6477 просмотров

Президент АКИБ рассказал о проблемах e-commerce в Казахстане

Основные трудности для электронной коммерции в Казахстане - это достаточно большая территория, уровень урбанизации и низкое проникновение интернета

Президент АКИБ рассказал о проблемах e-commerce в Казахстане

Президент АКИБ рассказал о проблемах e-commerce в Казахстане

Основные трудности для электронной коммерции в Казахстане - это достаточно большая территория, уровень урбанизации и низкое проникновение интернета. Об этом президент Ассоциации Казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции Константин Горожанкин рассказал в рамках форума по сотрудничеству в сфере трансграничного электронного бизнеса между Китаем и Казахстаном.

«Основная проблема для интернет-магазинов в Казахстане - это то что у нас очень большая страна», - считает г-н Горожанкин.

Так, доставка посылок по Казахстану осложнена и для e-commerce, и для Казпочты. Этим объясняется тот факт, что в Казахстане лучше развиты интернет-сервисы, где не требуется физическая доставка товара, чем интернет-покупки с доставкой товара, пояснил спикер.

Спикер также отметил, что зарубежные интернет-магазины примерно в два раза опережают местные казахстанские по доставке товаров.

«В сентябре 2017 года из-за рубежа приходила 21 тысяча посылок, в то же время, Казпочта в Казахстане обслуживала 12 тысяч посылок. Это, явно, показатель того, что есть определенные перебивки», - считает он.

Другая проблема - уровень урбанизации населения, которая влияет на объем рынка электронной коммерции.

«В Казахстане мы относительно недавно пересекли 50%, и поэтому, в принципе, можно говорить, что общий рынок e-commerce, на который могут рассчитывать как китайские, так и казахстанские предприниматели, это, примерно, половина населения», - рассказал президент АКИБ.

В цифровом выражении это порядка 9 млн человек. Однако, если вычесть небольшие города с населением менее 100 тысяч, то получится уже меньше 6 млн человек.

Еще одна проблема, это низкое проникновение интернета. По словам спикера, хуже, чем в Центральной Азии ситуация только в Южной Азии и Африке. Но проникновение интернета в Казахстане, по его словам, все же растет.

Тем не менее, у казахстанских предпринимателей есть шанс развить сервисы, работая не только в рамках своей страны, но и по всей Средней Азии. Потенциал этого рынка может быть значительно выше – около 70 млн человек, и даже с вычетом сельских населенных пунктов сохраняются достаточно хорошие возможности для развития в регионе.

На сегодняшний день основная доля покупок в интернет-магазинах приходится на Алматы (55%), один день 17% на Астану, остальной объем в незначительных долях приходится на все другие регионы.

Фото: автора

banner_wsj.gif

3628 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg