Умирзак Шукеев назвал причины провала предыдущей программы по экспорту мяса

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Министр сельского хозяйства не хочет прогнозировать экспорт мяса в цифрах

Вице-премьер, министр сельского хозяйства, не хочет прогнозировать экспорт мяса в цифрах, помня о том, что предыдущая программа по достижению за 5 лет объема экспорта мяса в 60 тыс. тонн была провалена.

«Я не говорю, что это обязательно экспорт (мяса будет). Если мы закроем внутренние потребности, на экспорт мы не хотим теперь ставить такие индикаторы – 60 тыс. или 50 тыс., или 100 тыс. тонн (в год). Время покажет. Главное, чтобы мясо было в стране, чтобы мы производили, а куда экспортировать – рыночная ситуация покажет», — сказал вице-премьер, министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев.

Главной причиной провала предыдущей программы, которая ставила задачу по достижению экспорта мяса из Казахстана до 60 тыс. тонн в 2015 году, он назвал приписки по поголовью скота.

«Очень просто. Первое помешало, что до этого вся статистика оказалась неверной. Приписки. 1 млн маточного поголовья скота не оказалось. Вся эта программа выстроена на чистой математике. Вчера показывали. Фермер покупает 50 телок, покупает 2 быка. Потом на следующий год происходит отел 80%. 40 телят: 20 быков, 20 телок. 20 быков сразу уходят на откорм-площадку. Из них 5 уходят на ремонт – надо же телок менять, 15 уходят тоже на увеличение маточного поголовья. Это чистая математика. Если вдруг у вас не оказалось 1 млн маточного поголовья, то у вас весь расчет упал», — сказал вице-премьер.

Стоит отметить, что когда программа была предложена министерством сельского хозяйства во главе с министром Асылжаном Мамытбековым и затем одобрена правительством, данный вопрос в Кабмине также курировал Умирзак Шукеев, который был на тот момент вице-премьером.

Второй проблемой, по его словам, были изменения на российском рынке, в частности, девальвация рубля, что сделало невыгодным экспорт мяса в Россию, которая по предыдущей программе выступала главным рынком для поставок казахстанского мяса. На этот раз в МСХ решили диверсифицировать поставки.

«Вдруг тоже как в России окажется. Но мы знаем точно, что это мясо будет востребовано. Не Китай – так Вьетнам, не Вьетнам – так другой», — сказал Умирзак Шукеев.

Вместе с тем, полагает вице-премьер, положительные моменты от той программы все же были.

«Но все равно – если вы посмотрите, то в то время импорт говядины в страну был 50 тыс. тонн. Сейчас это 15 тыс. тонн, то есть это мясо никуда не пропало, просто возросло внутреннее потребление. Никто не говорит: только на экспорт. Мы постепенно закроем внутреннее потребление – сколько мы сможем. Сейчас 97% (от производства мяса в РК) мы потребляем. Вдруг захотят казахстанцы больше кушать? Кто будет везти за тридевять земель, если это мясо здесь можно продать?», — говорит он.

Теперь в МСХ предпочитают не прогнозировать цифры экспорта мяса.

«Мы закроем внутреннее потребление и все, что останется, будем экспортировать. Сейчас мы ориентируемся больше на Китай, по баранине на арабские страны, Иран, по птице тоже. Потому что Китай в то время, когда мы писали программу, очень мало импортировал – всего 50 тыс. тонн. Сейчас 2 млн тонн и каждый год китайский импорт растет на 10%. Поэтому нам очень важно подписать соглашение по говядине. Сейчас мы по баранине имеем, по рыбе имеем, по меду имеем соглашение, сейчас будем пробиваться по говядине. В принципе, я с ними встречался, они положительно настроены», — сказал Умирзак Шукеев.

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН

Читайте также