Нурлан Уранхаев, глава Управления архитектуры Алматы: «Мы не собираемся зажимать бизнес. Наоборот!»

Опубликовано (обновлено )
Нурлан Уранхаев рассказал «Къ» о том, зачем Алматы нужен дизайн-код, каких улиц коснется реконструкция и сколько это будет стоить

В последнее время новшества, наблюдающиеся в Южной столице, вызывают много вопросов и дискуссий. В этой связи «Къ» решил выяснить, зачем городу нужен дизайн-код, каких улиц коснется реконструкция и сколько это будет стоить. Обо всем этом и многом другом подробно рассказал руководитель Управления архитектуры и градостроительства города Алматы Нурлан Уранхаев.

Планы по плану

– В прошлом году произошла реконструкция улиц Панфилова, Жибек Жолы и Гоголя. Какие работы запланированы на этот год?

– В прошлом году мы объявили конкурс, чтобы уже в этом году разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию 15 улиц и 2 набережных. В январе был подписан договор, и победители приступили к разработке проектно-сметной документации. В частности, в старом центре города на шести улицах запланирована реконструкция по рекомендациям датского архитектора Яна Гейла.

На проспекте Абая работы будут вестись от пр. Достык до реки Есентай с захватом небольшого кусочка пр. Желтоксан (от пр. Абая до ул. Сатпаева). Также реконструкция пройдет и на площади Абая – перед дворцом Республики. Но скорее всего весь пр. Достык мы физически не успеем закончить – только от Абая до ул. Курмангазы. По пр. Назарбаева реконструкция будет идти в два этапа, постараемся успеть оба. Первый — от пр. Райымбека до пр. Абая, а второй участок — от пр. Абая до пр. Аль Фараби. На пр. Абылай хана работы пройдут от вокзала «Алматы-2» до Национальной библиотеки РК. Мы оставим там пару полос для автодвижения – машина должна подъехать, высадить пассажиров и уехать или отправиться на парковку – она там рядом, на 600 мест. А площадь должна быть открытой и приглашать людей в город. В прошлом году остался незаконченным кусочек ул. Гоголя, возле центрального парка – его закончим. Вообще, по ул. Гоголя проект включает еще и реконструкцию набережной реки Малая Алматинка, но набережную не успеем сделать. Как говорится, по одежке протягивай ножки – денег не так много, чтобы все сделать разом.

– Какие же средства были выделены, и на что их хватит в этом году?

– На пр. Абая с пр. Желтоксан – 6,29 млрд тенге, пр. Назарбаева от пр. Райымбека до пр. Абая – 3,8 млрд тенге, пр. Абылай хана с ул. Казыбек би – 4,9 млрд, ул. Гоголя – около 0,7 млрд тенге, пр. Достык – около 1, 4 млрд тенге.

На площади Республики, которую будут делать будет в первую очередь, приведем в нормальное состояние действующие фонтаны, добавим еще один сухой фонтан и вниз по пр. Достык до ул. Курмангазы будем мостить, а местами и расширять пешеходную часть причем не за счет дороги.

На самом деле объем работы большой – обустраиваем пешеходное пространство (реализацией занимается городское управление строительства. – «Къ). Конечно, это создаст определенные неудобства для людей. Мы продумали, как именно вести реконструкцию, чтобы не перерыть разом весь город. Работы пройдут поэтапно, постараемся минимизировать неудобства для алматинцев. Будем перекрывать небольшие участки и двигаться постепенно, чтобы люди могли спокойно передвигаться.

– Когда же начнется работа?

– Наша задача – проектно-сметная документация. Как бонус для горожан – мы чуть-чуть поиграли с фасадами. Был уже объявлен конкурс управлением строительства по этим проектам — по пр. Абая, пр. Назарбаева и ул. Абылай хана. На днях он состоится. Я думаю, что закончат работы к сентябрю.

Счастье пешеходам

– Наверное, это благоустройство предполагает очередную вырубку деревьев.

— В первую очередь обустраивается пешеходная часть. Все делается именно до дороги и для пешеходов. Хочу сразу обозначить – мы не трогаем дороги и не рубим деревья. У нас есть дендроплан, действительно больные и выбракованные специалистами деревья – уберем, но такого, что дерево не вписалось в проект и мы его убираем – не будет однозначно. Кроме того, мы высаживаем достаточно много зеленых насаждений. На фотографиях фасадов специально часть деревьев не отображена, чтобы открыть и показать фасады зданий. Для зеленых насаждений специально установим автоматический полив, будет отремонтирована арычная система. Мы убираем, грубо говоря, все «сопли», которые висят – ненужные провода, старые сломанные деревья, чтобы было открытое пространство. Огромные порталы-арки светофорных объектов заменим на аккуратные европейские, как на ул. Панфилова. Вообще, все будет в соответствии с дизайн-кодом города: мощение, применяемые МАФы (малые архитектурные формы), урны, скамейки, осветительные приборы – все делаем красиво. Все это есть в открытом доступе, можно посмотреть.

– Или сходить на Панфилова?

– Как бы ни говорили, я еще во время реконструкции в прошлом году говорил, что в Алматы, самое удивительное, погулять и отдохнуть особо негде. Разве что выезжать на природу. А сейчас все горожане идут на Панфилова гулять. Там толпами народ отдыхает и треть селфи – оттуда. Может, это и не бульвар Рамбла, потому что она такая короткая, но если сделаем Абая, то вы даже не представляете, как там будет хорошо! Там расположен большой головной арык, я его в шутку называю «Гранд-каналом», как в Венеции. Пусть он у нас и маленький и сейчас не особо привлекательный, но к осени будет выглядеть значительно лучше. На начале пр. Достык, где он стыкуется с пр. Абая, есть узкое место — бутылочное горлышко, там часть головного арыка сверху закроем, сделаем небольшую площадку, чтобы люди могли идти спокойно. Сделаем доступ к воде, установим фонтанчики. Поверьте, улица станет не менее пешеходной, и люди будут по ней охотно гулять.

Бизнес не пострадает

– Что будет с бизнесом на этих улицах?

– Мы не собираемся зажимать бизнес. Наоборот! Например, через головной арык сейчас установлены мостики – но они все разные по стилю, их сделаем едиными. Если бизнесмены захотят мостик подвести к своему объекту – не проблема. Они смогут поставить себе точно такой же, но, конечно, по принципу целесообразности, а не через каждые несколько метров. Когда начали делать ул. Панфилова, то шли разные разговоры, мол, бизнес задушили… Сегодня мы видим, что бизнес если не в 5 раз, то в 3 раза вырос там точно.

– Да, говорят, что обороты увеличились на 40%

– Наш среднестатистический бизнесмен в узком кругу похвалится, но на широкую публику скажет, что подрос только на 30%. Но думаю, что больше вырос бизнес – не пустуют они. Очереди за мороженым стоят – я такие видел в Москве в начале 90-х, когда там открылись первые точки McDonald's. На ул. Панфилова и Жибек Жолы есть возможность выводить объекты из жилого в нежилой фонд, то же самое будет и на этих улицах. Если люди захотят открыть бизнес и по дизайн-коду нормально сделают входную группу, то никто чинить им препятствия точно не будет. Мало того, нам сказали – максимально дайте возможность развиваться бизнесу. У нас, как у управления архитектуры города, нет желания задушить бизнес, мы, напротив, хотим помочь. Единственное скажу, что если есть самозахват территории – то будем возвращать на законные границы. Вот только вопрос: это ущемление бизнеса или приведение в законную плоскость?

Хочу также отметить, что с Москвой мы движемся параллельно. Недавно мы заезжали к российским коллегам, у них относительно летних площадок наработан интересный опыт – там бизнесменам дается право размещения и за это арендная плата не берется. Город получает финансовую отдачу за счет налоговых поступлений, но достаточно жестко контролируется количество посадочных мест – оно не должно превышать технические возможности заведения. У нас, скорее всего, будет нечто подобное тоже сделано. По пр. Абая, если идти от площади Республики до дворца бракосочетания, то правую, пешеходную часть Абая делит головной арык, часть, которая находится южнее, будет более пешеходной, а по другую сторону арыка – торгово-кофейная зона.

– Уже известно, сколько появится новых точек?

На пр. Абылай хана предусмотрено открытие шести торговых киосков, на пр. Абая семи — на остановке «Центральный стадион», севернее и южнее проспекта. Однозначно нет запретов – есть пожелание открывать, чтобы люди там тоже гуляли и отдыхали – не вместятся все желающие у нас на Панфилова. Да, и по «многочисленным просьбам трудящихся» на пр. Абая появятся шесть питьевых фонтанчиков.

– Будут ли учтены предыдущие недочеты с велодорожками?

– Что касается велодорожек, мы посмотрели, где-то у нас есть места, где они конфликтуют с пешеходными зонами, это тоже будем устранять. Не ошибается тот, кто не делает ничего. Мы пытаемся сделать так, чтобы удобно было всем. Велодорожки будут визуально заметны, кроме того, построены по нормам с небольшим перепадом высот относительно пешеходных зон. Пока у нас велосипедисты и пешеходы несколько «конфликтуют», занимая неположенные места, но это, скорее всего, в силу отсутствия привычки – со временем все изменится. Раньше для нас много вещей было дико, сейчас становится все более цивилизованно и красиво.

– Почему у нас такая глобальная реконструкция города ведется по проекту команды Яна Гейла? Неужели нет местных архитекторов, кто бы мог предложить что-то стоящее?

– Кстати, москвичей консультировал тоже Ян Гейл. Он признанный урбанист, поэтому, наверное. Но если было бы что-то плохо, его рекомендациями и советами никто бы не пользовался. За последние полгода наши специалисты изучали опыт Гонконга, Сингапура, Барселоны, Копенгагена, Тбилиси, скоро еще поедут в Великобританию – посмотреть, поучиться, понять. Что касается наших архитекторов, то, может, просто «нет пророка в своем отечестве…»

Реконструкция ведется по рекомендации команды Яна Гейла – безбарьерный город. Они постоянно нас консультируют, приезжают. Город без заборов, я считаю, это красиво.

– Красиво, но с перегибами.

– Да, возможно с перегибами, но в основном потому, что раньше не было опыта. Вначале сделали, а потом поняли, что нужно что-то восстановить. Но без заборов, кажется, что дышать легче стало.

Дизайн-код города

– Вы много раз упоминали про дизайн-код города, расскажите, зачем он, и как раньше город жил без него?

– В принципе, дизайн-код так или иначе существовал всегда. Не было же такого, чтобы соседствовали красные, желтые и зеленые здания. Всегда был элемент гармонии, чтобы это было и осязаемо, и выглядело красиво. Я думаю, у города всегда была изюминка в архитектуре. Проходит время, что-то ветшает, что-то требует ремонта. Самое интересное – у нас, согласно 135 приказу министра по инвестициям и развитию, отменено согласование с местным исполнительным органом при реконструкции фасадов. По сути, если человек покрасит в красный цвет свое здание, по закону ему ничего не будет, но в реальности, ему никто этого не даст сделать, потому что есть общественность, КСК. Но для того, чтобы не было подобных ситуаций, и был разработан дизайн-код. Пока он завершен по центральной части города, затрагивает и регламентирует всё: и дорожную, и тротуарную части, и фасады домов и крыши. В этом году будет второй этап – расширим вокруг старого города территорию. Третьим этапом уже весь город закроем. Все будет и есть в открытом доступе: вымощенные тротуары, какие должны быть лавочки, даже у каждой урны есть свой код. Прописана и цветовая гамма.

Кроме того, мы сделали 3D карту города – она нужна для тех, кто хочет приехать в город, да и с помощью этой информационной модели можно посмотреть вопросы аэрации города, инсоляции и многое другое. Разрабатывали ее с августа прошлого года. Весь город отсканирован и оцифрован. Кроме того, мы сделали паспортизацию – 7 027 объектов города «отпаспортизировали» – социальные объекты и более шести тысяч МЖК (многоквартирные жилые дома до 2001 года постройки) – теперь по каждому строению можно онлайн получить максимальную информацию. В этом году завершится уже второй, финальный этап паспортизации объектов. Инженерные сети на 100% оцифрованы, есть все топографические и геодезические данные. У города есть и 2D карта – на нее «посадили» 144 слоя – это все инженерные сети, красные линии, школы, больницы, социально значимые объекты, сейчас дорабатываем размещение рекламных объектов. Со временем на карте будет каждый кустик в городе отображен.

– Дизайн-код не ограничивает бизнес в самовыражении?

– С одной стороны любой бизнесмен может заниматься реконструкцией своего фасада. Он знает, как и что делать, чтобы вписаться в общую картину города. С другой стороны – дизайн-код имеет свой мультипликативный эффект. Впрочем, предприниматели знают, в каком направлении работать, примерно представляют, какие объемы будут потребляться, какие можно делать лавочки, урны, короба под кондиционеры, черепицу, тротуарную плитку.

– А монополии не будет?

– Это рынок. Кто успел подсуетиться, тот и выиграл, главное – это вопрос баланса цены и качества. То, что может государство – на конкурсной основе, частник никогда не купит то, что по цене дороже и хуже по качеству. У предпринимателя есть возможность выбирать и по дизайну, и по производству или сделать самому, купить у местных производителей, заказать в России, Китае.

– Если реконструкция входной группы ляжет на плечи бизнеса, то кто будет ремонтировать фасады жилых домов?

– Реконструкция фасадов жилых домов – зона ответственности КСК, у нас же есть определенный ремонтный фонд, в который жильцы платят деньги. По секрету скажу: вроде бы должны дать такую возможность – ремонтировать фасады за счет бюджета города, но это касается (мне так кажется)только домов, которые расположены на центральных улицах. Те дома, что стоят в глубине дворов, не будут за счет города делать. На всех просто денег не хватит.

– Или будет как в Петербурге – со стороны центральной улицы красивый фасад, а с внутренней обветшалый?

– Может, будет вариант государственно-частного партнерства, когда государство будет делать только одну сторону, а остальное уже за счет частных средств. Пока вопрос в проекте, и как будет дальше – узнаем.

Фото: Офелия ЖАКАЕВА

Читайте также