Правительство одобрило стратегический план развития Казахстана до 2025 года

Тимур Сулейменов, представляя проект, отметил, что стратегический план определяет новую модель экономического роста, направленную на формирование новой, технологичной, экспортоориентированной экономики

Правительство одобрило стратегический план развития Казахстана до 2025 года

Правительство одобрило стратегический план развития Казахстана до 2025 года

Правительство РК утвердило проект стратегического плана развития Казахстана до 2025 года. Как подчеркнул премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, этот документ "предполагает создание новой модели экономического роста" и нацелен на улучшение благосостояния населения страны.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, представляя проект, отметил, что стратегический план определяет новую модель экономического роста, направленную на формирование новой, технологичной, экспортоориентированной экономики.

"Определены три драйвера роста. Первым драйвером роста должен стать рост производительности существующих отраслей экономики за счет повышения их операционной эффективности, снижения затрат на ресурсы для производства и затрат на транспортировку и реализацию продукции, инвестиций в технологическое обновление, цифровизацию и создания условий для перехода к зеленой экономике. Вторым драйвером роста является рост объемов производства отраслей с ориентацией на экспорт, с фокусом на товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, встраивание в глобальные цепочки поставок. Третьим драйвером роста будет формирование новых высокопроизводительных отраслей экономики, которые должны появиться за счет создания цепочек поставок и развития услуг вокруг и на стыке существующих отраслей, локализации технологичных компаний, трансфера технологий и коммерциализации инноваций", - сказал Сулейменов.

Он пояснил, что при разработке Плана были изучены более 100 глобальных мегатрендов и составлено 3 сценария глобального развития. "Основной сценарий предусматривает рост экономики на уровне не менее 4,5-5,0% ВВП в среднем в год в зависимости от внешней конъюнктуры", - уточнил министр.

Однако "рост ВВП не в полной мере отражает уровень реального благосостояния граждан". "Поскольку мы ставим задачу устойчивого качественного роста, менее зависимого от внешней конъюнктуры, то важным является не только темпы роста, но и качество роста и жизни людей. Поэтому мы определили набор ключевых национальных индикаторов, которые отражают эти три важные составляющие (темп роста, качество роста, и качество жизни) и прогресс на пути 30-ти развитых стран мира", - добавил Сулейменов.

В качестве индикаторов определены такие показатели: прирост ВВП на душу населения до 46 100 долларов; рост производительности труда на 4,7% в среднем в год; рост доли несырьевого экспорта товаров и услуг с 44,6% до 50% от общего объема экспорта; рост доли МСБ в ВВП с 26,8% до 35% от ВВП; рост инвестиций в основной капитал с 16,4% до 19% от ВВП; рост ссудного портфеля в национальной валюте с 18% до 50% ВВП. Также прогнозируется увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 72 до 75 лет; повышение доли доходов наименее обеспеченных 40% населения с 22,8% до 27%; рост качества среднего школьного образования по данным тестам PISA до 450-490 по трем предметам; снижение энергоемкости экономики на 40% (от уровня 2008 года); сокращение разрыва развития между регионами по ВРП с 3,2 раза до 2,7 раз.

В плане определены 7 системных изменений и 7 приоритетных политик реализации Стратегии 2050. "Системные изменения – это прорывные изменения, которые должны произойти в экономике и социальной жизни страны до 2025 года. Без реализации этих изменений достижение ускоренного роста невозможно. Приоритетные политики – это курс, осуществляемый Правительством по приоритетным направлениям Стратегии 2050. Они призваны обеспечить социальную и экономическую стабильность в ходе проведения реформ", - пояснил глава миннацэкономики.

При этом он подчеркнул, что 7 системных реформ охватывают все ключевые аспекты жизни страны: развитие человека, технологии, бизнеса, обеспечение верховенства права, развитие регионов, общества и госсектора. Так, в рамках первого направления «Новый человеческий капитал» планируется переориентация всей системы профподготовки на новые кадровые запросы, масштабное обновление учебных программ, непрерывность обучения на протяжении всей жизни. Она обеспечит текущие и будущие потребностей страны в хорошо подготовленных кадрах.

Второе направление - "Технологическое обновление и цифровизация» направлено на создание инфраструктуры инноваций для развития наукоемкой экономики, модернизацию базовых отраслей и появление новых индустрий – плацдармов нового технологического уклада Индустрии 4.0.

Третье направление - «Конкуренция и конкурентоспособный бизнес» направлено на активизацию частного сектора. Благодаря широкой приватизации будет сокращена доля государства и монополий в экономике. Будут снижены барьеры для бизнеса и приняты меры для роста средних предприятий, упрощены процедуры закрытия компаний. Будут активизированы меры по продвижению экспорта.

Четвертое направление «Правовое государство без коррупции» предусматривает приведение судебной системы к международным стандартам, повышение стабильности законодательства, воспитание правовой грамотности граждан. Широкая оптимизация и цифровизация процессов управления, внедрение прозрачных процедур закупок ограничит возможности для коррупционных проявлений.

Пятое направление «Сильные регионы и урбанизация» предполагает экономическое развитие регионов за счет повышения их самостоятельности и обеспечения базового уровня жизни для населения во всех регионах. Процесс урбанизации станет более равномерным. Локомотивами реформы будут не только агломерации, но и средние города. В результате сократится социально-экономический разрыв и дисбаланс между регионами.

Шестое направление "Модернизация общественного сознания" направлена на становление единой Нации сильных и преданных стране людей. Ориентиры реформы: воспитание ответственности за свое будущее и будущее Казахстана, повышение личной конкурентоспособности, культивирование прагматизма и предприимчивости граждан. Особое внимание

Седьмое направление «Госсектор как лидер изменений» направлена на повышение роли госорганов и организаций как движущей силы модернизации страны. Будет расти общая эффективность госаппарата благодаря внедрению новейших технологий управления и цифровизации. Развитие клиентоориентированности и адаптивности будет одной из ответственных задач правительства.

Министр подчеркнул, что реализации Плана будет основана на четырех принципах. "Принцип 1 - четкая ответственность за результаты реализации реформ под руководством Госкомиссии по модернизации в рамках проектного управления; принцип 2 - разделение ответственности за результаты внедрения с бизнесом и общественностью; принцип 3 - приоритизация инициатив исходя из их уровня важности, сложности реализации и срочности; принцип 4 - фокус на результат, мониторинг и независимая оценка", - перечислили министр.

Дальнейшая реализация Статического плана развития до 2025 года планируется как через госпрограммы, стратпланы и программы развития территорий и стратегии нацхолдингов и компаний, так и через проектное управление.

Через проектное управление будут реализованы задачи, требующие скоординированных действий, фокусирования акцента. К примеру, технологическое обновление и цифровизация, производительность и занятость, развитие массового предпринимательства. По отдельным задачам при необходимости будут разработаны планы мероприятий.

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg