9832 просмотра
9832 просмотра

Когда придет время серьезных структурных реформ?

«Ресурсное проклятие» отбивает охоту у правительства в реальных структурных реформах

Когда придет время серьезных структурных реформ?

Когда придет время серьезных структурных реформ?

Высокие цены на нефть улучшили экономическое положение Казахстана настолько, что снова стали явно проявляться признаки самоуспокоения и застоя в реформах. Власть вновь стала принимать серьезные стратегические решения «в узком кругу» без консультации с общественностью.

Неизвестные стратегии по госактивам в 50% от ВВП

ФНБ «Самрук-Казына» является государственным холдингом, который управляет коммерческими компаниями с активами, составляющими около 50% от ВВП страны. Деятельность этого монстра, оказывает очень большое влияние на экономику, и она находится под полным контролем со стороны исполнительной власти. Любые решения по изменению стратегии или трансформации фонда могут иметь очень серьезные последствия для страны.

Приход Ахметжана Есимова в «Самрук-Казына» в декабре 2017 года и его первые шаги на новом поприще породили ожидания новых и кардинальных реформ в фонде. В конце концов 19 апреля под руководством главы государства прошло заседание Совета по управлению ФНБ «Самрук-Казына», где была утверждена новая Стратегия развития фонда на 2018-2028 годы и обновлена Программа Трансформации.

К сожалению, несмотря на всю важность решений по ФНБ «Самрук-Казаны» для всей страны, никто не обсуждал их ни с общественностью, ни хотя бы с парламентом. До сих пор новые документы не опубликованы и остается непонятным в чем их новизна, и как утверждённые изменения повлияют на экономику страны и на каждого из нас. Пресс-релиз фонда, опубликованный по этому поводу, не дал никакого понимания тому, чем новая стратегия и программа трансформации отличаются от старых.

В целом, на сегодня можно сказать, что влияние государства на деятельность, так называемых, «коммерческих» госкомпаний стало подавляющим. Помимо ключевых кадровых решений, в закрытом порядке стали утверждаться стратегические документы этого государственного холдинга. То есть, ФНБ «Самрук-Казына» постепенно превращается в непрозрачный «тихий омут», где водятся и еще заведутся много «чертей».

Непонятные и кулуарные решения по сельскому хозяйству

Аналогичная история сейчас происходит и в сельском хозяйстве. Напомню, что в мае 2016 года на пост главы Минсельхоза был назначен Аскар Мырзахметов. Сразу же было объявлено, что он начнет «настоящие» реформы в сельском хозяйстве. В ноябре 2016 министерство презентовало концепцию «Государственной программы развития АПК на 2017-2021», после чего оно начало активную PR компанию по продвижению данной концепции. В конце концов программа была утверждена указом президента в феврале 2017.

Если внимательно изучить ту программу развития АПК (которая без изменений действует до сих пор), то можно легко увидеть, что она ничего принципиально нового не предложила. В ней нет нормального анализа того, какие меры в прошлом предпринимало правительство для повышения конкурентоспособности агробизнеса и почему эти меры не дали результатов. В программе совсем отсутствует анализ международного опыта по эффективности различных мер государственной поддержки сельского хозяйства.

Однако, несмотря на все свои недостатки, программа Аскара Мырзахметова была заранее (до утверждения) опубликована и проходили достаточно активные обсуждения как в прессе, так и на совещаниях с участием специалистов в этой области.

В отличии от Ахметжана Есимова, переход Умирзака Шукеева на пост министра сельского хозяйства не породил ожиданий кардинальных реформ в развитии сельского хозяйства. Прошлый опыт уже показывал, что в конечном итоге вся работа по изменению государственной агрополитики фактически всегда сводилась просто к новому перераспределению государственных субсидий. Именно это сейчас и происходит.

С другой стороны, любое внезапное изменение в политике субсидирования и другой государственной помощи является очень большим шоком для сельхозпроизводителей. К таким переменам им нужно заранее готовиться и планировать свои действия соответственно. Сейчас, в отличии с прошлым разом, Минсельхоз принимает решения в «узком кругу» и вносит очень серьёзные изменения в политику госпомощи, не обсуждая их общественностью и не публикуя никаких серьезных обоснований по их целесообразности и эффективности.

В результате появления «новой метлы» во главе Минсельхоза и из-за крайне большой зависимости от госпомощи, агросектор начало сильно лихорадить, однако кардинальных реформ там как не было, так и нет.

В целом можно сказать, что по-настоящему глубокие реформы в сельском хозяйстве (для перевода его на рыночные рельсы так, как это, например, предлагал Казахстану Всемирный Банк) будут очень болезненными для Казахстана и они однозначно усилят социальное напряжение на селе. По моему мнению, на сегодня у нашей власти просто нет политической воли, чтобы идти по этому сложному пути. Это связано с тем, что возросшие нефтяные цены позволяют государству продолжать оказывать финансовую помощь, поддерживая этот сектор экономики на плаву.

http://documents.worldbank.org/curated/en/829581486543817091/Public-expenditure-and-institutional-review-for-the-agricultural-Sector (документ ВБ)

Во всем виновато «ресурсное проклятие»

Одной из важнейших сторон ресурсного проклятия является отсутствие у властей мотивации и реальной необходимости в структурных реформах для диверсификации экономики и развитии частного предпринимательства. Это связано с тем, что сырьевые доходы позволяют поддерживать достаточно высокий уровень благосостояния всего населения при всех серьезных недостатках государственного строя и устройства экономики (структурные проблемы, застой или упадок несырьевой части экономики).

Как только падают цены на сырье, правительство сразу же вспоминает о структурных реформах, становится более открытым, и начинает активно консультироваться с обществом, опасаясь роста социального напряжения. Когда же цены на нефть и другие природные ресурсы возвращаются на высокий уровень, власти сразу успокаиваются и о реформах тут же забывают. Как изменить эту ситуацию я уже писал ранее – нужны кардинальные политические реформы.

* Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

rgo