Smart City Forum-2017: как будет выглядеть "умный" Алматы в ближайшем будущем?

О том, что ждет Алматы, рассказали участники Smart City Forum-2017

Smart City Forum-2017: как будет выглядеть "умный" Алматы в ближайшем будущем?

Smart City Forum-2017: как будет выглядеть "умный" Алматы в ближайшем будущем?

Летом нынешнего года администрация южной столицы объявила о запуске концепции Smart Almaty, что, в целом, идет в канве государственной Программы развития регионов до 2020 года. О том, каких перемен в связи с этим следует ждать самому крупному городу Казахстана, говорили участники прошедшего в Алматы IDC Smart City Forum-2017.

Тему smart city в последнее время активно обсуждают в разных странах, и этот интерес понятен. Доля городского населения во всем мире стремительно увеличивается, и все мы заинтересованы в том, чтобы мегаполисы, в которых мы живем, были комфортными, безопасными, максимально «дружелюбными» к своим обитателям. Процесс вывода городской среды на новый интеллектуальный уровень требует времени и усилий, предполагает долгосрочную комплексную трансформацию. Как отмечает вице-президент компании IDC, директор программы «Умный город» Рутби Кларк, современные мегаполисы необходимо рассматривать в глобальном контексте, потому что они ведут глобальную конкуренцию за таланты, промышленность, рабочие места.

Принимая во внимание взаимосвязь этих и подобных факторов, важно понять, какие технологии можно поставить на службу городу. В IDC называют такой подход цифровизацией, или третьей платформой, которая предполагает уход в мобильную сферу, в использование облачных технологий и больших данных, констатировала Рутби Кларк. По мнению эксперта, промышленная революция в IT-индустрии должна найти применение в концепции умных городов. Такие достижения прогресса, как 3D-печать, виртуальная реальность, интернет вещей должны стать частью современной городской реальности.

«Мы двигаемся в направлении всеобъемлющих систем, которые помогут городу осуществить трансформацию. Результаты наших исследований – а мы анализировали информацию по 500 проектам – показывают, что в тех городах, где внедрены такие системы, удалось достичь 60% экономии средств», – рассказывает г-жа Кларк.

Приступая к реализации проектов smart city, администрации разных городов могут преследовать разные задачи, но цель таких проектов, как правило, одна: создать принципиально новый опыт, повысить степень удовлетворенности горожан, бизнеса и туристов.

Еще один важный аспект предполагает сбор данных о том, какие технологии и каким образом можно поставить на службу конкретно взятому городу. Андрей Беклемишев, региональный директор IDC в Центральной Азии, Азербайджане и Монголии, уверен, что, хотя тема smart city ассоциируется в первую очередь с технологиями, применять их надо с умом. «Для решения некоторых вопросов применение технологий совсем не обязательно. Многие города погнались за технологиями, внедрили их в огромном количестве, а сейчас вынуждены решать вопросы взаимодействия этих технологий», – отметил эксперт.

Согласно Программе развития регионов до 2020 года, цели по созданию высокоурбанистической среды для людей и комфортных условий для бизнеса, являются важными в реализации стратегии Smart City. По мнению председателя правления Центра развития Алматы Жанны Тулегеновой, практика показывает, что наиболее устойчивыми являются проекты, в равной мере востребованные жителями города и получившие поддержку городской администрации.

В приоритетах концепции Smart Almaty определены вопросы городской безопасности, комфортности для горожан, открытости и подотчетности работы власти, улучшения государственного управления. «Эти задачи легли в основу программы «Цифровой Казахстан», и для успешных системных реформ необходима открытость государственного аппарата к адаптации лучших глобальных практик, прагматизм в принятии решений», – считает руководитель Центра развития Алматы.

В качестве примера г-жа Тулегенова привела транспортную реформу, которая проводится в Алматы с 2012 года. Внедрение системы видеомониторинга безопасности на дорогах тогда стало одним из первых шагов по переходу на «умные» системы; в результате капитальные затраты проекта через штрафы окупились вдвое уже через год. Введение транспортной платежной карты «Онай», а позже – запуск дифференцированного тарифа – способствовали росту безналичного оборота пассажирских перевозок на 60% спустя всего две недели после введения дифференцированной оплаты.

Автоматизированные парковки охватили 10% территории города, которая раньше была занята другими парковками, но уже за несколько месяцев с платных парковок собрано в 5 раз больше налогов, чем со всей территории парковок за весь предыдущий год. Когда инвестор получит капитализацию, он, согласно договору, за свой счет будет строить многоярусные паркинги. На рынок Алматы, а также других городов Казахстана, зашли онлайн-сервисы такси. В начале следующего года совместно с ЕБРР будет объявлен конкурс на строительство сети легкорельсового транспорта и управление ею.

Пилотное внедрение проходит проект сервиса электронного КСК, в него инвестировали время и ресурсы несколько частных компаний. Именно деятельность КСК является предметом 80% жалоб, поступающих в администрацию Алматы от горожан, и для того, чтобы снизить градус негатива, город намерен улучшить контроль за качеством услуг, повысить прозрачность ведения общедомовых расходов.

Управление жилья выработало новые правила утверждения и планирования бюджета КСК на общедомовые расходы, механизм утверждения тарифов с участием жильцов и единые требования к электронным сервисам. Теперь запускается проект по интеграции этих порталов к единой платформе. Все решения, соответствующие техническим требованиям, будут допущены к единой базе данных на равных условиях, чтобы исключить монополизацию. Какой из сервисов лучше и какой выживет на рынке, в итоге определят сами жители.

В рамках Open Almaty действует портал, на котором опубликованы планы городской администрации по ремонту дорог, теплосетей, дворовых площадок, на портале также размещено более 200 алгоритмов решения жизненных ситуаций, по которым не предусмотрены стандарты госуслуг.

«Примерно по 700 услугам, включенным в госреестр, у нас разработаны стандарты и регламенты. Но мы, как жители, сталкиваемся с огромным количеством проблем, по которым нет стандартного решения, мы не всегда знаем, например, правильно ли ведет себя директор школы, отказываясь перевести ребенка из одного класса в другой. Когда накапливается критическая масса таких проблем, аналитики разрабатывают алгоритм решения бизнес-процессов, на основе которого утверждается регламент и стандарт. Процедуры оптимизации бизнес-процессов необходимы, иначе бумажный хаос легко перевести в электронный», – считает председатель правления Центра развития Алматы.

Ключевыми критериями для выбора проектов Smart Almaty наряду с «умной» технологической составляющей станут рентабельность для городского бюджета, справедливое распределение рисков между государством и частным партнером, а также равные условия для частных инициатив. На фоне сокращения государственных инвестиций частные вложения в Алматы за последние два года выросли на четверть, и на каждый тенге государственных денег в экономике города приходится три тенге частных инвестиций.

По факту пока реализация концепции «умного города» в Алматы проходит не так гладко, как хотелось бы, и на это есть ряд объективных и субъективных причин. Проект электронного КСК, например, встретил сопротивление со стороны нескольких КСК и управляющих компаний; зачастую внедрить нововведения не позволяет устаревшая система учета расходов. Как правило, отмечает Рутби Кларк, разные города в процессе внедрения проектов smart city сталкиваются с общими проблемами, которые зачастую определяются особенностями менталитета.

И все же главное качество «умного города», считает генеральный директор City transformation agency, один из идеологов проекта Smart City для Барселоны, заключается в возможности удовлетворять потребности жителей.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg