Перейти к основному содержанию


20947 просмотров

Какие «неожиданности» заложены в законе о ГЧП?

Партнер Grata law firm Шаймерден Чиканаев предполагает, что решением для активизации рынка ценных бумаг могло бы стать применение законодательства о государственно-частном партнерстве (ГЧП)

Казахстанский фондовый рынок считается не слишком здоровым организмом. Нет стабильных эмитентов, нет и активных инвесторов. Партнер Grata law firm Шаймерден Чиканаев предполагает, что решением для активизации рынка ценных бумаг могло бы стать применение законодательства о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Однако предупреждает о том, что в законе заложены некоторые «неожиданности».

По мнению партнера Grata law firm г-на Чиканаева, проблема лежит не в том, чтобы улучшать все время законодательство для создания условий РЦБ, потому что это «улучшение ради улучшения».

«Мне кажется, с точки зрения законодательной базы все нормально, – говорит он. - У нас и подзаконные акты, и инфраструктура, и регулирование – все отличное. Нет только самих участников рынка. И я бы хотел напомнить об одном из механизмов, который в Казахстане можно использовать, в том числе для того, чтобы решить эту проблему.

Это государственно-частное партнерство. С одной стороны, это довольно избитая тема. Можно ли любой договор с участием государства квалифицировать как договор ГЧП? У нас в законодательстве есть такой момент, как инфраструктурная облигация, есть огромные средства, накопленные в пенсионном фонде, есть желание у банков, у пенсионного фонда, у страховых компаний куда-то инвестировать эти средства.

Но нет финансовых инструментов, которые были бы интересны с точки зрения надежности и с точки зрения маржинальности. Поэтому большая часть денег в Казахстане, как мне кажется, или в государственных бумагах, или же инвесторы вкладываются на иностранных биржах.

Зачем я буду покупать акции того же «КазМунайГаза» на KASE, или МФЦА, который сейчас откроют? Современные технологии до того дошли, что мне не составляет больших трудностей покупать те же акции на Лондонской бирже, что многие люди и институциональные инвесторы делают. Как здесь может помочь ГЧП? В Казахстане большая проблема – у нас нет дорог, нет нормальных больниц, нет нормальных школ. У государства на это достаточных средств нет.

Последний кризис показал, что денег и не будет. Также проблема заключается в том, что государство не умеет нормально ни строить, ни управлять этими объектами. Поэтому нужно, чтобы деньги, накопленные в Казахстане, в том числе в пенсионном фонде, не «вертелись» в зарубежных компаниях, не вкладывались в развитие чужих экономик, а хотя бы частично инвестировались в нашу инфраструктуру. Этого можно достичь через механизм ГЧП».

По словам Шаймердена Чиканаева, через эти инфраструктурные облигации можно позволить населению, институциональным инвесторам покупать ценные бумаги, которые будут определенным способом обеспечены государством, будь то механизм поручительства, который сейчас существует, или усовершенствование в виде прямой гарантии, солидарной ответственности, вместо субсидиарной. Если предположить, что пенсионные средства все же рискнут передать в частные фонды, им, наверняка, будут интересны такие проекты.

«Они будут вкладываться в эти финансовые инструменты, и будут достигаться два эффекта, – делает прогноз спикер. - Во-первых, у нас появится какое-то движение на рынке, появятся интересные финансовые инструменты, и у нас появится возможность использовать эти деньги во благо нашего народа и нашего государства. Но это надо делать очень осторожно, поскольку пенсионные деньги никто не хочет потерять. Но механизм ГЧП позволяет это делать правильно и довольно безопасно».

С другой стороны, по мнению юриста, который работал по государственно-частному партнерству, в том числе и по алматинскому БАКАДу, не все проекты, которые заявляют в качестве ГЧП, являются таковыми: «В газетах пишут, что заключили какое-то количество договоров ГЧП, множество детских садов называют проектами ГЧП, говорят, что в Алматы парковки и система «Онай» - тоже такие проекты. С моей точки зрения все это – не ГЧП.

В рамках действующего законодательства есть следующие виды договоров ГЧП. Это договор концессии, новый вид договора ГЧП в рамках «Закона о ГЧП» и договор о доверительном управлении государственным имуществом, заключаемый в рамках закона о госимуществе. Интересно, что закон о ГЧП говорит о том, что договор ГЧП – смешанный. При этом этот закон перечисляет виды договоров, которые можно квалифицировать как таковые. В том числе туда входит договор доверительного управления госимуществом и договор концессии. Допустим, вы решили построить больницу. Какой договор вы будете использовать и какие будут юридические последствия от вашего выбора? Важно избежать ошибок, при структурировании проекта. В Казахстане сейчас уже заключено, насколько я знаю, несколько договоров доверительного управления. Так, в Щучинске была передана больница в доверительное управление. Будет ли этот договор считаться договором ГЧП? Я считаю, что нет».

В качестве примера неудачного выбора формы договора юрист привел проект «Строительство многопрофильной больницы при медицинском университете имени С.Д. Асфендиярова в Алматы»:

«Насколько я знаю, его собираются реализовать по схеме «build-transfer-operate». Но при этом поясняется, что концессионер придет, построит здание, передаст в собственность государства. Оно, в свою очередь, будет ответственно за оказание медицинских услуг, а частник будет заниматься только техобслуживанием. И этот проект планируется как концессионный. У меня большие сомнения, что это законно. В нашем законе о концессии она понимается как проект, в котором два элемента – это строительство и эксплуатация. Под эксплуатацией закон «О концессии» понимает целевое использование объекта концессии. Если это здание построено как больница, оно должно использоваться для оказания медицинских услуг. Если я построю здание только для того, чтобы его обслуживать, технически это нецелевое использование. Поэтому, когда вы выбираете правовую форму для реализации вашего проекта ГЧП, подходит ли вам конкретный вид договора. Есть большой риск того, что даже если сейчас этот договор будет заключен, в дальнейшем его могут признать недействительным».

Сравнивая законы «О концессии» и «О ГЧП», Шаймерден Чиканаев отметил, что в законодательство заложены «скользкие» моменты:

«По идее, законодатель, когда разрабатывал проект закона о ГЧП, должен был сделать его лучше, чем концессионное законодательство. Но, когда мы начали на практике реализовывать проекты ГЧП, половина хороших моментов, которые были заложены для концессионных проектов, была потеряна. Так, если вы будете заключать договор ГЧП, у вас не будет налоговых льгот, которые есть для договора концессии. Это очень существенно, поскольку выявляется удорожание стоимости проекта на 20-30 %.

Законодатель просто забыл в Налоговом кодексе прописать, что эти льготы распространяются не только для концессионных проектов, но и для проектов ГЧП. Кроме того, законодатель забыл, или специально не учел (скорее всего, все же, это человеческий фактор) право на расторжение. Любой бизнесмен захочет выйти из проекта, если государство не исполняет свои обязанности или плохо это делает. Представим, что вы заключили договор с акиматом или с министерством. Министр или аким поменялся, и новый человек делает все, чтобы вас «выдавить». По-хорошему, в договоре должно быть право на одностороннее расторжение для того, чтобы выйти из проекта. Закон о ГЧП не позволяет вам нормально это сделать. Он заставляет вас идти в суд, хотя для концессии такого ограничения нет».


2785 просмотров

Иностранцам разрешат покупать квартиры в Казахстане

Соответствующие предложения содержатся в концепции проекта закона по вопросам жилищных отношений и реновации

Фото: Shutterstock / DrimaFilm

Гражданам стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предлагается разрешить покупать жилье в Казахстане.

Соответствующие предложения содержатся на портале «Открытые НПА» в опубликованной для публичного обсуждения концепции проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений и реновации, а также дальнейшего развития столицы Республики Казахстан – города Астаны».

Законопроект разработан во исполнение поручения президента РК от 4 марта 2016 года № 972-1, где указано: «Очереди в акиматах – рудименты советских времен. Надо продумать, чтобы все начали пользоваться арендным и жильем по линии жилстройсбережений. Те же средства можно перенаправить (без иждивенчества). Наш не совершенен. Проработать с акимами (Алматы и Астаны)», а также других поручений главы государства и представителей правительства».

В концепции отмечается, что Конституцией РК и Гражданским кодексом установлено, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.

«Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях» предусмотрено, что "иностранные юридические лица и иностранцы пользуются в Республике Казахстан правами и несут обязанности в жилищных отношениях наравне с юридическими лицами и гражданами Республики Казахстан, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в жилищных отношениях наравне с гражданами Республики Казахстан". Однако статьей 9 закона РК «О правовом положении иностранцев» оговорено, что в жилищных отношениях те же права и те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан имеют только иностранцы, постоянно проживающие в Республике Казахстан, а таковыми признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяемом правительством Республики Казахстан», - отмечается в концепции.

Временно пребывающие в Республике Казахстан иностранцы имеют лишь право пользования имущественными и личными неимущественными правами на основаниях и в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Казахстан.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством приобретение права собственности на жилище иностранцами, временно пребывающими в РК не допускается, хотя в иных государствах приобретение квартиры иностранцем, не проживающим в стране обычное явление. Вместе с тем, в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РК в частной собственности иностранцев, лиц без гражданства (без уточнения режима проживания) и иностранных юридических лиц могут находиться земельные участки, предоставленные под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания в соответствии с назначением, за исключением земель, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения. Не допускается предоставление в частную собственность иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных в пограничной зоне и пограничной полосе Республики Казахстан.

«Предоставление права приобретения квартир временно прибывающим иностранным гражданам частично исключит существующую правовую коллизию и приведет к повышению инвестиционной привлекательности Республики Казахстан. Вопрос предоставления жилья иностранцам, в том числе временно пребывающим в страну, проработан совместно с заинтересованными государственными органами (КНБ РК, МВД РК, ГП РК, МЮ РК, МИД РК, МДРиГО, МФ РК, МНЭ РК, акиматы г.г. Астана и Алматы) с учетом интересов национальной безопасности и социальных аспектов жилищного законодательства», - отмечается в концепции.

Законопроектом предлагается предоставить иностранцам, временно прибывающим в стране, право приобретать в собственность жилище в форме квартиры в многоквартирном жилом доме. Это требование позволит избежать массового выкупа жилых домов временно пребывающими иностранцами домов с земельными участками.

В порядке пилотного проекта предлагается предоставить вышеуказанное право только в городах Астана и Алматы. Данное требование обосновано тем, что на сегодняшний день Астана и Алматы являются главными туристическими и деловыми направлениями в Казахстане, и основная масса платежеспособных иностранцев сосредоточена именно в этих городах. В последующем, с учетом опыта пилотных городов, можно будет разрешать приобретать жилье в других областях и городах, где больше всего сконцентрированы иностранцы.

Квартиры для продажи иностранцам должны быть не менее 100 квадратных метров, что позволит привлекать состоятельных иностранцев, (потенциальных инвесторов) и исключит их участие в приобретении квартир эконом-класса, которые пользуются спросом среди населения страны.

«Данное право предоставить только иностранцам из стран ОЭСР и ЕврАзЭс (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия), с которыми имеется соглашение о безвизовом режиме. В начале предлагается предоставить данное право только вышеуказанным странам, от которых имеется наименьший риск миграционных потоков; предоставить маслихатам городов Астана и Алматы право устанавливать порядок проживания в этих городах для иностранцев, временно пребывающим в стране (по количеству квартир, приобретаемых ими в одном доме или жилом комплексе)», - отмечается в законопроекте.

В страны ОЭСР входят: Австралия, Исландия, Норвегия, Франция, Австрия, Испания, Польша, Чешская республика, Бельгия, Италия, Португалия, Чили, Венгрия, Канада, Словакия, Швейцария, Германия, Корея, Словения, Швеция, Греция, Люксембург, Соединенное Королевство, Эстония, Дания, Мексика, США, Япония, Израиль, Нидерланды, Турция, Ирландия, Новая Зеландия и Финляндия.   

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как Вы думаете, стоит ли разрешить казахстанцам пользоваться своими пенсионными накоплениями до выхода на пенсию?

Варианты

acb-deposit-kursive20-400.jpg

kvn_240x400_kursiv.jpg

Цифра дня

158 200
тенге
составила среднемесячная заработная плата, в январе-сентябре 2018 года по данным Минфина РК

Цитата дня

Именно я дал Украине наступательные вооружения, противотанковые системы (Javelin). Мой предшественник не пошел на такой шаг

Дональд Трамп
президент США

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank