Перейти к основному содержанию

10266 просмотров

Декларирование доходов населения повлияет на закон о банкротстве

Результаты принятия закона о банкротстве будут известны только через 3-5 лет

Декларирование доходов населения повлияет на закон о банкротстве

Декларирование доходов населения повлияет на закон о банкротстве

Результаты принятия закона о банкротстве будут известны только через 3-5 лет. Генеральный директор SAS Казахстан Андрей Суставов ответил на несколько вопросов о том, как правительственные инициативы, влияют на банковский бизнес.

Одной из задач, поставленных президентом РК в ежегодном послании народу Казахстана, была «перезагрузка» финансового сектора. Среди основных элементов: очистка банковского портфеля от «плохих» кредитов и принятие закона о банкротстве физических лиц. В SAS прокомментировали вопросы, связанные с меняющейся политикой государства на финрынке.

- Как, на Ваш взгляд, отразится принятие закона о банкротстве на текущий уровень проблемных кредитов в Казахстане?

- Нурсултан Назарбаев подчеркивает, что одна из целей принятия закона – снижение уровня проблемных кредитов, при этом отмечая, что государство должно и дальше гарантировать интересы граждан. Это предполагает поиск решения, которое учитывало бы интересы как банков, так и вкладчиков. Стоит отметить, что ситуация, когда такие вопросы четко регламентированы, и при этом предполагается компромисс между досудебным и судебным урегулированием задолженности – стандартная мировая практика. Поэтому предполагается, что закон позволит уменьшить количество проблемных кредитов, а также поможет людям, попавшим в сложную ситуацию. Но о результатах говорить пока рано – во-первых, закон находится только на стадии проекта, а во-вторых, на ситуацию, несомненно, повлияет переход на обязательное декларирование доходов и имущества граждан РК, запланированный на 2020 год. Так что делать какие-то выводы можно будет как минимум через 3-5 лет.

- Спасибо. Сейчас, банки презентуют все больше проектов по краткосрочному потребительскому кредитованию и кредитованию МСБ, не приведет ли это к тому, что банки повторят историю предыдущих лет, таким образом наращивая дополнительные риски?

- Сейчас в Казахстане государство активно поддерживает малый и средний бизнес – в первую очередь в рамках единой программы «Дорожная карта бизнеса 2020», главная цель которой – «обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики». Поэтому рост кредитования МСБ я бы расценивал как позитивный эффект этой поддержки. Конечно, банки предпочли бы кредитовать крупные предприятия, но этот сектор традиционно отличается значительно меньшей динамикой, чем МСБ, что влияет и на процентное соотношение выданных кредитов. Кстати говоря, растет кредитование не только МСБ, но и потребителей – это говорит о том, что население сменило выжидательную политику на активное потребление. Это один из сигналов того, что экономика РК находится на пути к оздоровлению, и я бы не стал напрямую говорить о серьезном росте дополнительных рисков в связи с ростом кредитования, тем более, что речь идет о краткосрочных кредитах, которые более предпочтительны для банков как раз по причине меньших рисков. Поэтому, если экономическая ситуация будет благоприятной, а политика государства по этому вопросу будет и далее воплощаться в жизнь, я бы не назвал такой сценарий основным – хотя, безусловно, полностью исключать его нельзя.

- Все-таки какие механизмы позволят обеспечить наибольшую безопасность от недобросовестных заемщиков, в то же время не слишком ужесточая скоринг?

- Защита от мошенничества важна не только потому, что банк должен предотвратить денежные потери, но и потому, что ему нужно заботиться о репутации. Основные проблемы, которые возникают при внедрении систем для защиты от кредитного мошенничества, упираются в низкую точность скоринговых моделей. Система либо всех подряд считает мошенниками, и банк отказывает даже надежным заемщикам, либо же она не видит тревожных признаков и пропускает заведомо мошеннические заявки. Помимо информации о кредитной истории заемщика и черных списков, важно использовать инструменты аналитики данных.

- А как Вы рассматриваете переход банков в новые модели кредитования (к примеру, по принципу онлайн-кредитования)? Стоит ли ожидать, что банки начнут занимать этот сегмент, и какие риски в таком случае необходимо учитывать?

- Я считаю, что это позитивная тенденция, и такие модели уже появляются на казахстанском рынке. Не так давно Ассоциация финансистов Казахстана заявила, что не выступает против онлайн-кредитования – напротив, она инициировала обсуждение вопросов, связанных с развитием рынка онлайн-кредитования и проработкой правил его регулирования. Уже сейчас в сотрудничестве с соответствующими госорганами ведется разработка стратегического плана, который ускорит перевод ряда финансовых услуг в онлайн-формат. Так что банки, несомненно, будут занимать этот сегмент. Что касается рисков, то они, по сути, остаются теми же самыми, что и для стандартных кредитных продуктов.

662 просмотра

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций