Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


6948 просмотров

Утилизационный сбор разоряет костанайских аграриев

Аграрии считают, что планы правительства по утильсборам оторваны от реального положения дел в хозяйствах

Утилизационный сбор разоряет костанайских аграриев

Утилизационный сбор разоряет костанайских аграриев

Аграрии Костанайской области заявляют, что введение утилизационного сбора на самоходную сельхозтехнику разорительно для них. Прежде от этого платежа предприниматели в агропроме были освобождены. Но в конце февраля нынешнего года министерство энергетики сказало: «Пора и вам!».

По официальной статистике, в стране сегодня 152 629 тракторов и 41 494 комбайна, 65% тракторов и 46% комбайнов имеют срок эксплуатации более 17 лет. Доля техники, у которой токсичные выбросы превышают нормативы, доходит до 80%. Более 20 тыс. единиц техники – вообще в нерабочем состоянии. В Костанайской области, например, из 24 тыс. тракторов 20 тыс. имеют срок эксплуатации более 15 лет.

Сбор должен стать основным инструментом для создания современной системы утилизации в этом секторе. Авторы идеи полагают, что он будет одновременно стимулировать два процесса: обновление техники в сельском хозяйстве и отечественное ее производство. Рычагов воздействия на владельцев тракторов и комбайнов два – жесткое нормирование сроков использования техники и предоставления после утилизации скидочных сертификатов на приобретение сельхозмашин казахстанского производства. По аналогии с системой утилизации легкового автотранспорта посредством расширения ответственности производителей (РОП). Этот опыт в РК считается безусловно удачным.

В конце февраля из министерства в регионы ушло письмо, в котором аккредитованным бизнес-объединениям предлагалось оценить возможное влияние предлагаемой меры на рынок. Весь март костанайские сельхозпроизводители на разных уровнях идею обсуждали – в филиале Союза фермеров Казахстана, на совещании в режиме online, организованном НПП «Атамекен». Костанайцы к нововведению относятся негативно.

Ставки утильсбора стартуют от 50 МРП, в зависимости от типа и мощности техники к этой величине применяются поправочные коэффициенты.

«Недавно нам прислали уточненный документ по расчетам сборов. Мы посчитали и пришли к выводу, что предлагаемая система приведет к неминуемому удорожанию для нас сельхозтехники», – говорит руководитель областного филиала Союза фермеров Казахстана Владимир Дранчук.

Как заявляют его коллеги по СФК, они не понимают логики: минсельхоз продвигает систему инвестиционных субсидий, которые тут же будут «съедены» утилизационными сборами, что лягут на цену новой техники. Они также считают некорректным утверждение об отсутствии в Казахстане системы утилизации сельхозтехники. Действует порядок утилизации шин, аккумуляторов. Хозяйства, эксплуатируя технику, платят за эмиссии в окружающую среду.

«Планы министерства оторваны от реального положения дел в хозяйствах, – считает директор ТОО «Зуевка» Александр Бородин. – У меня несколько тракторов «Кировец», которым по 10 лет. Но это не значит, что им пора в утиль. У этих тракторов с момента покупки остались прежними только рама и кабина. Двигатель, все основные узлы заменены. Техника работает исправно. Да, мы реставрируем ее, сколько можно, и до тех пор, пока это выгодно. Что в этом подходе неправильно? В идеях министерства учтен интерес производителей сельхозтехники и тех, кто торгует запчастями. За кадром остались наши экономические возможности».

По этой же причине к планам министерства, возлагаемым на скидочные сертификаты, костанайские сельхозники относятся скептически. Владимир Дранчук посчитал плюсы и минусы с учетом местных цен.

«Нас убеждают: сейчас, сдавая свой «Кировец» на металлолом, вы получаете около 200 тыс. тенге. Скидочный сертификат за такую машину даст льготу в размере 4 млн тенге. Но купить-то я должен трактор за 40 млн! А я не готов, нет денег, – говорит он. – Никто из моих коллег сегодня на лом не сдает технику целиком, это слишком большая роскошь. Мы снимаем с тракторов и комбайнов узлы, детали, реставрируем, храним про запас. А в утиль мы обязаны будем отправлять сельхозмашины в полной комплектации. Это для нас самое главное».

Идеи министерства неподъемны для большинства костанайских хозяйств. Об этом на областном совещании, где обсуждались вопросы подготовки к посевной, говорил и Герой труда Казахстана, генеральный директор ТОО «Агрофирма «Каркын» Сайран Буканов. Стоит отметить, что критически настроены руководители хозяйств очень разных и по количеству посевных площадей, и по технической оснащенности. «Каркын», например, сейчас участвует в проекте по цифровизации производства, имеет немало новых сельхозмашин, и тем не менее идею министерства энергетики не поддерживает.

