Эксперт: «70-80% торговли, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, находится в тени»

Опубликовано
Индивидуальные предприниматели активно скрывают налоги и не знают, как можно оптимизировать налоговую нагрузку

Индивидуальные предприниматели слабо разбираются в налоговых нововведениях, активно скрывают налоги и не знают, как можно оптимизировать налоговую нагрузку. Так считает директор Республиканского центра помощи предпринимателям Дмитрий Казанцев.

«Если взять торговлю среди индивидуальных предпринимателей, то у нас 70-80% оборота торговли ИП находится в тени. У нас предприниматели не пробивают чеки, если походить по барахолке, чтобы там дали чек – редкость, разве что вы попросите, да и то может быть. Это происходит потому, что предприниматель, оборот, который он показывает – максимум 500 тыс. за месяц. С этого он платит 15 тыс. налогов (3% — платят ИП по упрощенному режиму). Если предприниматель будет показывать реальный оборот, то налоговая нагрузка у него будет около 100 тыс. тенге. А некоторый бизнес, где предприниматель платит со всего оборота, а не с чистого дохода, эти 100 тыс. могут просто сгубить и бизнес будет проще закрыть и пойти куда-то работать», — отмечает директор Республиканского центра помощи предпринимателям Дмитрий Казанцев.

«Большая часть бизнеса именно в торговли, магазины у дома – они работают в тени», — подтвердила исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Полташева.

Чаще всего, предприниматели просто не знают, как можно оптимизировать налоговую нагрузку и вести честный бизнес, показывать реальные обороты и при этом не разориться.

«У нас, на самом деле, существуют иные режимы налогообложения, но, поскольку предпринимателю некогда изучить налоговый кодекс, он не задумывается, что можно оптимизировать налоговую нагрузку – работать легально, но платить налогов меньше. Оптимизировав налоговую нагрузку и поменяв режим налогообложения, сможет также платить те же 15 тыс. налогов, но обороты будут в 5-6 раз выше», — говорит Дмитрий Казанцев.

Директор РЦП отмечает, что малый бизнес не понимает, когда он увеличивает обороты, но при этом ведет затратную часть, то он цепочкой из теневой экономики вытаскивает другой бизнес и тогда уже другие предприниматели начинают платить налоги.

«90% нашей торговли использует упрощенный режим, который им не выгоден, только потому, что не знают альтернативы», — считает он.

При этом малый бизнес практически не задумывается об автоматизации и слабо ведет учет товаров и средств.

«В рамках реализации программы развития сферы услуг, нами разработаны стимулы для электронной торговли, финансовый сектор работает над вопросами стимулов для расширения безналичных платежей. Автоматизация в государстве коснулась практически всего – почти все виды государственных услуг автоматизированы. Крупный бизнес знает, что такое автоматизация, он знает, что благодаря ей увеличивается конкурентоспособность и эффективность производства. Малый бизнес этого не знает и не понимает. Они не знают ни движения товаров, ни движения денег. Зачастую им некогда даже освоить и изучить нововведения в налоговом кодексе, то есть то, что они должны исполнять, куда уж тут говорить об автоматизации и других вещах», — отмечает Мунавара Полташева.

Кроме неосведомленных предпринимателей, очень много нерешенных вопросов остается и по самозанятым лицам. Из 2,5 млн самозанятых половина незарегистрированные предприниматели и четверть – скрытые работники в ИП.

«В этом году должна была стартовать программа ОСМС (обязательное медицинское социальное страхование), но, когда начали подводить итоги и разделять, предпринимателей, работников, пенсионеров, то по официальной статистике в Казахстане насчитали более 2,5 млн человек самозанятых. То есть это те, кто не платит налогов – они не числятся официальными работниками, не имеют ИП, не стоят в органах занятости в статусе безработных. Мы проводили свой анализ, для себя поняли такую статистику большая половина из этих 2,5 млн человек – предприниматели, которые занимаются частной практикой, не имя офисов и не нанимая работников», — рассказал Дмитрий Казанцев.

При этом он отметил, что в основном такие предприниматели занимаются торговлей товарами и услугами через социальные сети.

«Каждый второй аккаунт в Instagram что-то продает или оказывает какие-то услуги. И если реально посмотреть, эти люди не снимают офисов, не представлены в ТЦ. Их даже налоговая не может пощупать и найти», — считает глава РЦП.

При этом он отметил, что государство активно разрабатывает программу чтобы предпринимателей с небольшим бизнесом вытянуть из тени, чтобы они были социально защищены и платили хоть какие-то налоги.

«Предлагается новый налог – единый налоговый платеж (он пока на рассмотрении, планируется его ввести в следующем году). Например, самозанятое лицо платит 1 МРП (2 405 тенге) в месяц. Заплатили и не надо открывать ИП. Эти деньги автоматически разделятся на пенсионные отчисления, ОСМС, социальные отчисления. Это первый шаг государства вытащить это население на оплату налогов. По нашей статистике, пусть 1,25 млн из самозанятых все же предприниматели, получается, если каждый из них заплатит по 2 405 тенге будет полностью защищен всеми государственными программами, это 3 млрд тенге, которые будут поступать ежемесячно в бюджет страны – колоссальные деньги. Малых и микро-предпринимателей собственные же сотрудники и шантажируют – мы не будем у вас работать, если вы будете показывать нас официально. Предприниматели понимают, что и так с кадрами проблемы, тяжело найти хороших и идут на поводу. Из этих же 2,5 млн самозанятых – 1 млн и больше – скрытые сотрудники, которые никак социально не защищены. Причина, по которой сотрудники просят «скрывать» их – высокие налоги, так как от зарплаты сотрудника ИП обязано удержать со своих сотрудников 15-17% налогов», — отмечает Дмитрий Казанцев.

Выходом из ситуации Казанцев считает одну из 5 разрабатываемых государством программ социального развития. Предполагается, что по ней тем сотрудникам у кого заработная плата около 60 тыс. тенге, снизят индивидуальный подоходный налог с 10% до 1%.

«Государство стало стимулировать бизнес переходить в интернет. Одно из нововведений – оно освобождает на 5 лет от корпоративного подоходного и индивидуального подоходного налога тех, кто осуществляет электронную торговлю товарами через интернет. Льготы доступны при соблюдении ряда условий, например, оформление сделок по реализации товаров в электронном виде и оплаты за товар безналичным платежом. Это огромный стимул и в ближайшие годы интренет-тороговля возрастет не в 2 раза, а начнет расти в десятки раз», — рассказывает Дмитрий Казанцев.

«Мы сейчас полностью переходим к продаже товаров на интернет-площадке. В офлайн у нас нет магазина, потому что это становится не выгодно – нужно платить аренду, зарплату сотрудникам, содержать склад и прочие расходы слишком большие. К тому же продажи через интернет не облагаются налогом – для нас это очень выгодно», — рассказал индивидуальный предприниматель Аслан Кушаев.

Пока льготы распространяются только на интернет-торговлю.

«Я уверен, что услуги в интернете тоже включат в список. Взять хотя бы онлайн-обучение — это тренд однозначно. Но пока такие предприниматели не попадают под закон», — заключил Дмитрий Казанцев.

Читайте также