Почему цены на товары бесконечно растут?

Опубликовано
Несмотря на все старания властей ЮКО, создающих социальные рынки, бал там правят все те же перекупщики, а цены мало отличаются от городских базаров

Из длинной цепочки посредников, высокой себестоимости производства сельхозпродуктов, постоянного повышения цен на энергоносители и коррупционной составляющей складываются цены на продукты считают экономисты. Цены на говядину и баранину на шымкентских рынках, упорно стремящиеся к двум тысячам тенге за килограмм, пока замерли на отметке 1 500–1 700. Сдерживают их только ограниченная покупательская способность населения и титанические усилия властей.

Продавцы объясняют рост цен новым для юга фактором – политическая оттепель в Узбекистане открыла границы, а разница в ценах на некоторые продукты и ТНП вызвала повышенный спрос соседей. Все течет, все меняется. Когда-то мы шоп-туры в солнечный Ташкент регулярно устраивали. Теперь узбеки закупают у нас бытовую химию и макаронные изделия. Последние по соотношению цена/качество давно и прочно заняли лидирующие позиции на отечественном продуктовом рынке.

Голова-ноги-хвост

Причины постоянно растущих цен на товары повседневного спроса давно известны, и их обсуждение набило оскомину. Несмотря на большие успехи в развитии тепличных хозяйств и работу продовольственного стабфонда области, ЮКО завозит значительную часть продуктов. Высокая себестоимость местного производства овощей дает импорту конкурентное преимущество. Сейчас килограмм местных яблок на рынке стоит на 50 тенге дороже, чем привезенных из-за тридевяти земель мандаринов.

«Это системная проблема, — считает экономист Куаныш Байторе. – Нашу сельскохозяйственную продукцию только условно можно назвать отечественной. В себестоимости любого овоща и фрукта, выращенных у нас, в каждом килограмме мяса львиную долю составляет импорт. Семена, удобрения, оборудование для полива, сельхозтехника и технологии промышленного производства сельхозпродукции завозятся из-за рубежа. Животноводство у нас при очень высоких розничных ценах на мясо реально работает на грани рентабельности. И то за счет государственного субсидирования. Добавим к этому постоянно растущие цены на ГСМ, электроэнергию, транспортные расходы, цепочку посредников, через которых продукты поступают на рынок, проблемы хранения скоропортящегося товара – и получим то, что имеем. Нельзя рассматривать вопрос роста цен изолированно от всего комплекса проблем отечественных товаропроизводителей. Цены – это хвост, начинать нужно с головы».

По словам эксперта, то, что растет у нас по пути от поля до прилавка обрастает коррупционными надбавками к первоначальной цене. Причем, «плата за дорогу» неукоснительно взимается со всех, кто везет на рынок хоть пучок укропа.

Есть только вход. И то не тот

В далеком 2010 году, в разгар очередного ценового подъема, возглавлявший тогда ЮКО Аскар Мырзахметов решение проблемы видел в прямых поставках продуктов с поля на рынок. «Пока мы не уберем из цепочки производитель-потребитель десятки посредников, – констатировал он, – проблему ажиотажного роста цен не решить».

Минуло семь лет, сменилось три акима, но убрать лишних посредников, или хотя бы умерить их аппетиты, исполнительной власти до сих пор не удается.

Частично снизить накал страстей на продовольственном рынке ЮКО получается за счет продуктовых интервенций областного стабилизационного фонда, частично – ручным регулированием акиматов, которые через владельцев рынков придерживают торговцев. Подводя итоги полевого сезона 2017 года и анализируя состояние продовольственного рынка области, действующий аким ЮКО Жансеит Туймебаев вновь констатировал, что причины роста цен лежат на поверхности: с начала года на 22,1% увеличилась стоимость бензина марки АИ-92, на 19,8% – дизельного топлива. Тарифы на тепло выросли на 12,2%, на водоснабжение и канализацию – на 13,3%, на электроэнергию – на 1,3%.

Социальные рынки?

При акиматах действуют штабы по стабилизации цен. Регулярно проводятся командно-штабные игры в форме совещаний простых, селекторных, а с недавних пор и посредством онлайн. Много лет носится в воздухе вопрос открытия муниципального рынка. К примеру, в 2007-м в районе Бозарыка, за объездной дорогой, даже начали его строительство. Сегодня же ржавый металл и множество ям до сих пор обозначают место так и не родившего гиганта городской торговли. Был еще муниципальный рынок «Сауле», а в 2016 году аким Шымкента Нурлан Сауранбаев наметил строительство муниципального рынка в районе стадиона имени Кажимукана.

Были подписаны договоры с руководителями торговых предприятий области о сдерживании цен на социально значимые продукты. Каждые выходные проводятся социальные сельскохозяйственные ярмарки. Впрочем, бал на них правят те же перекупщики, а цены мало отличаются от цен на городских базарах.

Читайте также