Перейти к основному содержанию

5413 просмотров

В Казахстане снизился уровень молодежной безработицы

Ее уровень по итогам I квартала 2018 года составил 4,1% при общем уровне безработицы 4,9%

В Казахстане снизился уровень молодежной безработицы

В Казахстане снизился уровень молодежной безработицы

По данным Министерства труда и социальной защиты населения Казахстана, в республике низкая молодежная безработица: ее уровень по итогам I квартала 2018 года составил 4,1% при общем уровне безработицы 4,9%, передает корреспондент Kursiv.kz.

Такой показатель, по словам экспертов, результат реализуемых в стране госпрограмм по трудоустройству данной категории граждан.

Согласно статданным, экономически активная часть молодежи (с 16 до 29 лет) составляет – 2 086,2 тыс. человек. Из них 57,5% (или 1200,5 тыс. человек) проживают в городах и 43% (или 885,7 тыс. человек – в сельской местности). Из общего числа молодежи 95,8%, или 2 000,2 тыс. человек, – занятая молодежь (57%, или 1 148 тыс. человек, заняты в городах и 43%, или 885,6 тыс. человек, – в сельской местности – «Къ»).

Молодежь преимущественно занята в сфере образования, здравоохранения и социальных услуг (445,7 тыс. человек), в отраслях транспорта и складирования (334,0 тыс. человек), промышленности (293,2 тыс. человек) и в сфере торговли (160,7 тыс. человек).

«В обеспечении занятости молодежи особое внимание уделяется не поступившим в учебные заведения после школы, лицам без образования, осужденным и вышедшим из мест лишения свободы, безработным, лицам, занятым в неформальном секторе экономики», – сообщили изданию в минсоцтруда.

Вопрос молодежной занятости – приоритет и новой Программы по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства. Так, на 1 мая текущего года 56 тыс. молодых людей воспользовались мерами государственной поддержки этой программы, главным фокусом которой является развитие конкретных профессиональных навыков на основе массового обучения, и это касается в первую очередь молодежи в возрасте от 15 до 24 лет. Получение навыков и знаний по профессиям, востребованным на рынке труда, существенно повышает возможности молодежи трудоустроиться или заняться предпринимательством. Кстати, в мерах программы по развитию массового предпринимательства предусмотрены инструменты микрокредитования, которые можно применять не только на селе, но и в городах.

Программой особое внимание уделяется молодым людям, не поступившим в средне-специальные или высшие учебные заведения и не имеющим образования. Им предоставлена возможность получить бесплатно первую рабочую профессию на базе организаций технического и профессионального образования. Так, с 1 сентября текущего года 21 тыс. молодых людей будет направлена на профессиональное обучение на базе ТиПО. Уже на сегодня более 6 тыс. человек из числа молодежи направлены на краткосрочные курсы.

В то же время в целях развития предпринимательства в рамках программы на льготных условиях предоставляются микрокредиты. Молодым людям с предпринимательским потенциалом предоставляется возможность обучиться основам предпринимательства и защитить свой бизнес-проект. По данным МТиСЗН, на обучение в рамках проекта «Бизнес-Бастау» направлено 488 человек, микрокредиты получили 11 человек, из них 9 открыли собственное дело.

Одним из основных барьеров при трудоустройстве молодежи, окончившей учебные заведения, является, по данным пресс-службы министерства труда и соцзащиты, проблема так называемого «первого рабочего места», связанная с отсутствием у выпускников трудового стажа. Для ее решения в рамках программы сохранен компонент «молодежная практика», который позволяет молодым выпускникам за счет поддержки государства приобрести практические навыки работы и первоначальный трудовой стаж по специальности, что в последующем повышает их возможности постоянного трудоустройства. Преимуществом является то, что работодатель затрат не несет, но получает возможность отбора себе кадров из числа работающих выпускников.

«Перечисленные меры по обеспечению занятости и здоровья молодежи мы рассматриваем в первую очередь через призму вовлечения проблемной молодежи в нормальную общественную жизнь. В 2018 году охват мерами государственной поддержки содействия занятости в рамках государственных и правительственных программ, программ развития регионов и частных инициатив составит более 171 тыс. молодых людей, или 30% от общего охвата», – сообщили изданию в ведомстве.

План трудоустройства

В текущем году на постоянные и временные рабочие места планируется трудоустроить 128,3 тыс. молодых людей, направить на профессиональное обучение – 29,1 тыс. Около 1 тыс. молодых людей окажут поддержку по повышению предпринимательской инициативы.

Помимо этого с 1 июня в стране стартовал созданный по поручению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева проект «Жасыл ел» как один из способов официального трудоустройства учащейся и безработной молодежи Казахстана. На сегодня штабы «Жасыл ел» функционируют во всех регионах республики. По данным республиканского штаба молодежных трудовых отрядов «Жасыл ел», с начала реализации проекта в работу по благоустройству и озеленению территории привлечено свыше 250 тыс. человек, с чьей помощью посажены 44,295 млн деревьев, обработано 148 992 га земли.

Чтобы привлечь молодежь в проект, с 2016 года вдвое увеличена доплата к заработной плате. С 2017 года с целью своевременного получения доплаты средства из республиканского бюджета передаются трансфертом в местный бюджет. В текущем году из средств республиканского бюджета на реализацию данного проекта выделено около 900 млн тенге для трудоустройства более 18 тыс. молодежи, также планируется выделение средств из местного бюджета в размере 142 млн тенге.

В текущем году планируется возобновить Jasyl el Upgrade – проект по реставрации зданий, помещений и домов, нуждающихся в ремонте. Также «Жасыл ел» впервые запустил проект по созданию тепличных комплексов на базах региональных штабов трудовых отрядов.

В частности, в Усть-Каменогорске в начале лета стартовала программа озеленения «Жасыл ел» – один из способов официального трудоустройства учащейся и безработной молодежи Казахстана. Работодателями выступили ВКГТУ им. Д. Серикбаева и ТОО «Озеленитель». Принять участие в программе могут молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет. Заработная плата составит более 63 тыс. тенге. От зарплаты будут вычитать пенсионные отчисления. При этом работодатель предлагает на выбор два варианта режима работы: для подростков (от 16 до 18 лет) – с 8:00 до 15:00, и молодежи (от 18 лет) – полный рабочий день.

В Актюбинской же области с прошлого года студенческие отряды работают круглогодично. Планируется, что в этом году в них побывают около 6 тыс. молодых людей.

5060 просмотров

Как гостиничный бизнес Узбекистана пытается догнать растущий поток туристов

Власти республики объявили туротрасль стратегической и выделяют немалые средства из бюджета на поддержку этого бизнеса

Фото: Shutterstock.com/Marina Rich

Увеличить и количество гостиниц, и объем номерного фонда в два раза планирует Узбекистан уже до конца 2021 года – рынок требует все больше мест для туристов.

В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн туристов. Три года назад этот показатель был равен лишь 2,2 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации при ООН, республика сейчас на четвертом месте среди стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Растущий поток гостей выявил слабые места, которые тормозят развитие туризма в Узбекистане. Одна из главных болевых точек – гостиничный фонд.

Койко-место под узбекским солнцем  

На начало года в Узбекистане, по данным Госкомитета по развитию туризма, насчитывалось 1,2 тыс. объектов инфраструктуры гостеприимства, 70% из них – это гостиницы, 18% – хостелы и 12% – другие виды размещения. Общий номерной фонд составляет 24 тыс. и рассчитан на 50 тыс. койко-мест. «Средний уровень загрузки гостиничного фонда по итогам 2019 года составил 83%. Это очень большой показатель. В пиковые сезоны порой невозможно найти свободного номера в Ташкенте и особенно в таких туристических центрах, как Хива, Самарканд, Бухара», – прокомментировал начальник департамента по стратегическому развитию и кадровым ресурсам Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

По словам председателя Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангиз Абдуллаевой, из-за повышенного спроса понятие сезонности для гостиниц становится менее актуальным. «Узбекистан всегда считался сезонным направлением. Но в 2019 году серьезная загруженность была на протяжении всего года», – подчеркнула Фарангиз Абдуллаева. 

Поддержать сумом

Провозгласив туризм стратегической отраслью, власти Узбекистана взялись за решение проблем с дефицитом гостиничного фонда. В 2019 году в стране стартовала программа субсидирования строительства новых отелей. Государство покрывает расходы застройщиков в размере 40 млн сумов ($4,2 тыс.) за один номер для трехзвездочных гостиниц и 65 млн сумов ($6,8 тыс.) за номер в «четырех звездах». 

Учредитель трехзвездочного отеля «Согдиана» в Самарканде Азиз Ташев – один из тех предпринимателей, кто такой поддержкой уже воспользовался. «Благодаря субсидии государства мы смогли покрыть свои расходы на 20%, а всего получили 4,08 миллиарда сумов (эквивалентно $428 тыс.). Это существенная поддержка для нас. Без дотаций со стороны государства ускоренно развивать туризм невозможно», – уверен Ташев. 

Программа субсидирования будет действовать до 2022 года. За это время количество гостиниц в стране должно вырасти вдвое – до 2,4 тыс, а номерной фонд увеличиться до 50 тыс. Только в прошлом году в Узбекистане появилось 270 новых объектов гостиничного бизнеса. 

Бросить все и уйти в туризм

Власти Узбекистана поддержали предпринимателей не только деньгами, но и административно – упростив порядок и требования к получению лицензии на данный вид деятельности. В результате в стране резко выросло число гостевых домов и хостелов. Именно они, по оценке Шухрата Исакулова, помогли выправить ситуацию в пиковые периоды туристического сезона 2019 года. 

Абдулазиз Икрамжанов полтора года назад с родителями открыл первый хостел в Ташкенте. Сейчас он более чем уверен, что у этого вида гостиниц большие перспективы в Узбекистане. «Мы не ощущаем большой конкуренции, да и разнообразия среди хостелов тоже пока нет. Узбеки привыкли жить в больших домах, а сейчас все больше к людям приходит понимание, что использовать свое жилище для размещения гостей – это нормально. Тем более что никаких проверок или дополнительных бумажек тоже не требуется», – говорит Икрамжанов. 

Отсутствие бюрократии при открытии гостиничного бизнеса приводит к тому, что некоторые предприимчивые владельцы жилплощади в многоквартирных домах регистрируют свое имущество как хостел. Ташкентские риелторы объясняют это тем, что из-за отсутствия номеров в гостиницах туристы часто выбирают посуточную аренду квартир. А по узбекистанским законам если иностранец находится в стране более трех дней, он обязан зарегистрироваться по месту пребывания. 

Хостелы, как и другие объекты размещения, зарегистрированы в единой операционной системе, с помощью которой ведется учет туристов.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину, что те предприниматели, которые занимались другими видами деятельности, переключаются в сферу туризма. Потому что туризм быстро окупается. Тем более в условиях дефицита, который есть по номерному фонду», – прокомментировал Шухрат Исакулов. Нехватка средств размещения, по его словам, сказывается на ценовой политике гостиниц. «Стоимость номера в Узбекис­тане относительно выше, чем в других странах. В Ташкенте или Бухаре номер в трехзвездочном отеле будет стоить примерно 40–50 долларов», – отметил Исакулов. Он уверен, что ситуация изменится с появлением большего числа гостиниц в стране.

kak-gostinichnyj-biznes-uzbekistana-pytaetsya-dognat-rastushhij-potok-turistov-2.jpg

Фото: Shutterstock.com/Polina LVT

Красиво жить не запретишь

Рост туристической активности спровоцировал интерес к Узбекистану со стороны компаний, которые специализируются на строительстве пятизвездочных отелей и крупных гостиничных комплексов. В настоящее время в республике всего две гостиницы высшего сегмента – Hyatt Regency и Hilton, обе находятся в Ташкенте. К концу года в узбекской столице откроется отель сети Marriot, сообщила Фарангиз Абдуллаева. «Ведутся переговоры с Sheraton и InterContinental – это те бренды, которые были у нас на рынке, но по определенным причинам ушли с него. Сейчас они возвращаются, и очень активно. Была информация, но пока не подтвержденная, что и Four Seasons хотят войти на наш рынок. Большой интерес крупные бренды проявляют  к Самарканду. Крупные сети хотят выйти на узбекский рынок, потому что для гостиниц в стране действует много разных преференций», – акцентировала председатель Ассоциации отельеров.

Внимание глобальных гостиничных сетей к Узбекистану продиктовано в том числе и ростом деловой активности в стране, которая, в свою очередь, стимулирует развитие такого направления, как MICE-туризм. Этот вид туризма подразумевает проведение крупных бизнес-мероприятий, форумов, конгрессов и так далее. «Мы видим, что строятся отели с конференц-залами, потому что есть спрос, и неплохой. Благодаря этому Узбекистан может позиционировать себя как площадка для организации и проведения деловых мероприятий», – заявила Абдуллаева.

Отели без сервиса – деньги на ветер

Развитие сферы гостеприимства автоматически требует новых, квалифицированных работников отрасли.  Для организации качественного сервиса и подготовки персонала при Госкомтуризме был создан институт развития туризма – это научно-методологический центр, разрабатывающий стандарты и программы обучения, а в Самарканде открыт международный университет «Шелковый путь» для будущих менеджеров в индустрии туризма. 

Кроме того, в прошлом году под юрисдикцию Госкомтуризма перешли 18 профессиональных колледжей во всех регионах страны, а при Ассоциации отельеров Узбекистана появилась академия гостеприимства. Эти учебные заведения будут готовить линейный персонал для стратегически важной индустрии в целом и для гостиниц в частности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif