Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


11872 просмотра

Smart City Forum-2017: как будет выглядеть "умный" Алматы в ближайшем будущем?

О том, что ждет Алматы, рассказали участники Smart City Forum-2017

Smart City Forum-2017: как будет выглядеть "умный" Алматы в ближайшем будущем?

Smart City Forum-2017: как будет выглядеть "умный" Алматы в ближайшем будущем?

Летом нынешнего года администрация южной столицы объявила о запуске концепции Smart Almaty, что, в целом, идет в канве государственной Программы развития регионов до 2020 года. О том, каких перемен в связи с этим следует ждать самому крупному городу Казахстана, говорили участники прошедшего в Алматы IDC Smart City Forum-2017.

Тему smart city в последнее время активно обсуждают в разных странах, и этот интерес понятен. Доля городского населения во всем мире стремительно увеличивается, и все мы заинтересованы в том, чтобы мегаполисы, в которых мы живем, были комфортными, безопасными, максимально «дружелюбными» к своим обитателям. Процесс вывода городской среды на новый интеллектуальный уровень требует времени и усилий, предполагает долгосрочную комплексную трансформацию. Как отмечает вице-президент компании IDC, директор программы «Умный город» Рутби Кларк, современные мегаполисы необходимо рассматривать в глобальном контексте, потому что они ведут глобальную конкуренцию за таланты, промышленность, рабочие места.

Принимая во внимание взаимосвязь этих и подобных факторов, важно понять, какие технологии можно поставить на службу городу. В IDC называют такой подход цифровизацией, или третьей платформой, которая предполагает уход в мобильную сферу, в использование облачных технологий и больших данных, констатировала Рутби Кларк. По мнению эксперта, промышленная революция в IT-индустрии должна найти применение в концепции умных городов. Такие достижения прогресса, как 3D-печать, виртуальная реальность, интернет вещей должны стать частью современной городской реальности.

«Мы двигаемся в направлении всеобъемлющих систем, которые помогут городу осуществить трансформацию. Результаты наших исследований – а мы анализировали информацию по 500 проектам – показывают, что в тех городах, где внедрены такие системы, удалось достичь 60% экономии средств», – рассказывает г-жа Кларк.

Приступая к реализации проектов smart city, администрации разных городов могут преследовать разные задачи, но цель таких проектов, как правило, одна: создать принципиально новый опыт, повысить степень удовлетворенности горожан, бизнеса и туристов.

Еще один важный аспект предполагает сбор данных о том, какие технологии и каким образом можно поставить на службу конкретно взятому городу. Андрей Беклемишев, региональный директор IDC в Центральной Азии, Азербайджане и Монголии, уверен, что, хотя тема smart city ассоциируется в первую очередь с технологиями, применять их надо с умом. «Для решения некоторых вопросов применение технологий совсем не обязательно. Многие города погнались за технологиями, внедрили их в огромном количестве, а сейчас вынуждены решать вопросы взаимодействия этих технологий», – отметил эксперт.

Согласно Программе развития регионов до 2020 года, цели по созданию высокоурбанистической среды для людей и комфортных условий для бизнеса, являются важными в реализации стратегии Smart City. По мнению председателя правления Центра развития Алматы Жанны Тулегеновой, практика показывает, что наиболее устойчивыми являются проекты, в равной мере востребованные жителями города и получившие поддержку городской администрации.

В приоритетах концепции Smart Almaty определены вопросы городской безопасности, комфортности для горожан, открытости и подотчетности работы власти, улучшения государственного управления. «Эти задачи легли в основу программы «Цифровой Казахстан», и для успешных системных реформ необходима открытость государственного аппарата к адаптации лучших глобальных практик, прагматизм в принятии решений», – считает руководитель Центра развития Алматы.

В качестве примера г-жа Тулегенова привела транспортную реформу, которая проводится в Алматы с 2012 года. Внедрение системы видеомониторинга безопасности на дорогах тогда стало одним из первых шагов по переходу на «умные» системы; в результате капитальные затраты проекта через штрафы окупились вдвое уже через год. Введение транспортной платежной карты «Онай», а позже – запуск дифференцированного тарифа – способствовали росту безналичного оборота пассажирских перевозок на 60% спустя всего две недели после введения дифференцированной оплаты.

