Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


10880 просмотров

Правительство одобрило стратегический план развития Казахстана до 2025 года

Тимур Сулейменов, представляя проект, отметил, что стратегический план определяет новую модель экономического роста, направленную на формирование новой, технологичной, экспортоориентированной экономики

Правительство одобрило стратегический план развития Казахстана до 2025 года

Правительство одобрило стратегический план развития Казахстана до 2025 года

Правительство РК утвердило проект стратегического плана развития Казахстана до 2025 года. Как подчеркнул премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, этот документ "предполагает создание новой модели экономического роста" и нацелен на улучшение благосостояния населения страны.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, представляя проект, отметил, что стратегический план определяет новую модель экономического роста, направленную на формирование новой, технологичной, экспортоориентированной экономики.

"Определены три драйвера роста. Первым драйвером роста должен стать рост производительности существующих отраслей экономики за счет повышения их операционной эффективности, снижения затрат на ресурсы для производства и затрат на транспортировку и реализацию продукции, инвестиций в технологическое обновление, цифровизацию и создания условий для перехода к зеленой экономике. Вторым драйвером роста является рост объемов производства отраслей с ориентацией на экспорт, с фокусом на товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, встраивание в глобальные цепочки поставок. Третьим драйвером роста будет формирование новых высокопроизводительных отраслей экономики, которые должны появиться за счет создания цепочек поставок и развития услуг вокруг и на стыке существующих отраслей, локализации технологичных компаний, трансфера технологий и коммерциализации инноваций", - сказал Сулейменов.

Он пояснил, что при разработке Плана были изучены более 100 глобальных мегатрендов и составлено 3 сценария глобального развития. "Основной сценарий предусматривает рост экономики на уровне не менее 4,5-5,0% ВВП в среднем в год в зависимости от внешней конъюнктуры", - уточнил министр.

Однако "рост ВВП не в полной мере отражает уровень реального благосостояния граждан". "Поскольку мы ставим задачу устойчивого качественного роста, менее зависимого от внешней конъюнктуры, то важным является не только темпы роста, но и качество роста и жизни людей. Поэтому мы определили набор ключевых национальных индикаторов, которые отражают эти три важные составляющие (темп роста, качество роста, и качество жизни) и прогресс на пути 30-ти развитых стран мира", - добавил Сулейменов.

В качестве индикаторов определены такие показатели: прирост ВВП на душу населения до 46 100 долларов; рост производительности труда на 4,7% в среднем в год; рост доли несырьевого экспорта товаров и услуг с 44,6% до 50% от общего объема экспорта; рост доли МСБ в ВВП с 26,8% до 35% от ВВП; рост инвестиций в основной капитал с 16,4% до 19% от ВВП; рост ссудного портфеля в национальной валюте с 18% до 50% ВВП. Также прогнозируется увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 72 до 75 лет; повышение доли доходов наименее обеспеченных 40% населения с 22,8% до 27%; рост качества среднего школьного образования по данным тестам PISA до 450-490 по трем предметам; снижение энергоемкости экономики на 40% (от уровня 2008 года); сокращение разрыва развития между регионами по ВРП с 3,2 раза до 2,7 раз.

В плане определены 7 системных изменений и 7 приоритетных политик реализации Стратегии 2050. "Системные изменения – это прорывные изменения, которые должны произойти в экономике и социальной жизни страны до 2025 года. Без реализации этих изменений достижение ускоренного роста невозможно. Приоритетные политики – это курс, осуществляемый Правительством по приоритетным направлениям Стратегии 2050. Они призваны обеспечить социальную и экономическую стабильность в ходе проведения реформ", - пояснил глава миннацэкономики.

При этом он подчеркнул, что 7 системных реформ охватывают все ключевые аспекты жизни страны: развитие человека, технологии, бизнеса, обеспечение верховенства права, развитие регионов, общества и госсектора. Так, в рамках первого направления «Новый человеческий капитал» планируется переориентация всей системы профподготовки на новые кадровые запросы, масштабное обновление учебных программ, непрерывность обучения на протяжении всей жизни. Она обеспечит текущие и будущие потребностей страны в хорошо подготовленных кадрах.

Второе направление - "Технологическое обновление и цифровизация» направлено на создание инфраструктуры инноваций для развития наукоемкой экономики, модернизацию базовых отраслей и появление новых индустрий – плацдармов нового технологического уклада Индустрии 4.0.

Третье направление - «Конкуренция и конкурентоспособный бизнес» направлено на активизацию частного сектора. Благодаря широкой приватизации будет сокращена доля государства и монополий в экономике. Будут снижены барьеры для бизнеса и приняты меры для роста средних предприятий, упрощены процедуры закрытия компаний. Будут активизированы меры по продвижению экспорта.

Четвертое направление «Правовое государство без коррупции» предусматривает приведение судебной системы к международным стандартам, повышение стабильности законодательства, воспитание правовой грамотности граждан. Широкая оптимизация и цифровизация процессов управления, внедрение прозрачных процедур закупок ограничит возможности для коррупционных проявлений.

Пятое направление «Сильные регионы и урбанизация» предполагает экономическое развитие регионов за счет повышения их самостоятельности и обеспечения базового уровня жизни для населения во всех регионах. Процесс урбанизации станет более равномерным. Локомотивами реформы будут не только агломерации, но и средние города. В результате сократится социально-экономический разрыв и дисбаланс между регионами.

Шестое направление "Модернизация общественного сознания" направлена на становление единой Нации сильных и преданных стране людей. Ориентиры реформы: воспитание ответственности за свое будущее и будущее Казахстана, повышение личной конкурентоспособности, культивирование прагматизма и предприимчивости граждан. Особое внимание

Седьмое направление «Госсектор как лидер изменений» направлена на повышение роли госорганов и организаций как движущей силы модернизации страны. Будет расти общая эффективность госаппарата благодаря внедрению новейших технологий управления и цифровизации. Развитие клиентоориентированности и адаптивности будет одной из ответственных задач правительства.

Министр подчеркнул, что реализации Плана будет основана на четырех принципах. "Принцип 1 - четкая ответственность за результаты реализации реформ под руководством Госкомиссии по модернизации в рамках проектного управления; принцип 2 - разделение ответственности за результаты внедрения с бизнесом и общественностью; принцип 3 - приоритизация инициатив исходя из их уровня важности, сложности реализации и срочности; принцип 4 - фокус на результат, мониторинг и независимая оценка", - перечислили министр.

Дальнейшая реализация Статического плана развития до 2025 года планируется как через госпрограммы, стратпланы и программы развития территорий и стратегии нацхолдингов и компаний, так и через проектное управление.

Через проектное управление будут реализованы задачи, требующие скоординированных действий, фокусирования акцента. К примеру, технологическое обновление и цифровизация, производительность и занятость, развитие массового предпринимательства. По отдельным задачам при необходимости будут разработаны планы мероприятий.

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН


1445 просмотров

Какие аэропорты Казахстана интересны инвесторам

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению

Фото: Byelikova Oksana

Алматинский аэропорт – не единственный международный аэропорт страны, выставленный на продажу. 

«Возможная сделка вписывается в стратегию развития аэропортов группы ADP и TAV в Центральной Азии», – это цитата из релиза французской Groupe ADP, которая 8 ноября сообщила, что консорциум TAV Airports (46,12% принадлежат Groupe ADP) и VPE Capital (специализируется в управлении активами в СНГ) ведет переговоры о приобретении крупнейшего аэропорта Казахстана. 

Пассажиропоток аэропорта Алматы по итогам 2018 года составил 5,6 млн человек, и этот результат позволил ему войти в 10 самых загруженных воздушных гаваней постсоветского пространства.

Единственный акционер АО «Международный аэропорт Алматы» – Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме. В свою очередь эта компания полностью принадлежит сингапурской Steppe Capital Pte. Ltd, контролируемой Тимуром Кулибаевым. Groupe ADP управляет рядом аэропортов, в числе которых Париж – Шарль-де-Голль, Париж – Орли и Париж – Ле-Бурже. В 2018 году группа компаний через бренд Paris Aéroport, по собственным данным, приняла более 105 млн пассажиров и 2,3 млн тонн грузов и почты в аэропортах Париж – Шарль-де-Голль и Париж – Орли, а также более 176 млн пассажиров в аэропортах за рубежом через дочернюю компанию ADP International. 

С 405-м еще не договорились

Идущие второй год переговоры о продаже аэропорта Алматы уже близки к завершению – это информация от знакомого с ситуацией источника «Курсива» из правительственных кругов. Однако есть несколько моментов, которые не позволяют консорциуму TAV в полной мере согласиться с условиями сделки, предложенной компанией Venus Airport Holdings B.V. 

Речь идет о возможности расширения алматинского аэропорта. В частности, источник «Курсива» не подтвердил появившуюся в СМИ информацию о достигнутой договоренности с группой компаний ERG о переносе авиаремонтного завода №405 c прилегающей с севера к Международному аэропорту Алматы территории.

«В августе этого года премьер Мамин приезжал на завод. Походил по территории 405-го и уехал. Есть информация, что предлагаемые варианты передислокации в Нур-Султан или Боралдай рядом с Алматы не устраивают ERG. Высококвалифицированные рабочие завода готовы поехать в столицу только при условии, что им дадут квартиры. А это маловероятно. Для строительства нового завода возле аэропорта Боралдай слишком мало места», – рассказал «Курсиву» собеседник. 

О существующих разногласиях между ERG и Международным аэропортом Алматы сообщил «Курсиву» и человек, близкий к руководству авиаремонтного завода №405. 

«Попытки передислоцировать завод активно предпринимались прежним руководством аэропорта. Но и дирекция завода, и акционеры, среди которых Национальная компания «Казинжиниринг», все эти атаки отбили. Передислоцировать завод – это убить действующее высокотехнологичное предприятие. К тому же недавно с Россией был подписан договор о начале сборки вертолетов Ми-8. А это уже большая политика», – подчеркнул источник «Курсива». 

Куда расти аэропорту

Получается, что расширять Международный аэропорт Алматы пока можно только с южной стороны, где уже стоит железобетонный каркас терминала. На строительство нового пассажирского терминала потратили десятки миллионов долларов, но локация в итоге была признана неудачной, поскольку самолеты пришлось бы постоянно перегонять от старого терминала к новому через две взлетно-посадочные полосы, а это дорого и неэффективно. 

Даже без расширения территории алматинский аэропорт является прибыльным предприятием. Две самые длинные в стране взлетно-посадочные полосы и самое современное навигационное оборудование позволили аэропорту получить сертификат повышенной категории ICAO – IIІ B. Ежегодный пассажиропоток – почти шесть миллионов человек. Все это принесло аэропорту 4,465 млрд тенге чистой прибыли только по итогам первого полугодия 2019 года. С учетом получения пятой степени «свободного неба», в рамках которой уже в следующем году в Международный аэропорт Алматы начнут выполнять рейсы авиакомпании из России, стран Персидского залива и Азии, прибыль может возрасти на 30, 40, а то и 100%. 

Доходы, расходы и пассажиропоток

На прибыль могут также рассчитывать управляемый до 2035 года турецкой компанией ATM Grup Международный аэропорт Актау, пассажиропоток которого по итогам 2018 года составил 1 023 900 человек, и главный аэропорт Казахстана «Нурсултан Назарбаев» в столице страны, услугами которого в прошлом году воспользовались 4 545 373 человека. В ближайшей перспективе на прибыльность может выйти находящийся на балансе акимата самого крупного города юга Казахстана Международный аэропорт Шымкента, который после введения в строй нового терминала под управлением авиа­компании SCAT рассчитывает увеличить пассажиропоток с нынешних 817 073 до 3 500 000 человек в год. Что касается остальных аэропортов страны со статусом «международный», то у них расходы на реконструкцию и содержание нередко превышают доходы. 

К примеру, завершившаяся в конце октября 2019 года реконструкция основной взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Костаная обошлась в 9 млрд тенге. За 10,7 млрд тенге в 2018 году были реконструированы терминал и взлетно-посадочная полоса в Международном аэропорту Семея. В 10,6 млрд тенге обойдутся работы по реконструкции терминала и взлетно-посадочной полосы Международного аэропорта Усть-Каменогорска, которые будут завершены в 2021 году. Предварительная стоимость реконструкции терминала кызылординского Международного аэропорта имени Коркыт ата оценивается в 7,5 млрд тенге. 

Улучшенная инфраструктура региональных международных аэропортов Казахстана позволит принимать им большие воздушные суда типа Boeing-767 или Airbas-321, а также рассчитывать на увеличение пассажиропотока. Это в теории, но не факт, что практика окажется соответствующей. Во-первых, стоимость авиаперелетов как на внутренних, так и на международных направлениях достаточно высока для большинства жителей регионов Казахстана. Во-вторых, количество населения региональных центров не позволяет в полной мере делать прибыльными их аэропорты. Показателен пример Петропавловска, откуда с мая 2019 года выполняла рейсы в Москву российская авиа­компания «ИрАэро». Спустя три месяца российский авиаперевозчик был вынужден отказаться от обслуживания маршрута Москва – Петропавловск – Москва из-за очень низкого пассажиропотока и с ноября перенес свой рейс в Кокшетау. Аналогичная история наблюдалась и в Павлодаре, откуда российская авиакомпания «Сибирь» в течение полутора лет не выполняла полеты в Новосибирск из-за нерентабельности авиасообщения.

На особых условиях

Региональные международные аэропорты заинтересованы в привлечении зарубежных инвесторов и не против, чтобы их взяла под управление частная компания. Однако претендентов на управление такими регио­нальными аэропортами немного.

В настоящий момент известно лишь об  интересе со стороны компании «Новапорт», входящей в группу AEON Corporation российского мультимиллионера Романа Троценко. И то лишь к Международному аэропорту Актобе и главному аэропорту Казахстана «Нурсултан Назарбаев». В мае 2019 года «Новапорт» объявила о намерениях вложить в модернизацию аэропорта Актобе $50 млн при условии получения права собственника терминала, а также инвестировать в развитие Международного аэропорта столицы Казахстана, но только после ввода в эксплуатацию второй взлетно-посадочной полосы, нужды в которой, по мнению экспертов IATA, пока нет. 

Попытки Казахстана сделать привлекательными региональные аэропорты с международным статусом своими силами, похоже, успехом не увенчались. Переданные решением правительства в период 2013–2016 годов в респуб­ликанскую собственность девять аэропортов страны, которыми управлял фонд «Самрук-Казына» через дочернюю компанию «Казахстан Темир Жолы» –ТОО «Airport Management Group», в большинстве своем вернулись в коммунальную собственность. В частности, осенью 2018 года были возвращены областным акиматам аэропорты Костаная и Шымкента, в октябре по-новому старых хозяев приобрели аэропорты Актобе, Атырау и Павлодара. Напомним, что последние три аэропорта фонд национального благосостояния намеревался продать, но на лот из трех воздушных гаваней ценой в 9,2 млрд тенге покупателей не нашлось.

Сейчас за Airport Management Group (AMG) остались только аэропорты Петропавловска, Кызылорды и Кокшетау. 

«Учитывая все эти эксперименты с аэропортами, вполне естественным выглядит желание зарубежных инвесторов в первую очередь интересоваться Международным аэропортом Алматы», – заметил источник «Курсива» в правительственных кругах. 

 

При этом он добавил, что в настоящий момент все же наблюдается острожный интерес к активам ряда казахстанских аэропортов со стороны инвесторов, прежде всего из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии. По его словам, связан он с введенной с 1 ноября «пятой степени свободы» в 11 международных аэропортах страны.

FireShot Capture 011 -  - new2.kursiv.kz_.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций