Законодательную основу для венчурного финансирования формируют в Казахстане

Опубликовано
Законопроектом предусмотрено введение дополнительных понятий, являющихся особенностью венчурного финансирования

Депутаты мажилиса в среду на пленарном заседании одобрили в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам рискового (венчурного) финансирования».

«В Казахстане рынок венчурного финансирования практически отсутствует. Наши инвесторы, которые занимаются венчурным финансированием, вкладывают инвестиции через иностранные юрисдикции. Там они получают соответствующие налоговые льготы, используют зарубежное законодательство для структурирования сделок по венчурному финансированию. Отсутствие доступных венчурных инвестиций делает инновационную деятельность непривлекательной», — констатировал министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, выступая перед депутатами.

Ключевыми проблемами формирования венчурного рынка в Казахстане являются: отсутствие в законодательстве необходимых договорных конструкций и инструментов, являющихся особенностью сделок по венчурному финансированию; подходы к оценке эффективности и результативности бюджетного финансирования не учитывают высокорисковый характер инновационной деятельности, что вызывает скованность операторов мер государственной поддержки. отсутствуют налоговые стимулы для венчурных инвестиций.

«Главная цель рассматриваемого сегодня законопроекта: первое — создать правовую базу для развития венчурного финансирования, в том числе путем внедрения в казахстанское право новых договорных конструкций и инструментов. Второе — дополнить систему государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности мерами по софинансированию казахстанских венчурных фондов», — заявил Касымбек.

Законопроектом предусмотрено введение дополнительных понятий, являющихся особенностью венчурного финансирования. Это «венчурный фонд», «венчурное финансирование», «венчурный управляющий». Главным признаком венчурного фонда является аккумулирование денег и иного имущества и осуществление деятельности только по венчурному финансированию.

Также устанавливаются формы, в которых может создаваться венчурные фонды — АО, хозяйственные товарищества, а также простые товарищества без образования юридического лица. Устанавливаются требования к количеству участников венчурного фонда — не менее двух. Венчурным управляющим может быть только юридическое лицо, одновременно являющееся участником фонда.

Устанавливается также запрет для венчурных фондов рекламировать свою деятельность среди широких слоев населения.

«Вводятся новые формы соглашений, которые могут заключать венчурные фонды и их портфельные компании. Это акционерное соглашение для венчурного фонда в форме АО или соглашение об осуществлении прав участниковв случае, когда венчурный фонд учрежден в форме хозяйственного товарищества. Данным соглашением участники фонда могут договариваться между собой для выстраивания единой тактики инвестирования, голосования и согласовывать другие условия управления активами фонда. Кроме того, венчурные фонды и портфельные компании смогут заключать опционный договор и соглашение об опционе. Опционный договор даст право инвестору или венчурному фонду при наступлении определенных обстоятельств и событий потребовать выкупа или продажи доли в фонде или в портфельной компании по определенной цене и на каких-либо иных определенных условиях. Соглашение об опционе, в свою очередь, позволит заключить опционный договор при получении оферты, при этом акцепт будет представляться заранее и его нельзя будет отозвать», — объяснил министр.

Поправками также дополняются меры государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности новым механизмом государственного софинансирования в венчурные фонды. Для этого предполагается включение венчурного фонда в качестве элемента индустриально-инновационной инфраструктуры. Также вводится возможность софинансирования государством венчурных фондов через институты развития и другие национальные компании. «Конкретный перечень институтов развития и других компаний квазигосударственноого сектора, которые вправе будут софинансировать венчурные фонды будет утверждаться уполномоченным органом в области господдержки индустриально-инновационной деятельности совместно с уполномоченным органом соответствующей отрасли», — уточнил Касымбек.

«От принятия законопроектамы ожидаем: стимулирование возникновение частного рынка венчурного капитала; развитие собственной экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений; повышение инновационной активности реального сектора; привлечение иностранных инвестиций; приток интеллектуальных ресурсов», — подытожил министр.

Законопроект передан в профильный комитет мажилиса для подготовки ко второму чтению.

Читайте также