Предприниматели Костанайской области на упомянутом совещании попросили руководство региона донести их консолидированное мнение до правительства.


1 просмотр

Какие аэропорты Казахстана интересны инвесторам

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению

Фото: Byelikova Oksana

Алматинский аэропорт – не единственный международный аэропорт страны, выставленный на продажу. 

«Возможная сделка вписывается в стратегию развития аэропортов группы ADP и TAV в Центральной Азии», – это цитата из релиза французской Groupe ADP, которая 8 ноября сообщила, что консорциум TAV Airports (46,12% принадлежат Groupe ADP) и VPE Capital (специализируется в управлении активами в СНГ) ведет переговоры о приобретении крупнейшего аэропорта Казахстана. 

Пассажиропоток аэропорта Алматы по итогам 2018 года составил 5,6 млн человек, и этот результат позволил ему войти в 10 самых загруженных воздушных гаваней постсоветского пространства.

Единственный акционер АО «Международный аэропорт Алматы» – Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме. В свою очередь эта компания полностью принадлежит сингапурской Steppe Capital Pte. Ltd, контролируемой Тимуром Кулибаевым. Groupe ADP управляет рядом аэропортов, в числе которых Париж – Шарль-де-Голль, Париж – Орли и Париж – Ле-Бурже. В 2018 году группа компаний через бренд Paris Aéroport, по собственным данным, приняла более 105 млн пассажиров и 2,3 млн тонн грузов и почты в аэропортах Париж – Шарль-де-Голль и Париж – Орли, а также более 176 млн пассажиров в аэропортах за рубежом через дочернюю компанию ADP International. 

С 405-м еще не договорились

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению – это информация от знакомого с ситуацией источника «Курсива» из правительственных кругов. Однако есть несколько моментов, которые не позволяют консорциуму TAV в полной мере согласиться с условиями сделки, предложенной компанией Venus Airport Holdings B.V. 

Речь идет о возможности расширения алматинского аэропорта. В частности, источник «Курсива» не подтвердил появившуюся в СМИ информацию о достигнутой договоренности с группой компаний ERG о переносе авиаремонтного завода №405 c прилегающей с севера к Международному аэропорту Алматы территории.

«В августе этого года премьер Мамин приезжал на завод. Походил по территории 405-го и уехал. Есть информация, что предлагаемые варианты передислокации в Нур-Султан или Боралдай рядом с Алматы не устраивают ERG. Высококвалифицированные рабочие завода готовы поехать в столицу только при условии, что им дадут квартиры. А это маловероятно. Для строительства нового завода возле аэропорта Боралдай слишком мало места», – рассказал «Курсиву» собеседник. 

О существующих разногласиях между ERG и Международным аэропортом Алматы сообщил «Курсиву» и человек, близкий к руководству авиаремонтного завода №405. 

«Попытки передислоцировать завод активно предпринимались прежним руководством аэропорта. Но и дирекция завода, и акционеры, среди которых Национальная компания «Казинжиниринг», все эти атаки отбили. Передислоцировать завод – это убить действующее высокотехнологичное предприятие. К тому же недавно с Россией был подписан договор о начале сборки вертолетов Ми-8. А это уже большая политика», – подчеркнул источник «Курсива». 

Куда расти аэропорту

Получается, что расширять Международный аэропорт Алматы пока можно только с южной стороны, где уже стоит железобетонный каркас терминала. На строительство нового пассажирского терминала потратили десятки миллионов долларов, но локация в итоге была признана неудачной, поскольку самолеты пришлось бы постоянно перегонять от старого терминала к новому через две взлетно-посадочные полосы, а это дорого и неэффективно. 

Даже без расширения территории алматинский аэропорт является прибыльным предприятием. Две самые длинные в стране взлетно-посадочные полосы и самое современное навигационное оборудование позволили аэропорту получить сертификат повышенной категории ICAO – IIІ B. Ежегодный пассажиропоток – почти шесть миллионов человек. Все это принесло аэропорту 4,465 млрд тенге чистой прибыли только по итогам первого полугодия 2019 года. С учетом получения пятой степени «свободного неба», в рамках которой уже в следующем году в Международный аэропорт Алматы начнут выполнять рейсы авиакомпании из России, стран Персидского залива и Азии, прибыль может возрасти на 30, 40, а то и 100%. 

Доходы, расходы и пассажиропоток

На прибыль могут также рассчитывать управляемый до 2035 года турецкой компанией ATM Grup Международный аэропорт Актау, пассажиропоток которого по итогам 2018 года составил 1 023 900 человек, и главный аэропорт Казахстана «Нурсултан Назарбаев» в столице страны, услугами которого в прошлом году воспользовались 4 545 373 человека. В ближайшей перспективе на прибыльность может выйти находящийся на балансе акимата самого крупного города юга Казахстана Международный аэропорт Шымкента, который после введения в строй нового терминала под управлением авиа­компании SCAT рассчитывает увеличить пассажиропоток с нынешних 817 073 до 3 500 000 человек в год. Что касается остальных аэропортов страны со статусом «международный», то у них расходы на реконструкцию и содержание нередко превышают доходы. 

К примеру, завершившаяся в конце октября 2019 года реконструкция основной взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Костаная обошлась в 9 млрд тенге. За 10,7 млрд тенге в 2018 году были реконструированы терминал и взлетно-посадочная полоса в Международном аэропорту Семея. В 10,6 млрд тенге обойдутся работы по реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Усть-Каменогорска, которые будут завершены в 2021 году. Предварительная стоимость реконструкции терминала кызылординского Международного аэропорта имени Коркыт ата оценивается в 7,5 млрд тенге. 

Улучшенная инфраструктура региональных международных аэропортов Казахстана позволит принимать им большие воздушные суда типа Boeing-767 или Airbas-321, а также рассчитывать на увеличение пассажиропотока. Это в теории, но не факт, что практика окажется соответствующей. Во-первых, стоимость авиаперелетов как на внутренних, так и на международных направлениях достаточно высока для большинства жителей регионов Казахстана. Во-вторых, количество населения региональных центров не позволяет в полной мере делать прибыльными их аэропорты. Показателен пример Петропавловска, откуда с мая 2019 года выполняла рейсы в Москву российская авиа­компания «ИрАэро». Спустя три месяца российский авиаперевозчик был вынужден отказаться от обслуживания маршрута Москва – Петропавловск – Москва из-за очень низкого пассажиропотока и с ноября перенес свой рейс в Кокшетау. Аналогичная история наблюдалась и в Павлодаре, откуда российская авиакомпания «Сибирь» в течение полутора лет не выполняла полеты в Новосибирск из-за нерентабельности авиасообщения.

На особых условиях

Региональные международные аэропорты заинтересованы в привлечении зарубежных инвесторов и не против, чтобы их взяла под управление частная компания. Однако претендентов на управление такими регио­нальными аэропортами немного.

В настоящий момент известно лишь об  интересе со стороны компании «Новапорт», входящей в группу AEON Corporation российского мультимиллионера Романа Троценко. И то лишь к Международному аэропорту Актобе и главному аэропорту Казахстана «Нурсултан Назарбаев». В мае 2019 года «Новапорт» объявила о намерениях вложить в модернизацию аэропорта Актобе $50 млн при условии получения права собственника терминала, а также инвестировать в развитие Международного аэропорта столицы Казахстана, но только после ввода в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы, нужды в которой, по мнению экспертов IATA, пока нет. 

Попытки Казахстана сделать привлекательными региональные аэропорты с международным статусом своими силами, похоже, успехом не увенчались. Переданные решением правительства в период 2013–2016 годов в респуб­ликанскую собственность девять аэропортов страны, которыми управлял фонд «Самрук-Казына» через дочернюю компанию «Казахстан Темир Жолы» –ТОО «Airport Management Group», в большинстве своем вернулись в коммунальную собственность. В частности, осенью 2018 года были возвращены областным акиматам аэропорты Костаная и Шымкента, в октябре по-новому старых хозяев приобрели аэропорты Актобе, Атырау и Павлодара. Напомним, что последние три аэропорта фонд национального благосостояния намеревался продать, но на лот из трех воздушных гаваней ценой в 9,2 млрд тенге покупателей не нашлось.

Сейчас за Airport Management Group (AMG) остались только аэропорты Петропавловска, Кызылорды и Кокшетау. 

«Учитывая все эти эксперименты с аэропортами, вполне естественным выглядит желание зарубежных инвесторов в первую очередь интересоваться Международным аэропортом Алматы», – заметил источник «Курсива» в правительственных кругах. 

 

При этом он добавил, что в настоящий момент все же наблюдается острожный интерес к активам ряда казахстанских аэропортов со стороны инвесторов, прежде всего из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. По его словам, связан он с введенной с 1 ноября «пятой степени свободы» в 11 международных аэропортах страны.

FireShot Capture 011 -  - new2.kursiv.kz_.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций