2703 просмотра

E-commerce нуждается в большем доверии населения

Основная доля потребителей Казахстана все еще с сомнением относится к электронной коммерции

E-commerce нуждается в большем доверии населения

E-commerce нуждается в большем доверии населения

Основная доля потребителей Казахстана все еще с сомнением относится к электронной коммерции. Рынок нуждается в доработке механизмов регулирования e-commerce. Об этом в рамках форума «Тренд развития электронной коммерции: миф или реальность» рассказала председатель правления РОО «Национальная лига потребителей» Светлана Романовская.

По словам г-жи Романовской, на сегодняшний день в электронной торговле еще много проблем, одна из которых низкий уровень доверия потребителей.

«На протяжении почти 26 лет мы пытаемся нашего потребителя сделать грамотным, но не очень легко нам это удается. Многие до сих пор не знают, что есть нормативно-правовая база, которая отстаивает права потребителей. И это не гражданский кодекс, а закон РК "О защите прав потребителей"», - говорит она.

Существует мнение, что через 5-10 лет уже не будет вещевых оптовых рынков, и торговля перейдет в том числе и в электронный формат. В этой связи необходимо формирование доверия к электронной торговле, которого добиться, по мнению спикера, возможно только тогда, когда рынок станет прозрачным, саморегулируемым и будут соблюдаться определенные этические правила.

«Сейчас нет специальной нормативно-правовой базы, которая регламентирует деятельность в сфере электронной коммерции. Есть, как для всех остальных закон РК “О защите прав потребителей”», - отметила г-жа Романовская.

Она добавила, что со стороны потребителей достаточно часто поступают жалобы об отсутствии данных о самом продавце. Поэтому крайне важно и повышение ответственности самих коммерсантов, что с одной стороны поспособствует росту доверия, а с другой сделает бизнес более конкурентоспособным.

Также для роста доверия к покупкам в интернете может быть использован опыт России и Белоруссии, где существует реестр компаний. В нем прописаны юридические данные компаний, которые потребитель может использовать в случае необходимости. Это позволяет не только отстаивать свои права, но и доверять электронному бизнесу. Кроме этого, в случае если какая-то компания нарушает права потребителя, нет необходимости обращаться в суд, поскольку пока ситуация не будет разрешена, компания будет выведена из реестра и доступ для потребителей к такому сайту будет закрыт.

Говоря об иностранных игроках, спикер также отметила, что необходимо упорядочить деятельность зарубежных продавцов. «Я не буду говорить о нашем рынке, мы здесь вас хотя бы найти можем с помощью разных госорганов. Но мы говорим о рынках Китая, России, где не всегда честные игроки. На мой бы взгляд, важно было бы, чтобы с ними тоже связь поддерживали, для того чтобы их деятельность не влияла на ваш имидж», - считает она.

Президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) Константин Горожанкин рассказал, что потребителей, которые совершают покупки через интернет, защищает не только казахстанское, но и международное законодательство.

«Есть казахстанское законодательство, которое защищает нас с точки зрения Казахстана. Но есть еще международное законодательство, которое регулирует международные покупки по карточкам Visa и MasterCard. Если вы что-либо купили по этим карточкам, международные системы дают вам 30 дней вернуть любую покупку. По казахстанскому законодательству две недели», - пояснил он.

Кроме того, по отдельным категориям товаров предоставляется срок до 90 дней. Таким образом, электронная коммерция обеспечивает потребителю большую защиту, чем торговля в магазинах и на рынках, резюмировал Горожанкин.

banner_wsj.gif

3628 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg