Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


4852 просмотра

Чего хочет Казахстанская обрабатывающая промышленность?

Промышленники рассказали «Къ» о планах и целях на будущее

С 2014 года спрос на товары обработки в Казахстане показывает рост, но при этом практически весь спрос, около 80% был удовлетворен за счет импорта и только 13-15% - за счет местного производства. Так что, казахстанской обработке есть куда расти.

Нас должны слышать

Недавно созданный союз обрабатывающей промышленности стремится быть услышанным и ставит перед собой ряд вполне конкретных задач.

«Мы решили объединиться, так как все мы так или иначе работаем вокруг НПП. Так получилось, что большинство интересов, так же, как и проблем – общие. У нас промышленность не такая большая, ассоциации достаточно небольшие (союз включает в себя более 150 крупных отечественных предприятий и семь крупных отраслевых ассоциаций сферы машиностроения и электромашиностроения, фармацевтики, легкой и пищевой промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности и упаковочной индустрии, производства мебели и лифтов). Мы решили создать организацию, объединить усилия, собрать собственных экспертов», - отметил председатель правления «Союз обрабатывающей промышленности» Марат Баккулов.

У союза есть три основные задачи. В первую очередь – грамотная защита внутреннего рынка.

«Засилье китайских, российских, турецких товаров – это не хорошо и не плохо, это - нормально, это - рынок, но наши предприятия должны уметь противостоять, в том числе и импорту. На самом деле ситуация в мире интересная – на словах все за свободную торговлю и глобализацию, но по факту протекционизм идет со всех сторон. Даже, казалось бы, две крупнейшие экономики, которые были бенефициарами глобализация Великобритания и США начали заниматься протекционизмом, и внезапно Китай, который отличался раньше самым высоким уровнем протекционизма, вдруг внезапно стал апологетом глобализации. Нужны рынки и возможности. Нам важно защищать собственный рынок не потому, что мы хотим, чтобы наши потребители покупали только казахстанское, ограничить импорт, нет, мы говорим о том, что конкуренция должна быть более-менее честной, не должно быть контрабанды и контрафакта», - считает консультант союза Ануар Буранбаев.

Еще одна задача – предоставить казахстанским потребителям доступ к качественным продуктам. По мнению промышленников, один из самых тяжелых внутренних разговоров: готовы ли производители к повышению стандартов внутри Казахстана и смогут ли выпускать продукцию в соответствии с ними.

«Очень просто – если мы выпускаем по стандарту, который ниже импортного, то потребитель за те же деньги купит более качественный товар. Открытым остается вопрос: а могут ли наши предприятия выпускать продукцию в соответствии со стандартами?», - спрашивает он.

Что касается экспорта, несмотря на интеграционные процессы и торговые союзы, выход на внешние рынки очень сложен. С этой точки зрения задача ассоциации найти общий язык с нашими государственными органами для снятия барьеров для казахстанской продукции на внешних рынках.

«Когда говорят, что это очень сложно и невозможно, что у россиян импортозамещение не пускает – все можно и возможно, и белорусы это доказывают – две трети белорусского это экспорт РФ. Идея фикс казахстанского бизнеса – поучаствовать в программе импортозамещения России, потому, что в одном союзе условия должны быть равными. Но что-то должно происходить, чтобы наших не дискриминировали, в том числе на внешних рынках. Для этого есть, например, Евразийская комиссия со всеми инструментами, в том числе судами. Все решать можно, но важна организация», - отмечает Ануар Буранбаев.

По словам представителей союза, важно чтобы в медийном поле создавался позитивный образ обрабатывающей промышленности и стать «позитивным раздражителем», чтобы обработка стала модной.

«Мы сколько угодно можем говорить, что у нас нет людей, нехватка кадров – это тоже часть мифов. Просто кадры нужно выращивать, а вырастить их можно, только когда это будет модно», - уверен Ануар Буранбаев.

Пятилетка за три года

«Мой опыт – строительство более-менее приличного завода – 36 месяцев от начала строительства по уже готовым, разработанным проектам, до комплектации и запуска три года. Потом начинается опытная эксплуатация, и требуется примерно 5 лет. Если мы в 2010 году начали индустриализацию… Народ требовал «здесь и сейчас» - мы живем в ощущении волшебных пилюль, панацеи, что все в миг появляется – не бывает так. Второй вопрос всегда смотрите, куда тратят деньги. Первая программа ГПФИР стоила 4,5 трлн тенге – примерно 3 млрд долларов – офигеть как много денег. А когда зададитесь вопросом, куда пошли деньги: 2,5 млрд тенге ушло на инфраструктуру (дороги, метро), более 1 трлн тенге ушло на сельское хозяйство, которое все защищают… И что осталось?», - поделился Ануар Буранбаев.

В обществе живет достаточно устойчивый стереотип, что в советское время в Казахской СССР была суперразвита обрабатывающая промышленность. Он устойчивый, поддерживается, и начинают рассказывать легенды, что мы буквально все выпускали. На самом деле, это не совсем так – народное хозяйство союза было организовано таким образом, чтобы быть наиболее рациональным. Только нефтянки не было, а остальное было то же самое – металлургия, горная добыча, производство необработанной сельскохозяйственной продукции. После развала союза произошел разрыв связей – продавать стало некуда. Выжил тот, кто мог со своим товаром уйти на внешние рынки, а это те, кто производил первый передел – с этим и ушли.

«Искать всегда тяжело. Когда цепочки за вас придуманы, вы знаете, что и у кого покупать, у вас нет отдела снабжения, который занимается поиском. Большая часть старых казахстанских машиностроительных заводов делает металлоконструкции, они делают то, что невыгодно возить из-за габаритов. Они все превратились в «металлистов» - они не занимаются глубокой обработкой и, если пройти по заводу, там станки старые, ржавые, пыльные – ими не пользуются. Новые заводы, которые появились, они построены иначе. Я же свой завод строил не на основе завода вентиляторного, который был создан указом ЛКСМ, поэтому я строил с нуля, создавал собственный сбыт, снабжение и конструкторский отдел. Любое производство, если просто взяли и завод построили, это значит, что через 3 года он начнет работать. Я начинал работать на готовых чертежах – пока их адаптировал 3 года прошло. Фактически, любой завод создают за 10 лет – это тот временной промежуток, после которого завод начинает производить более-менее продукцию, почти как надо работает. Технологический рост у всех примерно одинаков», - Марат Баккулов.

Большие промышленные предприятия в Казахстане уже сгинули. Производство продукции руководствуется простой логикой: мы производим для того, чтобы продавать и получать прибыль. «Если стабильный устойчивый спрос, то есть целесообразность углублять производство, увеличивать локализацию, и в итоге доля казахстанского содержания в продукте увеличивается. Но у нас нет никаких условий, чтобы происходила локализация. Сейчас мы вынуждены конкурировать, и не всегда в честной конкурентной борьбе именно с экспортерами. В мебельном производстве почти вся составляющая часть завозится из России, Беларуси, но что нам мешает восстановить или построить завод по производству плитного материала? Будут инвестиции, будет строительство, для того чтобы добавленная часть к цепочке стоимости только в том случае, если будет рыночная целесообразность – административными методами или лозунгами ни одного разумного инвестора не привлечешь. На внутреннем рынке наша доля составляет не боле 20%. Ситуация далека от идеала», - отмечает вице-президент Республиканской ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Игорь Проценко.

По его мнению, в современных реалиях выстроить план на перспективу в 5-10 лет – невозможно.

«Одна часть, достаточно мощная в правительстве группировка, является апологетами свободного рынка, а вторая часть, те люди, кто стоит на позиции индустриального развития. И ощущение, что эти два «полушария» никак не сообщаются, и в связи с этим нашим производителям приходится достаточно часто откатываться назад. Был какой-то мент, когда были явственные преференции, пошло развитие, инвестиции. Потом эти преференции убираются, и естественно люди «откатываются», рынок сужается. Я бы хотел докопаться до истины, что происходит? Чтобы выстроился разумный диалог, в результате которого построен план с определенным горизонтом развития в перспективе 5-10 лет. Мы же сегодня больше, чем на год никто и не планирует», - считает он.

Невидимые силы

По мнению экспертов, в Казахстане работает много мелких компаний, которых никто не знает, но пользуется их продукцией. Так, большинство металлопластиковых окон казахстанского производства, которые изготавливают четыре завода. Даже металлический внутренний профиль, который используется для усиления, раньше производился в Караганде на единственном предприятии. Сейчас таких производителей уже 50, но о них никто особо не знает - технология - такая вещь, что первый, кто ее осваивает – становится на эти сани, а потом его копируют.

Производителей полиэтиленовых труб – около 1 тысячи предприятий. Эти линии раньше строили 1,5 млн долларов – первыми бизнесом занялась турецкая компания. С колебанием курса получилось так, что рынок стал «вкусный» и каждый уважающий себя бизнесмен покупал такую линию за 1 млн долларов. Сейчас, если открыть объявления, то можно и за 500 тысяч купить производство – стоимость трубы стала такой, что на самом деле стоимость материала и трубы не слишком отличается и основные производители теперь продают фурнитуру, а труба идет «довеском».

Есть еще и ряд производителей, которые свою местную продукцию выдают за импортную.

«Наш завод тоже делает LG. Делаем «пустую» коробку, на нее наклеивается лэйбл LG – нормальное контрактное производство. У нас много таких вещей, но многие стараются себя не показывать», - рассказал Марат Баккулов.

«Пока мы не преодолеем «разруху в головах», ничего не будет. Когда мы с Маратом поехали в Москву, нам первое условие россияне выставили – никакого упоминания, что это алматинский вентеляторный завод. Та же самая история с «Баян Сулу» - они очень много делают для российских сетей под брендом «Собственная марка». Я был впечатлен: с кустанайской области в сторону России пошел огромный объем экспорта напитков. Есть компания «Аква Арасан» - они продают на миллионы долларов в Россию. Они дважды брали займы в «Даму», изменили свои технологические процессы, после того, как были готовы технологически – они наняли российскую маркетинговую компанию, которая разработала им дизайн бутылок этикеток, и после этого они вышли на дистрибьютеров и начали продавать», - рассказал Ануар Буранбаев.

Фото: Олег СПИВАК


359 просмотров

Как в Восточном Казахстане заработать уроками игры на домбре

История Арлана Сулейменова

Фото: Shutterstock

Молодой предприниматель из Усть-Каменогорска открыл частную школу игры на домбре. Это не первый стартап Арлана Сулейменова. Раньше он записывал рэп, продавал мороженое, кофе и, несмотря на ряд поражений, уверен, что заработать миллион – не проблема.

Как заработать на домбре

Открыть частную школу игры на домбре Арлану предложил знакомый предприниматель. Обдумав идею, парень согласился. Решил, что музыкальное образование и опыт раскрутки стартапов – достаточный капитал для запуска музыкального проекта.

Как отмечает предприниматель, у него нет цели конкурировать с государственными музыкальными образовательными учреждениями, где придерживаются четкой программы обучения. По словам парня, «фишки» его школы, которую он позиционирует как творческий коворкинг, нескучные занятия и никаких ограничений по возрасту.

Прежде чем запустить музыкальный бизнес, Арлан провел анализ работы конкурентов. По его словам, это всегда помогает избежать дальнейших ненужных ошибок и сэкономить деньги и нервы. В ВКО удалось найти только частные школы, где учат игре на гитаре и скрипке. Их владельцы поделились советами по привлечению клиентов, подсказали, какие сайты объявлений дают большую отдачу.

«Запустили в сеть видео, в котором пообещали за 12 уроков научить играть любимую мелодию или вернуть деньги. Уже есть первые клиенты. По моим подсчетам, чтобы выйти в плюс, в месяц нужно обучать хотя бы семь человек. Ищем сейчас также преподавателей игры на барабане и гитаре», – говорит предприниматель.

Выдать по окончании курса документ государственного образца владелец школы не сможет. Но он заверяет, что клиентов интересуют не формальности, а опыт педагога, и в качестве подтверждения своей квалификации рассказывает о выступлении вместе с сокурсниками перед президентами нескольких стран в тогда еще Астане.

