В «Астанаэнергосервис» рассказали о многомиллиардных убытках в результате сомнительных сделок

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Огромные убытки, отсутствие эффективной системы учета материальных средств и другие факты выявились в результате проверки деятельности АО «Астанаэнергосервис»

Огромные убытки, отсутствие эффективной системы учета материальных средств и другие факты выявились в результате проверки деятельности АО «Астанаэнергосервис», сообщила заместитель председателя правления компании по экономике и финансам Елена Каплуновская.

«Сегодня, спустя уже почти год, когда прошли проверки городской прокуратуры, ревизионной комиссии, мы можем говорить, что у нас действительно имеются существенные пробелы в работе. У нас имеются замечания, связанные с учетом нашего оборудования, то есть две трети наших активов не передано на балансы энергокомпаний. Со своей стороны, мы не можем сейчас взять и отключить две трети города и сказать, что у нас нет этого оборудования и мы не можем эксплуатировать. Мы обязаны продолжать эксплуатацию», — сказала она на пресс-конференции.

Кроме того, есть вопросы и по целесообразности отдельных сделок в структуре предприятий компании.

«Есть весьма существенные замечания по некоторым сделкам. Один из примеров – это сделка, совершенная с убытком для компании 10 млрд тенге. То есть на сегодняшний момент мы все это разворачиваем, восстанавливаем и все, что сомнительной целесообразности приводим в порядок. Есть такие вещи, которые звучат мелко, как отсутствие учета металлолома, но 170 млн тенге мы в результате потеряли. Есть замечания к списанию материалов, к списанию техники, которую мы приобретаем. Все это мы отразили, потому что в конечном счете это деньги наших потребителей», — сказала Елена Каплуновская.

При этом она напомнила, что в энергокомплекс столицы вложены деньги всего Казахстана, то есть и ответственность руководства здесь должна быть «десятикратной» по сравнению с другими энергокомпаниями.

Вместе с тем, компания в прошлые годы заимствовала значительные денежные средства, что привело к тому, что размер долга уже угрожал деятельности компании.

«Существенным пробелом я считаю то, что компания никогда не отслеживала бюджет движения денежных средств. Что произошло в результате? В результате за период 2013-2016 годов была накоплена кредиторская задолженность в размере 13 млрд тенге. Это очень большие деньги. То есть эта ситуация в чем-то угрожала компании, потому что требования кредиторов могли быть предъявлены. За 2016-2017 годы только одной из компаний погашено долгов на 11 млрд тенге. На сегодня мы не имеем ни одного тенге просроченной кредиторской задолженности, то есть мы чувствуем себя в этом отношении комфортно», — сказала Елена Каплуновская.

Теперь в компании не хотят допускать инвестиций, которые не приведут к положительным результатам. В результате проверок выявились и денежные резервы.

«При рассмотрении бюджетов денежных средств сразу же летом только по одной компании мы нашли резерв в размере 600 млн тенге. На сегодня этот резерв уже достигает 1 млрд. Эти деньги аккумулируются и используются для того, чтобы обезопасить компанию при осуществлении последующих инвестиций», — сказала она.

Елена Каплуновская напомнила, что летом 2016 года аким Астаны Асет Исекешев предложил, чтобы тарифы на тепловую и электроэнергию повышались только после того как будут задействованы все имеющиеся резервы по сдерживанию роста тарифов.

«В результате утвержденный тариф только по производству электроэнергии не был введен с 1 января 2016 года и был введен только с 1 октября 2017 года. Мы не забрали с потребителей 1 млрд 700 млн тенге, потому что мы реально нашли резервы. По состоянию на 1 января 2018 года впервые за долгие годы мы провели полный анализ наших бюджетов. Бюджеты компаний были уменьшены на 1 млрд тенге. Полгода прошло – мы видим, что решение было правильное», — сказала Елена Каплуновская.

В частности, по ее мнению, выяснилось, что вложение 248 млн тенге в освещение электростанций было не самым правильным вложением.

Кроме того, компания поставила перед собой задачу сокращения расходов топлива на 1,5 тыс. вагонов угля или 300 млн тенге.

«Мы говорим о снижении собственных нужд, то есть это та энергия, которая потребляется на производство электрической энергии. Снижение на 2%, которое мы ставили себе задачей, это 65 млн кВт/ч или 500 млн тенге. Снижение потерь электроэнергии тоже измеряется в миллиардах. 3%, которые мы поставили себе в задачу, это 1 млрд тенге. Почему мы выбрали себе эти показатели? Для этих показателей не нужны никакие инвестиции», — сказала Елена Каплуновская.

В связи с этим, отметила она, компания может оптимизировать расходы на 2 млрд тенге. Кроме того, заверила Каплуновская, компании удалось избежать потерь в результате последних проблем в нескольких банках второго уровня.

«На сегодня на счетах наших компаний больше 11 млрд тенге. – это денежные средства, которые мы смогли аккумулировать. Благодаря тому, что еще в январе этого года мы разработали политику управления деньгами компании, мы не пострадали ни от одной ситуации ни с одним банком. Наши деньги лежать только в проверенных банках. Мы оптимизировали наши банковские расходы на 86 млн тенге. Мы получили дополнительный доход от размещения временно свободных денег в 45 млн тенге, — сказала Елена Каплуновская. — Мы все перешли на такси, отказались от служебного транспорта – экономия 1 млн тенге в месяц. Вроде бы маленький шаг, но шаг, который также складывает деньги в копилку наших предприятий. Мы оптимизировали структуру финансовых служб всех наших вспомогательных компаний – получили 2,5 млн тенге эффективности в месяц».

После проведения расследования в суде находится только одно дело по пропаже металлолома на 170 млн тенге. Также на рассмотрение органов передана информация по сделкам на 8,6 млрд тенге.

«После вложений 6,5 млрд тенге в автоматизированную систему управления электростанциями была попытка увеличения стоимости этого контракта до 10,2 млрд тенге. Мы пригласили международного эксперта, который прошел по всей системе на всех крупных станциях мира и дал заключение, что на 6,5 млрд установлена самая базовая система, стоимость которой завышена в 3,4 раза. Сейчас эта система функционирует на 70%», – рассказала она.

«Делать какие-то выводы о том, умышленные это действия, некомпетентность или халатность, потому что мы уже слышим, что руководитель часто не имеет возможности понять и может что-то пропустить, поэтому правовые оценки мы не даем, мы говорим просто о том, с чем мы столкнулись», — резюмировала Елена Каплуновская.

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН

Читайте также