МИР примет меры, чтобы сгладить влияние антироссийских санкций на Казахстан

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Министерство по инвестициям и развитию (МИР) совместно с правительством постарается нивелировать пагубное влияние антироссийских санкций на казахстанские предприятия

Вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев напомнил журналистам, что очередные санкции США против РФ являются форс-мажором.

«Мы это понимаем, но, тем не менее, мы все живем с нашими соседними государствами в одном экономическом пространстве, и мы должны это учитывать. Мы с понимаем к этому относимся, но нас интересует экономика, чтобы этот эффект не оказал пагубного влияния на наши предприятия. Для этого наше правительство и министерство принимают соответствующие меры. Я думаю, надо посмотреть на развитие событий и потом делать выводы, потому что все, что касается ГМК (горно-металлургического комплекса), поставок, тем более сырья, руды, это большой капиталоемкий процесс. В один день все не остановишь, поэтому в динамике мы все это посмотрим», — сказал он 18 апреля.

Вместе с тем, полагает министр, в настоящее время общая экономическая ситуация гораздо лучше, чем несколько лет назад.

«Я хочу сказать, подчеркнуть, что те санкции, которые сейчас вводятся, сама экономическая ситуация (сейчас) другая. Если мы возьмем период несколько лет назад, то вы знаете, были разные санкции, от которых страдали не только российские предприятия, но и казахстанские. Ситуация другая, ценовая конъюнктура совсем другая. Цена на нефть относительно высокая. Цена на металлы тоже растет», — сказал Тимур Токтабаев.

Вице-министр напомнил, что наибольшие риски стоят перед АО «Алюминий Казахстана», которое ежегодно поставляет порядка 1 млн тонн на предприятия российского «РусАла». При этом общее производство глинозема составляет 1,5 млн тонн в год, то есть российский потребитель забирает львиную долю глинозема и это серьезный риск.

«Вы даже посмотрите и на алюминий цена подросла. Конечно, для наших предприятий, которые поставляют глинозем на «РусАл», есть вопрос. Они (возможности сохранения поставок казахстанского глинозема в РФ) находятся в проработке. Потому что контракт 18-летний и ему осталось всего 3 года и даже меньше. В этот период проработать вопрос: чем его можно заменить. Единственное в чем сложность? В том, что многие контракты заключаются в конце года, в крайнем случае в начале года, поэтому другие поставщики, другие рынки законтрактованы. Поэтому по этому объему сейчас будут проводиться работы как можно помочь», — сказал он.

Ранее исполнительный директор республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец предложил подумать о поставках глинозема на рынки Ирана, Китая и других стран.

В связи с этим Тимур Токтабаев отметил, что Казахстан может поставлять глинозем на новые рынки, но его поставки в РФ наработаны уже десятилетиями.

«У нас традиционные уже десятки лет связи с теми российскими предприятиями. Мы от этого уйти не можем и не хотим. Тем не менее у нас есть рост производительности, открываются новые месторождения. Любая компания диверсифицирует свои поставки. Я думаю, эта политика дает свои плоды», — сказал он.

Читайте также