Стартап за 30 тыс.

На запуск бизнес-проекта у Арлана ушло 30 тыс. тенге. 10 тыс. тенге – на рекламу, 20 тыс. тенге – на аренду помещения. Музыкальный инструмент использовал личный, поэтому больших вложений не потребовалось. Предприниматель заверяет, что стартап, основанный на оказании услуг, можно раскручивать и с пустым карманом. Но важно хорошо разбираться в деле, которым планируешь заниматься.

«Когда я еще учился в музыкальном училище Алматы, открыл свое клининговое агентство, хотя совершенно не знал, как устроен этот бизнес. Думал, наберу студентов, и они будут делать уборку в частных домах. Выяснилось же, что подобные агентства обслуживают в основном крупные фирмы, все ниши заняты. Кроме того, потенциальных клиентов отпугивало, что услуги им предлагали практически дети», – делится опытом парень.

Были в жизни стартапера и другие проекты. Несколько лет назад, еще будучи студентом, он вместе с другом открыл звукозаписывающую студию для рэперов, привлекал клиентов и в месяц зарабатывал 150 тыс. тенге.

Уже вернувшись после учебы в Восточный Казахстан к родителям, в Усть-Каменогорске, Семее и Новой Бухтарме организовал работу шести точек по реализации мягкого мороженого. За прилавками стояли школьники и студенты, а сам автор идеи за первый сезон работы вместе с братом заработал на машину. Но после, как говорит он сам, утратив бдительность, не смог уследить за точками, раскиданными по ВКО на расстоянии сотен километров, и ушел в минус. 

Впрочем, продав сеть, рассчитался со всеми долгами и смог отложить деньги на новый проект.

Был также опыт запуска в центре Усть-Каменогорска кофейной точки, дающей ежедневную выручку в 20–25 тыс. тенге. Этот бизнес молодой предприниматель тоже продал, чтобы идти дальше. Он признается, что с каждым запущенным стартапом приобретает новые знания. Если во время реализации первых бизнес-инициатив боялся уйти в минус, сегодня такая перспектива уже не пугает. По его словам, заработать миллион несложно.

Вредные уроки ипотеки

Арлану – 21 год. Заниматься предпринимательством он мечтал с детства. Еще в восемь лет на собранные у родственников 2 тыс. тенге скупил в магазине все наклейки и перепродал их сверстникам, организовав доставку до дома.

«Получил в итоге 150% прибыли и нагоняй от родителей. Они назвали мою идею воровством и спекуляцией. Впрочем, это не единственный урок. В 15 лет в общежитии организовал торговлю продуктами, за что комендант меня с позором выселил. Пришлось два дня жить на вокзале», – вспоминает парень.

По мнению предпринимателя, среди современных подростков много активных предприимчивых ребят, которые хотели бы в будущем заниматься бизнесом, но им, как и ему в прошлом, не хватает знаний. Арлан уверен, что детей нужно учить основам предпринимательства чуть ли не с пеленок. Кстати, соответствующий курс, по инициативе НПП РК «Атамекен», с нового учебного года будут изучать все старшеклассники Казахстана.

«Начинать говорить о бизнесе в 10-м классе – поздно. Этот важный курс нужно внедрять с детского сада. На примере своей семьи дети с самого раннего возраста узнают о кредитах, ипотеках, финансовых затруднениях, но никто не учит их зарабатывать деньги, мыслить широко и свободно», – делится своим мнением стартапер.

Главное в бизнесе, считает парень, не ставить перед собой никаких барьеров. Говоря об этом, он приводит пример своего опыта работы в сетевом маркетинге. Каждый продавец в день делал выручку в 12–13 тыс. тенге, а один новичок, не зная о сумме «потолка» и не чувствуя никаких рамок, заработал 36 тыс. Арлан признается, что этот случай вспоминает всегда, когда запускает новый проект. По его мнению, если хочешь добиться успеха в предпринимательстве, нужно не бояться ставить высокие цели, даже если есть шанс в итоге упасть со взятой высоты.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций