Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


6689 просмотров

Эксперты оценили влияние цифровизации на различные сектора экономики

Казахстан вошел в число первых стран СНГ, начавших внедрение электронных госуслуг на едином портале электронного правительства с применением цифровой подписи

По предварительным подсчетам, эффект от мероприятий госпрограммы «Цифровой Казахстан» к 2025 году позволит создать добавочную стоимость на 1.7-2.2 трлн тенге, таким образом обеспечив возврат от инвестиций в 4.8-6,4 раза к 2025 году к общим объемам инвестиций с учетом частных.

Такие данные были озвучены в ходе проходящего в Алматы форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации». Главная цель форума – выработать совместные меры, которые позволят ускорить развитие собственных цифровых экономик, повышая их конкурентоспособность.

Казахстан вошел в число первых стран СНГ, начавших внедрение электронных госуслуг на едином портале электронного правительства с применением цифровой подписи. В прошлом году запущена третья модернизация Казахстана, реализуется программа индустриализации. Цифровизация охватит в первую очередь те отрасли, в которых имеется большой потенциал для экономического роста: АПК, энергетику, горнодобывающий и нефтегазовый сектор, транспорт и логистику. Согласно прогнозам, совокупный эффект от реализации проектов цифровизации обеспечит до 30% от прироста ВВП с 2025 года, в период с 2018 по 2022 год будет создано 300 тыс. новых рабочих мест.

С помощью технологий «Интеллектуальное месторождение» дополнительная добыча на месторождении может составить около 3%, время восстановления работы скважины сократится на 15-20%, щадящий режим эксплуатации подземного оборудования позволит сократить количество ремонтов с 20 до 15 в год. При прогнозе добычи нефти и газа в 2025 году на уровне 5420 млрд тенге (9% от ВВП) эффект от внедрения проекта за вычетом транспортировки составит 141 млрд тенге в 2025 году, а за период 2018-2025 год – 146-210 млрд тенге.

«Внедрение интеллектуального месторождения для крупных, в некоторой степени уже оцифрованных компаний, ведет к снижению валовых расходов на 1% (это 50,2% сектора: ТШО, Карачаганак Петролеум). Для остальных предполагается снижение валовых расходов на 5%», - сообщается в прогнозном документе, представленном в рамках форума. Цифровизация рудников в рамках проекта «Цифровой рудник» позволит сократить расходы на 4%; учитывая маржинальность индустрии в размере 29%, эффект составит 12-26 млрд тенге в 2025 году и 23-40 млрд тенге в 2018-25 гг. Крупные игроки в секторе добычи металлических руд занимают долю в 63%; около 60% из них внедрят цифровые технологии к 2025 году. Выручка крупных игроков металлургической промышленности вырастет на 2,7%, а себестоимость снизится на 3,2%. В обрабатывающей промышленности расходы снизятся на 5-8%, а экономический эффект достигнет 51-72 млрд тенге в 2025 году.

В соответствии с прогнозными данными, внедрение проекта «Оптимизация ремонтной деятельности и сокращение простоев НПЗ» позволит повысить объем переработки на 7%, эффект от реализации данного проекта составит в 2025 году 10-14 млрд тенге, а за период 2018-2025 гг – 15-21 млрд тенге.

В секторе электронной коммерции примерно 50% рынка приходится сегодня на трансграничную торговлю, и если Казахстан не будет инвестировать в развитие местной электронной торговли, она постепенно уйдет на международные платформы. Эксперты отметили, что доля электронной коммерции в ВВП к 2025 году составит 545 млрд тенге, или 5,4% сектора оптовой и розничной торговли. Эффект от развития электронной коммерции будет достигнут за счет снижения трансграничной торговли до 30% и соответственно, развития местной электронной торговли. Доля безналичных платежей вырастет на 20%.

В инфокоммуникационном секторе внедрение 4G обеспечит прирост в 0,22% от ВВП через 5 лет, рассчитанный мультипликатор на ВВП с учетом инвестиций в 4G составляет 2,9. Эффект на ВВП Казахстана с учетом оценочной стоимости внедрения 4G в Казахстане с учетом существующего (43%) и целевого (90%) покрытия составляет 110-120 млрд тенге к 2025 тенге.

Внедрение цифровых технологий также позволит снизить объем теневого оборота. По оценкам зарубежных экспертов, текущий уровень серой экономики РК в ВВП составляет 23%, в США – 7,5%, в Китае и Японии – 10%. За счет цифровизации объем теневого оборота предполагается к 2025 году снизить на 10%, при достижении этого показателя эффект на ВВП составит порядка 3 млрд тенге. Для снижения теневого оборота планируется внедрить такие технологии, как виртуальный склад, маркировка товаров и лекарственных средств, учет алкогольной продукции и нефтепродуктов.


155 просмотров

Какие госорганы чаще других нарушают правила госзакупок в ЗКО

И как с этим бороться

Коллаж Вячеслав БАТУРИН

Бизнес не дремлет – за прошлый год несостоявшиеся поставщики товаров и услуг подали 453 жалобы на незаконные действия конкурсных комиссий. Аудиторы в ходе проверок выявили, что по 289 жалобам нарушения есть – в тендерах победили не те, кто предложил самые лучшие условия. В сфере госзакупок продолжают всплывать ситуации, когда тендеры пишутся под определенного поставщика, сторонним субъектам бизнеса победить в таких конкурсах просто невозможно. 

Заместитель руководителя департамента внутреннего государственного аудита по ЗКО Комитета внутреннего государственного аудита МФ РК Виталий Пак в интервью «Курсиву» отметил, что в основном проверки сотрудники ведомства осуществляют тогда, когда к ним поступают жалобы от бизнеса на предмет незаконного проведения госзакупок. Если предприниматели успевают обратиться в департамент госаудита в течение пяти дней после проведения тендера, то организуется камеральная проверка, на стадии которой аудиторы могут изменить протокол итогов или убрать незаконные требования к потенциальным поставщикам. Если поставщик затянул с жалобой на незаконное, по его мнению, проведение тендера, и обратился по истечении пяти дней с момента оглашения итогов конкурса госзакупок, то аудиторы выезжают на объект.

По словам Виталия Пака, частые нарушения в тендерах – необоснованное отклонение заявок потенциальных поставщиков на участие в конкурсе, неправильный подсчет условных скидок при определении победителя. Могут быть нарушения на стадии технической спецификации, которая не позволяет принять участие в тендере другим субъектам бизнеса – обычно это выражается в том, что условия конкурса госзакупок пишутся под определенного поставщика. Вполне возможно, что, если бы этих нарушений не было, победителями конкурсов госзакупок были бы признаны совсем другие поставщики.

Так, к примеру, ТОО «АлТим» обратилось в департамент госаудита с жалобой на то, что в тендере на завершение строительства оздоровительного лагеря на 48 мест в селе Сары-Омир победило ТОО «АВМ Элит», которое тут же привлекло к строительству субподрядчика – ТОО «СК Барыс Строй Сервис». У руководства «АлТим» возник резонный вопрос: как управление строительства могло выбрать поставщика, который сам ничего строить не может? По результатам камерального контроля итоги конкурса были пересмотрены и подряд стоимостью 57,9 млн тенге на строительство лагеря получило ТОО «АлТим».

«Если взять в целом 2018 год, то у нас было 453 обращения от бизнесменов, которые посчитали, что госзакупки проведены нечестно. По 289 обращениям (это 60%) нарушения подтвердились», – рассказывает Виталий Пак. Он считает, что в 2019 году коэффициент оправданных жалоб станет выше, так как участие в том или ином тендере стало платным: потенциальный участник для участия в конкурсе должен внести определенный взнос в зависимости от объема госзакупки. «Мы уже видим, что эта мера в разы сократила количество участников конкурсов госзакупок – в них уже не попадают случайные компании», – отмечает собеседник «Курсива».

Выбирают не тех

По словам Виталия Пака, чаще всего грешат нарушениями в госзакупках районные отделы ЖКХ, отделы строительства и учреждения образования. Так, в прошлом году в Таскалинском районном отделе ЖКХ с нарушениями были проведены тендеры на общую сумму 156 млн тенге. В Бурлинском районе нарушения в области законодательства «О госзакупках» были выявлены в 2018 году в двух госорганах: районном отделе ЖКХ – на сумму 138,9 млн тенге и аппарате акима – на сумму 114,5 млн тенге.

Нарушения на общую сумму 2,7 млрд тенге в 2018 году аудиторы обнаружили в госзакупках областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. 
Проверка конкурсных процедур последнего госоргана была инициирована областной прокуратурой. Аудиторы провели проверку по четырем конкурсам госзакупок на текущее обслуживание и ремонт дорог по ЗКО. В тендерах управления было явное нарушение при выборе поставщика – равные возможности должны быть предоставлены всем поставщикам, что госорган в ходе госзакупки не обеспечил. По всем конкурсам, согласно требованиям Закона «О госзакупках», были инициированы судебные процессы – департамент внутреннего госаудита подал иски в отношении указанного управления о расторжении заключенных договоров на госзакупку. Два судебных процесса уже выиграно, один проигран, по оставшемуся иску еще идет рассмотрение в межрайонном специализированном экономическом суде по ЗКО, сообщил «Курсиву» Виталий Пак. 

Есть риск – система укажет

В I квартале 2019 года камеральным контролем в ЗКО было охвачено порядка 24 тыс. процедур госзакупок на сумму 56 млрд тенге. Аудиторы выявили, что 302 закупки на сумму 772,5 млн тенге были проведены с нарушениями. По всем процедурам направлены уведомления, которые исполнены. По жалобам бизнеса было проведено 70 проверок. По 67 тендерам выявлены нарушения в плане их проведения, и результаты по четырем из них отменены.

«Ежегодно нарушений в проведении госзакупок становится меньше. Сам портал goszakup.gov.kz выявляет эти нарушения на стадии формирования условий тендера. Так, в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, снижено в пределах 50–60% количество обращений предпринимателей по фактам, когда тендеры пишутся под определенного поставщика», – говорит Виталий Пак. По его словам, многие нарушения позволяет выявить камеральный контроль за тендерами: когда он только формировался, 16–20% госзакупок проводились с нарушениями, сейчас этот показатель снижен до 3–5%.

На портале госзакупок есть система управления рисками (СУР), которая выявляет рискованные госзакупки. Так, в конце 2018 года СУР определила, что госзакупка Бурлинского районного отдела ЖКХ, проведенная с 20 по 30 декабря, в высшей мере рискованная – она явно проводилась для того, чтобы быстрее освоить бюджетные деньги.

Когда аудиторы начали проверку по данному тендеру, выяснилось, что посредством конкурсной процедуры районный отдел ЖКХ планировал закупить у ГКП «Аксайжылукуат» отопительные котлы на сумму 86 млн тенге для новых школ. Однако после того как деньги за котлы были переведены, оборудование в школы поставлено не было. Таинственным исчезновением бюджетных денег заинтересовались сотрудники областного Нацбюро по противодействию коррупции, в отношении должностных лиц Бурлинского ЖКХ было возбуждено уголовное дело. И на данный момент 58 млн вернулись на счет государства.
 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank