Минздрав предлагает законодательно декриминализировать врачебные ошибки

Опубликовано
Минздрав предлагает исключить такие понятия как «ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником» и «несоблюдение порядка или стандартов оказания медицинской помощи»

Министерство здравоохранения РК представило законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», который предусматривает совершенствование системы ОСМС, декриминализацию врачебных ошибок, пересмотр составов уголовных и административных правонарушений.

Законопроект предполагает внесение изменений и дополнений в 4 Кодекса и 8 Законов в части модернизации системы здравоохранения Республики Казахстан.

Как отметил директор департамента юридической службы министерства здравоохранения Талгат Турмагамбет, в обсуждении предполагаемых поправок в законодательство приняли участие представители профессиональных медицинских ассоциаций, частных медицинских организаций, объединений юридических лиц, НПП «Атамекен», Департамента юридической службы министерства здравоохранения.

В представленном законопроекте предполагаются поправки по переносу срока внедрения ОСМС с 2020 года на 1 января 2019 года. При этом в него вносятся изменения, направленные на дальнейшее совершенствование системы ОСМС, в части устранения правовых пробелов и конкретизация понятий, связанных со сбором отчислений и взносов.

Значительный блок изменений и дополнений связан с декриминализацией врачебных ошибок, пересмотру составов уголовных и административных правонарушений.

В Уголовном кодексе предлагается исключить такие понятия как «ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником», «несоблюдение порядка или стандартов оказания медицинской помощи», а также норму по лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Так, согласно статье 317 проекта закона – «Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником», невыполнение или ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 200 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 180 часов, либо арестом на срок до 60 суток.

Тогда как деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, наказываются штрафом в размере до 3 тыс. МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

Параллельно меняется редакция статьи 80 Кодекса об адмправонарушениях «Несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи». В частности, проектом закона исключаются ч.1 и ч.2 данной статьи, с ч.4 убираются слова: «с лишением лицензии и (или) сертификата специалиста либо без такового».

Санкция статьи в представленном проекте закона предусматривает штраф физических лиц в размере 40 МРП, должностных лиц – в размере 80 МРП, субъектов малого предпринимательства и некоммерческие организации – в размере 100 МРП, субъектов среднего предпринимательства – в размере 150 МРП и субъектов крупного предпринимательства – в размере 200 МРП.

Разработчики, мотивируя свое предложение, ссылаются на Концепцию правовой политики на период с 2010 по 2020 годы, важнейшим направлением развития уголовного права, в котором является определение возможностей поэтапного сокращения сферы применения уголовной репрессии, прежде всего в отношении лиц, не представляющих большой общественной опасности.

Говорят в минздраве и о снижении правонарушений по статье 317 УК РК. Так, по данным Генеральной прокуратуры, по статье 317 УК РК, если в 2015 году было зарегистрировано 539 уголовных правонарушений, то в 2016 году их количество сократилось до 434, а в 2017 – 255 уголовных правонарушений.

Более того, в соответствии с Концепцией правовой политики, уголовная политика государства должна быть направлена на установление соразмерности наказания в санкциях статей Уголовного кодекса.

Ряд изменений в законодательство направлен на совершенствование системы медицинского образования и повышение качества подготовки медицинских кадров. В этой части министерством здравоохранения предлагается обеспечение триединства науки, практики и образования через механизм создания интегрированных академических медицинских центров и университетских клиник, введение оценки компетенций научно-педагогических кадров и обучающихся в медицинских организациях образования и науки, внедрение института стратегического партнерства в сфере медицинского образования и науки.

В целом, законопроект затрагивает обширные вопросы развития системы общественного здравоохранения, модернизации медицинского образования, снижения издержек для бизнеса, страхования профессиональной ответственности медицинских работников и субъектов здравоохранения, совершенствования корпоративного управления в медицинских организациях.

Еще одна новелла проекта закона касается введения Национального счета здравоохранения.

«Это очень важный инструмент подсчета, статистики по расходам на здравоохранение. Целью национальных счетов здравоохранения является мониторинг и отслеживание государственных и негосударственных расходов на здравоохранение в Республике Казахстан в разрезе услуг, поставщиков и схем финансирования. До этого мы это делали в рамках реализации соглашения между правительством Казахстана и ОЭРС. Теперь мы это прописали в проект закона, чтобы мы имели возможность опереться на это и дальше работать», — сказала журналистам генеральный директор Республиканского центра развития здравоохранения Айнур Айыпханова.

В этой части она сообщила, что в Казахстане в прошлом году, согласно данным Нацсчетов, здравоохранения мы тратим 3,4% от ВПП на здравоохранение, тогда как страны ОЭСР тратят 9%. В среднем на одного гражданина в Казахстане уходит в год чуть более 90 тыс. тенге (или $265). Аналогичный показатель в странах ОЭРС составляет $2 482.

«Если нет цифр, нет планов и нет целей по развитию. Эта поправка позволит четко просчитать расходы государства и каждого казахстанца на здравоохранение», — пояснила Айнур Айыпханова.

Читайте также