Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


2134 просмотра

Как эффективный госконтроль может стать рекламой

Системы управления рисками, взятые на вооружение государственными органами, должны постепенно стать инструментами саморегулирования бизнеса

Системы управления рисками, взятые на вооружение государственными органами, должны постепенно стать инструментами саморегулирования бизнеса, считают участники рынка аналитических услуг Казахстана.

Как отмечалось на прошедшем в Астане семинаре «Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности Казахстана», в настоящее время в республике отмечается рост интереса к этому аналитическому направлению. Особенную заинтересованность в выстраивании системы аналитических инструментов высказывают государственные органы. Что неудивительно, поскольку государственный сектор исторически являлся владельцем больших данных и испытывал потребность в их анализе, позволяющим устанавливать определенные закономерности и просчитывать модели реагирования на них.

«Казахстан является одним из лидеров СНГ в области использования систем оценки рисков в контрольной деятельности, – говорит руководитель направления аналитики SAS Россия/СНГ Александр Ефимов. – В стране законодательно закреплено, что контрольно-надзорная деятельность осуществляется на основе оценок степени рисков, это отражено в Предпринимательском кодексе, что дало дополнительное внедрение в бизнес-среду таких подходов».

При этом системы управления рисками, по его словам, должны быть автоматизированы по определению не только потому, что содержат большие данные, которые в ручном режиме обработать невозможно физически. Главная причина автоматизации обработки состоит в том, что процесс оценки рисков требует постоянного оперативного обновления данных поднадзорных органов на регулярной основе. В противном случае принимаемые на основе анализа решения будут постоянно отставать от меняющейся ежеминутно ситуации.

Все для бизнеса

«Сейчас для улучшения внутренней деятельности, процессов принятия решений госорганов в госпрограмме «Цифровой Казахстан» устанавливается, что будет проведен комплекс работ по развитию системы интеллектуального анализа и прогнозирования на основе больших данных. Здесь идет как методологическая подготовка к внедрению риск-ориентированного подхода, заложенная еще 10 лет назад, так и технологическое или аналитическое реформирование государства, что способствует подобного рода подходу», – говорит Ефимов.

Иными словами, по его мнению, созданы все системные предпосылки для внедрения в практику работы государственных контрольно-надзорных органов эффективного риск-ориентированного подхода на основе технологии интеллектуального анализа больших данных и прогнозирования уровня рисков. И предполагается, что внедряемый профилактический контроль и надзор приведет к тому, что посещение объектов его будет осуществляться на основе оценки рисков, которая становится действительно во главе деятельности контрольно-надзорных органов.

Такого рода подходы невозможно реализовывать, если в контрольно-надзорном органе и в государстве в целом не существует соответствующих систем по управлению рисками. Другой вопрос, говорят эксперты, пытаются ли госорганы открыть профили риска и подсказать предпринимателям, на что обратить внимание, или же они исключительно закрытые – для ловли профессиональных негодяев и профессиональных нарушителей.

По мнению аналитиков SAS Россия/СНГ, госорганы в идеале должны открывать эти профили, тем самым «провоцируя» бизнес на внедрение аналогичных систем в его повседневную деятельность. Но для начала, разумеется, СУРы должны появиться во всех госорганах – в Казахстане пионерами в вопросе внедрения таких систем являются фискальные службы – налоговый и таможенный комитеты, объединенные ныне под «зонтиком» комитета госдоходов в министерстве финансов.

«У нас в таможенных органах раньше начали применяться СУР, сейчас активно применяются в налоговой службе, – говорит заместитель председателя комитета госдоходов Госман Амрин. – Я считаю, что во всех отраслях это необходимое требование сегодняшнего времени: это минимизирует расходы, снижает серьезно уровень коррупции и необоснованность проверок, то есть издержки бизнеса становятся меньше».

Помимо этого, отмечает он, особняком стоят вопрос по выработке мер. Непонятно и кто должен их вырабатывать, специалисты или машина.

«Здесь ведь соразмерность контроля риску, соразмерность реагирования на этот риск должна быть: я просто просматриваю документацию или досмотр провожу. И если досмотр, то в какой степени: должен я вас, извиняюсь, совсем раздеть или достаточно один карман пощупать? Я образно говорю, но эта часть, которая также влияет на взаимоотношения бизнеса и контролеров», – поясняет представитель руководства КГД.

Как бы там ни было, по его свидетельству, использование СУР сокращает количество сотрудников и повышает эффективность: одна только обязательная маркировка товаров участниками внешнеэкономической деятельности сразу дала троекратное увеличение сборов.

Когда аналитика в цене

Руководитель направления по работе с государственным сектором SAS Дмитрий Цой отмечает, что все преимущества аналитических систем бизнес способен оценить и без «рекламы» со стороны государственных органов – просто частники в Казахстане еще не перешагнули ту черту, за которой обработка больших данных вручную станет просто невозможной. Но Казахстан, по его мнению, уже находится на этой черте.

«В частном секторе возможности применения таких систем очень широки, но у нас исконно два больших сектора с обилием данных, это финансовый сектор и государственный, – говорит Цой. – В финсекторе мы плотно занимаемся финансовыми рисками, клиентской аналитикой, также к нему можно отнести телеком – эти отрасли являются большими потребителями аналитики. В последнее время, с развитием современных технологий, это развито сильно не только в финансовом секторе: сейчас все ритейловые компании построены на онлайн-технологиях и генерируют очень большой объем данных, которыми можно пользоваться. Индустрия 4.0 тоже полностью построена на цифровизации промышленности: цифровые рудники, цифровые месторождения, цифровые предприятия».

По утверждению эксперта, в настоящий момент конкуренция на казахстанском рынке аналитических услуг пока еще сильно не развита. Однако специалисты видят перспективы расширения этого рынка в стране, потому что налицо две располагающие к этому вещи: желание и потребность компаний внедрять такие методы, чтобы совершенствовать свою эффективность, и требования к повышению этой эффективности со стороны государства.


3633 просмотра

Урок из Узбекистана для публичных лиц

Комментарий в Facebook, сделанный от имени главы Государственного налогового комитета Бехзода Мусаева, объявлен вне закона

Фото: Shutterstock

В Узбекистане скандал: комментарий в Facebook, сделанный от имени главы Государственного налогового комитета Бехзода Мусаева, объявлен вне закона. С чем это связано и какой урок должны извлечь из этой истории публичные люди Казахстана - в материале «Курсива». 

Вечером в воскресенье (17 марта) практически все интернет-издания Узбекистана распространили сообщение от пресс-службы Государственного налогового комитета (ГНК). В опубликованном документе отмечалось, что к появившемуся на днях очередному видеоролику BBC в социальной сети Facebook комментарию, глава ГНК Бехзод Мусаев никакого отношения не имеет.

При этом в пресс-службе Государственного налогового комитета Узбекистана особо подчеркнули, что у их руководителя нет никаких страниц в Facebook, а комментарий оставлен фейковым аккаунтом. Соответственно, напомнив, что клевета и подрыв деловой репутации преследуется по закону, было отмечено, что ГНК намерен «обратиться к руководству Facebook, а также в соответствующие государственные органы для установления личности людей, скрывающихся под ложными именами, с целью привлечения их к ответственности». 

Важные дополнения

Несколько позже в СМИ Узбекистана появились и дополнения к официальному заявлению пресс-службы Государственного налогового комитета. Из них следовало, что комментарии от имени Бехзода Мусаева были сделаны с фейковых аккаунтов, зарегистрированных в Великобритании.

«Изучение фейковых аккаунтов, созданных в соцсети Facebook под именем председателя Государственного налогового комитета Узбекистана Бехзода Мусаева, показало, что при их регистрации использованы номера телефонов столицы Великобритании - Лондона. В связи с данными обстоятельствами руководство ГНК обратилось к руководству Facebook для закрытия ложных аккаунтов, порочащих авторитет и наносящих урон деловой репутации председателя ГНК», - со ссылкой на пояснения пресс-службы Государственного налогового комитета сообщили узбекские СМИ. 

Ошибки пресс-службы

Очевидно, что представители налогового комитета Узбекистана впервые столкнулись с подобным явлением. Ведь в противном случае ими не было бы допущено сразу несколько ошибок, которые лишь усугубили ситуацию в целом. Попробуем их разобрать. Тем более что в условиях наблюдаемой в мире активной борьбы с различного рода фейками, в подобную ситуацию могут попасть и публичные люди Казахстана. 
В первую очередь своим заявлением пресс-служба ГНК Узбекистана, вероятно и сама того не желая, подтолкнула читателей узбекских СМИ к поиску того самого видео, где и появился фейковый комментарий от «Бехзода Мусаева».

Такова природа легко предсказуемого человеческого любопытства: если есть жесткая реакция со стороны госоргана, значит надо узнать из-за чего весь этот «сыр-бор». В результате количество просмотров появившегося в четверг видео от британской медиа-корпорации с далеко не самым положительным для Узбекистана содержанием за короткий срок увеличилось в несколько раз. Если еще вечером в воскресенье материал (кстати, на узбекском языке) посмотрели чуть больше девяти сотен человек, то уже через сутки их число выросло до 40 тысяч. Это при том, что чаще всего видеоконтент с аналогичным содержанием эта страница в Facebook набирает 2-3 тысячи просмотров.

Странным выглядит и удаление скандально-агрессивного комментария, в котором, кстати, оправдывались действия властей Узбекистана. Трудно сказать, кем это было сделано - владельцем «фейкового аккаунта», администрацией социальной сети с подачи пресс-службы ГНК РУ или модератором ВВС из Лондона.

Но факт остается фактом: если целью публикации было провокационное желание продемонстрировать, что в Узбекистане со времен Ислама Каримова на самом деле ничего не меняется, то можно сказать, она была достигнута. Ведь под видеороликом из Великобритании вслед за высказываниями лже-Мусаева появилось немалое количество комментариев от пользователей социальной сетью, которые не только нелицеприятно высказывались в адрес главы Государственного налогового комитета, но и поставили под сомнение кадровую политику президента Узбекистана Шавката Мирзиеева. 

Наконец, третья ошибка. Сообщив в воскресенье об отсутствии у Бехзода Мусаева какого-либо аккаунта в Facebook, в пресс-службе ГНК Узбекистана явно проглядели наличие у него хоть и не обновляемого с декабря 2018 года, но действующего профиля в этой социальной сети, подлинность которого сомнения не вызывала. Достаточно сказать, что в числе его виртуальных друзей были представители СМИ, политологи, бизнесмены и сотрудники различных государственных структур Узбекистана. При этом «несуществующий» аккаунт был удален лишь в первой половине дня понедельника, когда с его доступной для просмотра посторонними пользователям частью успели ознакомиться все желающие. Естественно этот момент был отмечен и в Facebook’е, и на форумах узбекистанских интернет-изданий, участники которых не без доли ехидства заметили, что в пресс-службе Государственного налогового комитета далеко не все знают о жизни их начальника в социальных сетях. 

Когда «синей галочки» просто нет

Очевидно, что урок из Узбекистана должен быть выучен активно присутствующими в социальных сетях публичными лицами и средствами массовой информации Казахстана. Ведь в условиях наблюдаемых глобальных кибернетических войн все они могут запросто стать жертвами масштабных провокаций. И это отнюдь не фантастика. Даже при беглом ознакомлении с профилями известных казахстанских политиков, бизнесменов, спортсменов и средств массовой информации, сразу же бросается в глаза их незащищенность перед создателями фейковых аккаунтов в самых массовых социальных сетях - Facebook, Instagram, Twitter и VK.

В частности это наблюдается с аккаунтами министра информации и общественного развития Даурена Абаева, министра здравоохранения Елжана Биртанова, руководителя администрации президента РК Асета Исекешева, у которого, кстати, активны сразу несколько профилей, исполняющего обязанности главы РК Касым-Жомарта Токаева и многих других.

Дело в том, что их аккаунты в социальных сетях не прошли процедуры верификации, подтверждающей принадлежность его владельцу, в виде так называемой «синей галочки». Соответственно нельзя исключать, что история, произошедшая в соседнем Узбекистане, может повториться и в нашей стране со всеми последующими экстренными заявлениями всевозможных пресс-служб и определенным недоверием со стороны рядовых граждан.

Достаточно сказать, что фейковый аккаунт Бехзода Мусаева (который, кстати, вновь активизировался в понедельник вечером) для своей идентификации в социальных сетях использовал подлинные фотографии председателя Государственного налогового комитета Узбекистана. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как Вы относитесь к переименованию столицы Казахстана из Астаны в Нур-Султан?

Варианты

Цифра дня

29
лет
возглавлял Казахстан Нурсултан Назарбаев

Цитата дня

Как президент Казахстана я принял решение о сложении полномочий...

нурсултан назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank