Сагинтаев требует отказаться от идеи «контролеров за контролерами»

Опубликовано
Бакытжан Сагинтаев подверг критике предложение министерства национальной экономики наделить госорганы полномочиями отслеживать качество работы друг друга в сфере защиты прав потребителей

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев подверг критике предложение министерства национальной экономики наделить госорганы полномочиями отслеживать качество работы друг друга в сфере защиты прав потребителей.

Во вторник, 11 декабря, на заседании правительства Казахстана рассматривался вопрос о состоянии защиты прав потребителей в стране. В рамках этого рассмотрения министр национальной экономики республики Тимур Сулейменов предложил «наделить уполномоченные органы компетенцией по осуществлению мониторинга и в случае необходимости — контроля за соблюдением законодательства в сфере прав потребителей».

«Мы не говорим о мониторинге и контроле за самими субъектами бизнеса, а о так называемом «контроле за контролерами»: за тем, насколько эффективно другие госорганы реализуют свои функции по защите прав потребителей», — пояснил министр.

Это предложение вызвало недоумение у Сагинтаева.

«Я вот один момент особо не понял, когда министр предлагает осуществлять контроль за контролерами: потом, получается, надо будет за теми контролерами контролировать и бесконечно будем ходить друг за другом, — сказал глава правительства. — Мне кажется, здесь надо другой механизм придумать, а не бесконечно друг за другом следить. Это неправильно, мне кажется. надо другой механизм придумать», — добавил он.

Помимо этого, у главы правительства вызвала вопросы позиция министерства здравоохранения, глава которого — Елжан Биртанов, на заседании правительства сообщил, что его ведомством в рамках камерального контроля выявлено 50 недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которыми ввезено более 52 тыс. товарных позиций, несоответствующих требованиям.

«Это товары легкой промышленности — детские игрушки, продукты питания. Данные участники привлечены к административной ответственности и материалы по ним передаются в правоохранительные органы», — доложил министр.

«Нет, ну, если вы выявили 50 недобросовестных поставщиков, то население вообще знает, кто они такие? — обратился Сагинтаев к Биртанову. — Нужно же понимать, когда идешь в магазин, какие виды продуктов не покупать. Если это игрушки, то какие игрушки? Вот сейчас Новый год, начнем подарки покупать, а как узнать, что эти игрушки можно покупать, а эти нельзя покупать? Я не прошу объяснения, просто нет информации: вы их оштрафовали на 70 миллионов тенге, а они на миллиард тенге товаров завозят — и никакого эффекта в итоге», — заметил премьер.

В связи с этим он рекомендовал минздраву усилить информационную работу среди населения с тем, чтобы оно знало, товары каких производителей и у каких посредников не соответствуют нормам.

«Мне кажется, даже в торговых центрах можно вывесить такую информацию, там много экранов рекламных — крутите: «Уважаемые покупатели, если вы захотите зайти в игрушечный магазин, вот такие игрушки опасны». Но если опасны, они вообще должны быть сняты с реализации», — сказал глава правительства.

В ответ его заместитель, Ерболат Досаев заверил премьера, что во внесенных министерством национальной экономики в правительство предложениях по усилению защиты прав потребителей есть аналогичная мера, но она требует законодательного утверждения.

«Это хорошо, а то так мы внутри все рассматриваем — и никто об этом не знает, Ерболат Аскарбекович, за вами контроль за этим вопросом: в целом, то, что предлагает министр нацэкономики, рассмотрите, все подходы правильно озвучены», — резюмировал Сагинтаев.

Помимо «контроля за контролерами», Сулейменов на заседании правительства в целях развития системы общественного контроля предложил расширить полномочия обществ по защите прав потребителей и определить источники их финансирования.

«Очевидно, что наибольший эффект получается, исходя из международной практики, и исходя из нашего понимания, не тогда, когда госорган приходит к бизнесу и регулирует его взаимоотношения с покупателем, а когда это делает общественное объединение, — считает глава министерства. — У нас всего их 74 активно функционирующих общества, но для того, чтобы иметь штат юристов, технологов, которые разбираются в этих вопросов, им нужны деньги, а этих денег у них нет», — добавил он.

По его мнению, источники финансирования таких обществ могут быть либо государственными, либо частными.

«У нас был вариант создания общественных советов за счет субъектов естественных монополий, то есть какая-то часть взносов их могла идти на финансирование структур по общественному контролю», — пояснил он.

Также он предложил рассмотреть законодательство в области раскрытия полной информации банками и другими субъектами финансового сектора касательно своих услуг и общей стоимости комиссий. В сфере ЖКХ предлагается рассмотреть совершенствование механизмов регистрации кондоминиумов и рассмотреть возможность внедрения института выборщиков, а также предпринять меры по повышению прозрачности формирования затрат управляющих компаний и внедрить электронный формат взаимодействия с потребителями.

В сфере электронной торговли предлагается ввести механизм аккредитации субъектов, осуществляющих такую торговлю и предусмотреть законодательные поправки в части определения прав и обязанностей электронной торговле.

«В принципе, в рамках дорожной карты по развитию электронной торговли эти меры у нас предусмотрены, и в рамках закона по кардинальному усовершенствованию мы предлагаем это сделать», — заключил Сулейменов.

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН

Читайте также