Автоматизированные парковки охватили 10% территории города, которая раньше была занята другими парковками, но уже за несколько месяцев с платных парковок собрано в 5 раз больше налогов, чем со всей территории парковок за весь предыдущий год. Когда инвестор получит капитализацию, он, согласно договору, за свой счет будет строить многоярусные паркинги. На рынок Алматы, а также других городов Казахстана, зашли онлайн-сервисы такси. В начале следующего года совместно с ЕБРР будет объявлен конкурс на строительство сети легкорельсового транспорта и управление ею.

Пилотное внедрение проходит проект сервиса электронного КСК, в него инвестировали время и ресурсы несколько частных компаний. Именно деятельность КСК является предметом 80% жалоб, поступающих в администрацию Алматы от горожан, и для того, чтобы снизить градус негатива, город намерен улучшить контроль за качеством услуг, повысить прозрачность ведения общедомовых расходов.

Управление жилья выработало новые правила утверждения и планирования бюджета КСК на общедомовые расходы, механизм утверждения тарифов с участием жильцов и единые требования к электронным сервисам. Теперь запускается проект по интеграции этих порталов к единой платформе. Все решения, соответствующие техническим требованиям, будут допущены к единой базе данных на равных условиях, чтобы исключить монополизацию. Какой из сервисов лучше и какой выживет на рынке, в итоге определят сами жители.

В рамках Open Almaty действует портал, на котором опубликованы планы городской администрации по ремонту дорог, теплосетей, дворовых площадок, на портале также размещено более 200 алгоритмов решения жизненных ситуаций, по которым не предусмотрены стандарты госуслуг.

«Примерно по 700 услугам, включенным в госреестр, у нас разработаны стандарты и регламенты. Но мы, как жители, сталкиваемся с огромным количеством проблем, по которым нет стандартного решения, мы не всегда знаем, например, правильно ли ведет себя директор школы, отказываясь перевести ребенка из одного класса в другой. Когда накапливается критическая масса таких проблем, аналитики разрабатывают алгоритм решения бизнес-процессов, на основе которого утверждается регламент и стандарт. Процедуры оптимизации бизнес-процессов необходимы, иначе бумажный хаос легко перевести в электронный», – считает председатель правления Центра развития Алматы.

Ключевыми критериями для выбора проектов Smart Almaty наряду с «умной» технологической составляющей станут рентабельность для городского бюджета, справедливое распределение рисков между государством и частным партнером, а также равные условия для частных инициатив. На фоне сокращения государственных инвестиций частные вложения в Алматы за последние два года выросли на четверть, и на каждый тенге государственных денег в экономике города приходится три тенге частных инвестиций.

По факту пока реализация концепции «умного города» в Алматы проходит не так гладко, как хотелось бы, и на это есть ряд объективных и субъективных причин. Проект электронного КСК, например, встретил сопротивление со стороны нескольких КСК и управляющих компаний; зачастую внедрить нововведения не позволяет устаревшая система учета расходов. Как правило, отмечает Рутби Кларк, разные города в процессе внедрения проектов smart city сталкиваются с общими проблемами, которые зачастую определяются особенностями менталитета.

И все же главное качество «умного города», считает генеральный директор City transformation agency, один из идеологов проекта Smart City для Барселоны, заключается в возможности удовлетворять потребности жителей.


1058 просмотров

Костанайским мукомолам может не хватить местной пшеницы

Им рекомендуют покупать сырье за границей

Фото: Shutterstock

Костанайские мельницы перерабатывают около 2 миллионов тонн зерна в год. Такой объем в этом году в регионе они приобрести не смогут. Уже сейчас чиновники рекомендуют им активно пополнять запасы пшеницы в других областях и странах – пока цены не подскочили. 

Чтобы была мука

Мельницы в Костанайской области могут остаться без сырья для работы, так как прогнозы на низкий урожай зерновых сбываются. Об этом заявили представители регионального управления сельского хозяйства на совещании в акимате. Сегодня, по официальным данным, в области уборка завершена на 37% посевных площадей, намолочено более 600 тыс. т зерна. Средняя урожайность составила 4,8 ц/га. Тревожная ситуация сложилась в южных районах области, где сейчас собирают по 2–3 ц/га, в северных – до 8 ц/га. В прошлом году средняя урожайность в регионе была 12 ц/га.

Руководитель управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области Жансултан Таукенов подчеркнул, что в связи с засухой текущего года валовый сбор зерновых ожидается на уровне 2,7 млн т Для сравнения, в прошлом году он составил 4,7 млн т.

«В южных регионах РФ также наблюдается засуха и средняя урожайность меньше, чем в прошлом году. Так, в Челябинской области она составляет 11,4 ц/га, в прошлом году – 15 ц/га. В Курганской области – 19,6 ц/га, в 2018 году было 26,3 ц/га. В Оренбургской области в текущем году на уровне прошлого года – 9 ц/га», – отметил Жансултан Таукенов.

Мукомолам предлагают закупать зерно за пределами области. При этом рекомендуют поторопиться, пока цены не взлетели. Скачок в текущем году уже был – в сравнении с августом 2018 года стоимость пшеницы выросла на 60%: с 45 тыс. тенге за тонну до 75 тыс. тенге. Цена муки возросла на 28%. Сейчас ее продают от 105 тыс. тенге за тонну.

«Неурожай зерновых может снова привести к резкому подорожанию и дефициту кормов для животноводства, повышению цен на муку, дефициту зерна. По прогнозным данным, стоимость пшеницы будет расти», – говорит руководитель сельхозуправления.

Безымянный_65.png

Теряют рынки сбыта

Ежегодно в Костанайской области производится более 1 млн т муки и 16 тыс. т макаронных изделий. С 2016 по 2019 год выпущено более 4 млн т муки и 99 тыс. т макаронных изделий. За границу отправлено 3 млн т муки, что составляет треть от общего экспорта муки по республике, и 25 тыс. т макаронных изделий. При этом в другие регионы Казахстана вывезено муки 438 тыс. т. За этот период валютная выручка от экспорта муки составила $575 млн, или 42% от общей экспортной выручки агропромышленного комплекса Костанайской области. Главными покупателями являются Афганистан, Узбекистан, Туркменистан. Но за семь месяцев этого года объем поставок в Афганистан снизился на 43%, в Узбекистан и Туркменистан – на 52%. 

«На данный момент основной рынок сбыта муки – это Афганистан. А конкуренты на нем – Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, которые развивают собственную мукомольную промышленность на нашей пшенице. Правительства этих стран применили государственные меры поддержки импорта зерна путем предоставления налоговых льгот и снижения тарифов на его транспортировку. Одновременно введены акцизы на ввоз муки и увеличена ввозная пошлина на макаронные изделия», – пояснил Жансултан Таукенов. 

Если, по его данным, в 2016 году регион отправлял на экспорт муку в 11 стран, то сегодня их осталось восемь. Это уже привело к снижению загруженности мельниц области.

Всего же костанайские мукомольные предприятия, согласно статданным, в год перерабатывают до 2 млн т зерна – это около 40% от общего объема производства товарного зерна пшеницы в регионе. В прошлом году средняя их загруженность составила 43%. Помимо них работают четыре цеха по выпуску макаронных изделий мощностью свыше 20 тыс. т в год. Их загруженность в год – 79%. Но сегодня им всем нужно сырье.

«Не должно быть паники, что нет зерна, и сокращать людей не нужно! Этого мы не допустим. Сейчас в области создан штаб, он будет курировать работу. Да, у вас сейчас не будет загрузки на 70%, как обычно, но будут 30–40%, и наша с вами задача пережить эти 10 месяцев, дождаться урожая 2020 года», – подчеркнул аким Костанайской области Архимед Мухамбетов на встрече с руководством мельниц.

Он отметил, что костанайским трейдерам и мукомольным предприятиям необходимо уже сейчас заключать договоры на закуп зерна в соседних областях республики и Российской Федерации, что они и делают. К примеру, директор ТОО «Асалия» Дулат Шаяхметов рассказал, что его предприятие уже занято поисками новых поставщиков.

«В Восточно-Казахстанской области мы никогда не работали, но нашли там новые контакты. Уже заключили контракт на 18 тыс. т зерна. Сейчас мы просим представителей железной дороги помочь нам вывести зерно без проблем», – озвучил он просьбу на совещании.

Директор КФ АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Вячеслав Миронов заявил, что с доставкой зерна по железной дороге проблем в этом году, скорее всего, не будет. По его словам, в области наблюдается профицит зерновозов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций