Бекнур Кисиков: «Сами предприниматели иногда не совсем ясно понимают, что же такое франчайзинг»

Опубликовано
По словам президента Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнура Кисикова, франчайзинг сам по себе настолько эффективный бизнес, что ему мало что может быть помехой, кроме, конечно, инертности самих предпринимателей

Франчайзинг как способ легкого и безболезненного создания собственного бизнеса на основе уже готовых решений в Казахстане отчего-то не очень популярен. Как отмечает президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков, сегодня рынок франчайзинга в Казахстане пока не тянет даже на полноценный кусок пирога.

– Бекнур, не так давно Вы говорили, что рынок франшиз составляет приблизительно $2,3 млрд. Какова ситуация сегодня?

– Если представить это пирогом, то франчайзинг не потянет даже на один цельный кусок. Оборот франчайзинга – это примерно 0,3% от ВВП. Увы, сам МСБ недостаточно представлен в ВВП страны, что тут говорить о сегменте, который насчитывает всего лишь около 395 франчайзинговых систем. Конечно, мы говорим о примерной статистике. Проблема в другом. Вы удивитесь, но сами предприниматели иногда не совсем ясно понимают, что же такое франчайзинг.

– В какую сторону движется рынок франчайзинга: сужение, расширение? Что становится бесперспективным, что имеет тенденцию к росту?

– Мы видим, что рынок фастфуда немного перегрет. Конечно, фастфуд и вообще общепит всегда будут перспективными секторами. Люди всегда будут хотеть есть. Но даже эта формула в сегменте франчайзинга не всегда оказывается эффективной, потому что из нее выходит второй вопрос: а что люди хотят есть? С обилием ресторанов потребитель становится все более разборчивым, и сегодня за клиента идет настоящая борьба.

Поэтому концепции, выходящие на рынок с однотипным распространенным форматом, становятся убыточными. Также не оправдали ожиданий дорогие форматы ресторанов, так как потребитель все больше склоняется к демократичному подходу с хорошим ассортиментом. Рынок авторской кухни становится узким. То же самое творится и в сегменте ритейл, где рынок трансформируется. Тем не менее эти сегменты все равно будут лидерами франчайзинга.

– Какая сумма необходима для покупки и раскрутки франшизы? Готовы ли банки к выдаче кредитов под них?

– Суммы, необходимые для покупки франшизы, разные. Есть франшизы, где нет паушального взноса (одноразовый взнос за вступление во франчайзинговую сеть. – «Къ»), прибыль там строится на надбавке за товар.

Есть франшизы, которые начинаются от 1 млн тенге (например, гимнастика Айкуне). А есть бизнес с инвестицией под $1 млн. Здесь нет средних величин, в каждом виде бизнеса свои расчеты. Но, на мой субъективный взгляд, начинать нужно хотя бы с 10 млн тенге.

Банки неохотно кредитуют франшизы, но это не значит, что франшизы не кредитуются. Часто банки воспринимают франшизу как стартап. Хотя на западных рынках раскрученный товарный знак банки воспринимают как залог. Согласно статистике, кредитами пользуются только 30% покупателей франшиз, остальное – это инвестиции со стороны или личные средства. Во франшизе много платежей, поэтому кредит является обременительным для покупателя.

– Что мешает нормальному развитию франчайзингового бизнеса в Казахстане?

– Ряд нестыковок в законодательстве и, наверное, все еще экзотичность самой формы. Но в целом франчайзинг сам по себе настолько эффективный бизнес, что ему мало что может быть помехой, кроме, конечно, инертности самих предпринимателей.

– Франшизы каких стран наиболее популярны в Казахстане и почему?

– Раньше были США. Сегодня, в силу ряда экономических и политических обстоятельств, Россия и Украина. Но американские бренды все равно являются самыми популярными по всему миру, в том числе в Казахстане.

– Недавно на своей страничке в Facebook Вы озвучивали пять наиболее удачных казахстанских франшиз 2017 года. Например, были названы сеть обучения гимнастике «Айкуне» и кондитерская «Крендель» из Павлодара. В чем их успех? На первый взгляд это самый обычный бизнес.

– Во франшизе критерии другие. Франчайзинг на 80% представлен малым и средним бизнесом. Казахстанская франшиза сама по себе – наше явление, поэтому некоторые критерии, конечно же, более мягкие. У нас, к сожалению, не так много казахстанских по происхождению франшиз.

– Каковы возможности рынка по развитию IT-франчайзинга, франчайзинга в сфере агросектора и других менее популярных направлений?

– В этих сегментах есть примеры франшиз, но пока развитие очень слабое, как, в общем-то, и сами рынки. Полагаю, что текущий финансово-экономический кризис здорово поможет рынку пересмотреть свои на взгляды на бизнес и привлечет внимание к франчайзингу как к форме развития бизнеса.

Фото: Facebook

Читайте также