будет установлена правовая база для осуществления полетов в США. На сегодняшний день уже существует правовая база между Казахстаном и Японией, которая позволяет открытие регулярных рейсов между нашими странами с частотой до 14 рейсов в неделю. В этом году будут проработаны вопросы оказания государственной поддержки отечественной авиакомпании для открытия таких рейсов в Японию и США», - сказал он на коллегии министерства индустрии и инфраструктурного развития 21 февраля.

«Касательно вопроса организации рейсов в Японию и США сроки какие рассматриваются? Глава государства на заседании правительства 30 января поставил задачу. Понятно, что рейсы на первом этапе могут быть убыточными, вопрос субсидирования этих маршрутов будет рассматриваться и решаться. Какие сроки рассматриваете сейчас?», - спросил у него первый вице-премьер Аскар Мамин.

Скляр ответил, что институциональной поддержкой станут соответствующие изменения в законодательство о транспорте, которые 13 марта должны быть во втором чтении рассмотрены мажилисом парламента.

«Мы сейчас подготовим пакет документов именно для субсидирования международных рейсов. С Японией, как я сказал, соглашение подписано и во втором полугодии текущего года мы планируем открыть авиарейс в Японию», - сказал он.

Также Роман Скляр уточнил, что «Эйр Астана» пока не сможет обслуживать рейсы в США, т.к. компания и комитет гражданской авиации РК должны пройти аудит авиационных властей США на соответствие критериям безопасности. По словам чиновника, процедура занимает длительное время – порядка двух лет.

«Когда ожидается?», - вновь Мамин.

«Япония в этом году. США нашими авиакомпаниями - в 2021 году», - ответил Скляр.

«А если привлечь американские компании?», - уточнил Мамин.

«Если будет американская компания, то правовая основа у нас будет - уже в марте мы подписываем с ними соглашение, то в текущем году американские компании могут осуществлять перевозки», - сказал Скляр.

Мамин попросил главу «Эйр Астаны» Питера Фостера подтвердить данную информацию, на что тот ответил «да».

«Я могу подтвердить информацию, предоставленную господином Скляром. Процесс действительно долгий. В частности получение одобрения именно департамента внутренней безопасности США, процесс получения одобрения со стороны департамента гражданской авиации намного проще, но именно аудит в части безопасности займет определенное время», - сказал Фостер.

Вместе с тем, отметил Фостер, что процесс уже начат.

«Что касается рейсов в Нью-Йорк, то на данный момент рассматривается вариант выполнения этих рейсов через промежуточный пункт, что также потребует подписания дополнительного соглашения о коммерческих перевозках, но если все будет по плану, то уже на следующий год пока предварительно планируем начать выполнение полетов (из РК транзитом в США). В конце следующего года «Эйр Астаной», если успешно будет подписано соглашение о коммерческих перевозках через транзитный пункт», - сказал он.

По его словам, необходимо оказать поддержку в подписании соглашения о коммерческих перевозках в США через транзитный пункт.

Помимо прочего представитель МИИР РК сообщил, что в сфере гражданской авиации РК в 2018 году сохранились положительные темпы роста пассажиропотока - число перевезенных пассажиров выросло до 7,8 млн человек или на 7% (2017 год - 7,4 млн человек). За прошлый год количество транзитных пассажиров увеличилось на 45% с 620 тыс. до 900 тыс. чел.

Успешный опыт 72-часового безвизового режима для граждан Китая, с 2018 года применяется и для граждан Индии, следующих транзитом через Казахстан.

«По итогам 2019 года общий объем транзитных пассажиров составит 1,2 млн человек», - заявил Скляр.

По его словам, наблюдается устойчивое развитие в области международных перевозок. Если в 2013 году полеты выполнялись по 73-м направлениям, то уже в 2018 году увеличились до 96. Только в 2018 году казахстанскими и иностранными авиакомпаниями открыто 14 новых авиасообщений. В настоящее время, в Казахстан регулярные международные пассажирские рейсы выполняют 23 иностранные авиакомпании.

«Необходимо отметить, положительные результаты аудита ИКАО по авиационной безопасности. Уровень соответствия стандартам ИКАО в Казахстане составил 83%, что превышает на 11% значение среднемирового уровня (72%)», - сказал Скляр.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министерство информации и коммуникаций РК ужесточает правила аккредитации журналистов в освещении мероприятий. Как Вы думаете, почему они это делают?

Варианты

Цифра дня

2%
годовых
составит ставка по ипотеке для многодетных и неполных семей

Цитата дня

Я, как президент и гарант Конституции, учитывая интересы нашего народа, принимаю следующее решение. Считаю, что Правительство должно уйти в отставку. Новое руководство Правительства должно выработать действенные шаги по повышению уровня жизни, стимулированию экономики, реализации стратегических задач

Нурсултан Назарбаев
президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank