Арбитражный суд: есть в ли в Казахстане справедливое правосудие?

Опубликовано
Подробнее об этом в интервью «Къ» рассказал партнер юридической фирмы «Synergy Partners» Нуржан Стамкулов

Казахстан намерен увеличивать инвестиционную привлекательность разных отраслей экономики. Об этом не раз говорилось с разных площадок, в том числе и на заседаниях правительства. Однако любого инвестора всегда интересует вопрос сохранности инвестиций и справедливого решения споров. В этой связи актуальность приобретает работа арбитражных судов в Казахстане. По мнению экспертов, конкуренция между частными и государственными судами повышает доверие зарубежных инвесторов.

Подробнее об этом в интервью «Къ» рассказал партнер юридической фирмы «Synergy Partners» Нуржан Стамкулов, консультирующий иностранные компании, в том числе Всемирный Банк, по вопросам инвестиционной привлекательности Казахстана и арбитражей.

— Нуржан, не могли бы Вы рассказать, о какой конкуренции идет речь?

— Речь идет о конкуренции между судами, то есть арбитражами и государственными судами.

— А разве у нас существуют частные суды, не вредно ли это для общества или государства?

— Абсолютно не вредно, наоборот полезно. Возьмите 5 лет назад судебных исполнителей, все они были государственными. Годами люди не могли повлиять на судебных исполнителей, писали жалобы, подавали иски, все делалось долго и неэффективно. Посмотрите сейчас, когда частные судебные исполнители в несколько раз эффективнее выполняют свою работу. То же самое и с арбитражами, это частный суд, где стороны сами выбирают себе арбитров и решают спор раз и навсегда. Наличие арбитражей и их работа в Казахстане – это показатель того, насколько мы движемся к миру, а не откатываемся назад. Во всех странах существуют арбитражи и это нормально.

— Вы говорите, что арбитраж – это частный суд, где стороны сами выбирают себе арбитров. Разве здесь не возникает риск коррупции, несправедливого и субъективного суда?

— Как правило, спор рассматривают три арбитра. Арбитры – это самые авторитетные практикующие юристы, ученые, которые рассматривают спор, заботясь о своей репутации. Во-вторых, частные компании выбирают арбитраж как раз для того, чтобы устранить элемент коррупции и идут туда, где доверия больше. К примеру, Вы можете выбрать арбитра, уважаемого профессора из Германии Рольфа Книпера, который приезжал к нам на ежегодную конференцию по частному праву или юристов из США, Голландии, Швейцарии, за плечами которых многолетний опыт рассмотрения споров, высокая репутация.

— Сколько на сегодняшний день в Казахстане существуют частных судов?

— К сожалению, я не владею точной статистикой, но полагаю, что не более 10 по всей Республике. Можно выделить два авторитетных арбитража, с которыми мы работаем – это Казахстанский Международный Арбитраж и Арбитраж при национальной палате предпринимателей «Атамекен».

— Какие споры предпочтительнее всего, на Ваш взгляд, решать в частном суде?

— Конечно же, споры между коммерческими юридическими лицами. Иногда споры о долевом участии. Споры по лицензиям, франчайзингу, ноу-хау, споры по совместной деятельности, разделе прибыли и т.д.

— Могут ли частные суды оспаривать решения государственных судов? Как часто это происходит в Казахстане?

— Нет, не могут. Частным судам запрещено вмешиваться в публичный порядок.

— Не могли бы пояснить, для чего нужны арбитражи в той же Германии, США, Англии – насколько нам известно, там судебная система работает очень эффективно и справляется с поставленными задачами?

— Да верно, в вышеперечисленных странах судебная система существует давно и выстроена довольно эффективно. Но бывают случаи, когда спор очень специфичный, требует специальных познаний арбитра в корпоративном праве или знаний особенностей и механизма опционов или сложные сделки по купле-продаже компаний. К примеру, две иностранные компании покупают и продают ТОО в Казахстане, сделка по купле-продаже очень сложная, и для спора потребуется арбитр, который хорошо знает практику слияний и поглощений, чтобы правильно разрешить спор.

Второе — арбитражи позволяют сохранять конфиденциальность между сторонами, и спор решается в закрытом режиме, без огласки в публичном пространстве.

Третье преимущество – арбитражи из-за одной ступени или стадии выглядят привлекательно для корпораций, нежели спор компании будет рассматриваться годами в разных судебных инстанциях, и расходы на такой спор могут быть огромными. В ряде случаев пошлина на арбитраж может быть ниже, чем пошлина в государственных судах. Поэтому арбитраж для бизнеса очень необходимый институт в государстве.

— Как Вы считаете, почему конкуренция увеличивает инвестиционную привлекательность?

— К примеру, Вы хотите вложить свои инвестиции в Малайзию и делать бизнес вместе с малазийскими партнерами, 51% у вас и 49% у них. Вам не знакома судебная система этой страны, и есть местное законодательство, которое гласит, что все вопросы решаются через контракт. Вам будет проще и удобнее, если любой спор будет рассматривать специальный арбитраж в той же Малайзии или арбитраж Международной Торговой Палаты в Париже. Если вы будете уверены, что в Малайзии арбитражные решения исполняются, и арбитражные суды там действуют наравне с государственными судами, то, конечно, Вам будет комфортнее защищать свои инвестиции, и предпочтение выпадет на ту страну, где ваши инвестиции будут защищены.

Аналогично, зарубежные инвесторы постоянно отслеживают нашу ситуацию с частными судами, насколько государство продвигается в этом направлении. Признание и 100%-ное исполнение решений частных судов на территории Казахстана — главный показатель в защите инвестиций. Инвесторы хотят знать, как они смогут защищать свои инвестиции.

— На Ваш взгляд, сейчас как обстоит ситуация по конкуренции между частными судами и государственными судами в Казахстане?

— На мой взгляд, конкуренция между ними есть, но в хорошем смысле этого слова. Казахстан стал полноценным участником международной глобальной системы по признанию арбитражей. Казахстан подписал Нью-Йоркскую конвенцию от 1958 года. В 1958 году собрались представители развитых стран и сказали, а давайте будем признавать решение арбитражных судов на территории той страны, кто является участником этой конвенции. И многие согласились, сказали давайте будем признавать решение арбитражей. Казахстан присоединился к этой конвенции.

Конкуренция считается идеальной, если конкурентное поле выравнено, и для всех участников созданы одинаковые условия. На сегодня уже принят Закон об арбитражах от 2016 года. Закон отличный, но необходимо дальше работать по направлению совершенства и отрабатывать механизм по выдаче исполнительных листов и принудительного исполнения арбитражного решения.

Читайте также