Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


10850 просмотров

Правительство одобрило стратегический план развития Казахстана до 2025 года

Тимур Сулейменов, представляя проект, отметил, что стратегический план определяет новую модель экономического роста, направленную на формирование новой, технологичной, экспортоориентированной экономики

Правительство одобрило стратегический план развития Казахстана до 2025 года

Правительство одобрило стратегический план развития Казахстана до 2025 года

Правительство РК утвердило проект стратегического плана развития Казахстана до 2025 года. Как подчеркнул премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, этот документ "предполагает создание новой модели экономического роста" и нацелен на улучшение благосостояния населения страны.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, представляя проект, отметил, что стратегический план определяет новую модель экономического роста, направленную на формирование новой, технологичной, экспортоориентированной экономики.

"Определены три драйвера роста. Первым драйвером роста должен стать рост производительности существующих отраслей экономики за счет повышения их операционной эффективности, снижения затрат на ресурсы для производства и затрат на транспортировку и реализацию продукции, инвестиций в технологическое обновление, цифровизацию и создания условий для перехода к зеленой экономике. Вторым драйвером роста является рост объемов производства отраслей с ориентацией на экспорт, с фокусом на товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, встраивание в глобальные цепочки поставок. Третьим драйвером роста будет формирование новых высокопроизводительных отраслей экономики, которые должны появиться за счет создания цепочек поставок и развития услуг вокруг и на стыке существующих отраслей, локализации технологичных компаний, трансфера технологий и коммерциализации инноваций", - сказал Сулейменов.

Он пояснил, что при разработке Плана были изучены более 100 глобальных мегатрендов и составлено 3 сценария глобального развития. "Основной сценарий предусматривает рост экономики на уровне не менее 4,5-5,0% ВВП в среднем в год в зависимости от внешней конъюнктуры", - уточнил министр.

Однако "рост ВВП не в полной мере отражает уровень реального благосостояния граждан". "Поскольку мы ставим задачу устойчивого качественного роста, менее зависимого от внешней конъюнктуры, то важным является не только темпы роста, но и качество роста и жизни людей. Поэтому мы определили набор ключевых национальных индикаторов, которые отражают эти три важные составляющие (темп роста, качество роста, и качество жизни) и прогресс на пути 30-ти развитых стран мира", - добавил Сулейменов.

В качестве индикаторов определены такие показатели: прирост ВВП на душу населения до 46 100 долларов; рост производительности труда на 4,7% в среднем в год; рост доли несырьевого экспорта товаров и услуг с 44,6% до 50% от общего объема экспорта; рост доли МСБ в ВВП с 26,8% до 35% от ВВП; рост инвестиций в основной капитал с 16,4% до 19% от ВВП; рост ссудного портфеля в национальной валюте с 18% до 50% ВВП. Также прогнозируется увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 72 до 75 лет; повышение доли доходов наименее обеспеченных 40% населения с 22,8% до 27%; рост качества среднего школьного образования по данным тестам PISA до 450-490 по трем предметам; снижение энергоемкости экономики на 40% (от уровня 2008 года); сокращение разрыва развития между регионами по ВРП с 3,2 раза до 2,7 раз.

В плане определены 7 системных изменений и 7 приоритетных политик реализации Стратегии 2050. "Системные изменения – это прорывные изменения, которые должны произойти в экономике и социальной жизни страны до 2025 года. Без реализации этих изменений достижение ускоренного роста невозможно. Приоритетные политики – это курс, осуществляемый Правительством по приоритетным направлениям Стратегии 2050. Они призваны обеспечить социальную и экономическую стабильность в ходе проведения реформ", - пояснил глава миннацэкономики.

При этом он подчеркнул, что 7 системных реформ охватывают все ключевые аспекты жизни страны: развитие человека, технологии, бизнеса, обеспечение верховенства права, развитие регионов, общества и госсектора. Так, в рамках первого направления «Новый человеческий капитал» планируется переориентация всей системы профподготовки на новые кадровые запросы, масштабное обновление учебных программ, непрерывность обучения на протяжении всей жизни. Она обеспечит текущие и будущие потребностей страны в хорошо подготовленных кадрах.

Второе направление - "Технологическое обновление и цифровизация» направлено на создание инфраструктуры инноваций для развития наукоемкой экономики, модернизацию базовых отраслей и появление новых индустрий – плацдармов нового технологического уклада Индустрии 4.0.

Третье направление - «Конкуренция и конкурентоспособный бизнес» направлено на активизацию частного сектора. Благодаря широкой приватизации будет сокращена доля государства и монополий в экономике. Будут снижены барьеры для бизнеса и приняты меры для роста средних предприятий, упрощены процедуры закрытия компаний. Будут активизированы меры по продвижению экспорта.

Четвертое направление «Правовое государство без коррупции» предусматривает приведение судебной системы к международным стандартам, повышение стабильности законодательства, воспитание правовой грамотности граждан. Широкая оптимизация и цифровизация процессов управления, внедрение прозрачных процедур закупок ограничит возможности для коррупционных проявлений.

Пятое направление «Сильные регионы и урбанизация» предполагает экономическое развитие регионов за счет повышения их самостоятельности и обеспечения базового уровня жизни для населения во всех регионах. Процесс урбанизации станет более равномерным. Локомотивами реформы будут не только агломерации, но и средние города. В результате сократится социально-экономический разрыв и дисбаланс между регионами.

Шестое направление "Модернизация общественного сознания" направлена на становление единой Нации сильных и преданных стране людей. Ориентиры реформы: воспитание ответственности за свое будущее и будущее Казахстана, повышение личной конкурентоспособности, культивирование прагматизма и предприимчивости граждан. Особое внимание

Седьмое направление «Госсектор как лидер изменений» направлена на повышение роли госорганов и организаций как движущей силы модернизации страны. Будет расти общая эффективность госаппарата благодаря внедрению новейших технологий управления и цифровизации. Развитие клиентоориентированности и адаптивности будет одной из ответственных задач правительства.

Министр подчеркнул, что реализации Плана будет основана на четырех принципах. "Принцип 1 - четкая ответственность за результаты реализации реформ под руководством Госкомиссии по модернизации в рамках проектного управления; принцип 2 - разделение ответственности за результаты внедрения с бизнесом и общественностью; принцип 3 - приоритизация инициатив исходя из их уровня важности, сложности реализации и срочности; принцип 4 - фокус на результат, мониторинг и независимая оценка", - перечислили министр.

Дальнейшая реализация Статического плана развития до 2025 года планируется как через госпрограммы, стратпланы и программы развития территорий и стратегии нацхолдингов и компаний, так и через проектное управление.

Через проектное управление будут реализованы задачи, требующие скоординированных действий, фокусирования акцента. К примеру, технологическое обновление и цифровизация, производительность и занятость, развитие массового предпринимательства. По отдельным задачам при необходимости будут разработаны планы мероприятий.

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН


1 просмотр

Почему местным товаропроизводителям ВКО сложно пробиться на внутреннем рынке

Они не могут занять даже его половины

Коллаж: Вадим Квятковский

Объем товаров и услуг недропользователей, промгигантов, госорганов ВКО только за полгода превысил 488 млрд тенге. Но, к сожалению, местные товаропроизводители заглядываться на весь «пирог» не могут. Доля поставщиков из Восточного Казахстана не достигает даже половины.

Крупный покупатель

Согласно информации руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ержана Шурманова, за первое полугодие системообразующими предприятиями области потрачено на закуп 267 млрд тенге. Из них только 37% поставщиков – компании из ВКО. Примечательно, что самый большой вклад в эти 37% вносят именно предоставление услуг и производство некоторых видов работ. Непосредственно по категории «товары» доля местного содержания небольшая. Лишь четвертая часть всех закупаемых предметов, инструментов, оборудования родом из ВКО. В закупках недропользователей из ВКО ситуация почти аналогичная. Из 132 млрд тенге только 58 млрд тенге приходится на региональных поставщиков.

По части государственных закупок процент местного содержания еще ниже. Лишь 13% товаров и услуг, закупаемых госорганами ВКО, произведено в восточном регионе. Если общий чек за полгода достиг 89 млрд тенге, то отечественные товаропроизводители из этой суммы могли претендовать только на 11 млрд тенге.

«На совещании в правительстве наша область подверглась критике. Если брать вкупе, то у нас доля местного содержания около 2%. Это не говорит о том, что мы не закупаем. Это говорит о том, что неправильно все эти данные вносятся на портале госзакупок. Сейчас изменились формы, внесены большие изменения в сам закон о госзакупках, и теперь при объявлении должны обязательно указывать наличие индустриального сертификата либо сертификата CT-KZ. Без них госорганы не имеют права заключать договоры», – отмечает заместитель акима ВКО Ерлан Аймукашев.

В чем причина?

Самый крупный недропользователь региона – ТОО «Казцинк»,  – по данным пресс-службы компании, в год тратит более 300 млрд тенге на закуп. Те товары, которые товаропроизводители готовы предоставить в нужном объеме, закупают у отечественных компаний. Например, 94% объема поставленной спецодежды и средств индивидуальной защиты относится именно к казахстанскому содержанию. Но крупный покупатель ставит и жесткие условия по качеству. Местные товары не должны быть хуже, чем импортные.

У поставщиков госорганов свои проблемы. Не все оформили обязательные сертификаты для участия в тендерах. По данным Ержана Шурманова, CT-KZ в Восточном Казахстане получили 742 компании, индустриальные сертификаты – всего семь компаний. Лучше всех дела идут у предприятий легкой промышленности – их доля превышает 53% в закупках в рамках экономики простых вещей. Отчасти этого удалось добиться лишь в этом году, когда региональный бюджет выделил 500 млн тенге на пошив школьной формы именно местным фирмам. 16 компаний взялись за подряд.

Что касается других отраслей, таких как мебельная, пищевая промышленность, то у них дела хуже. Руководитель управления предпринимательства приводит лишь несколько фирм, занимающихся поставками мебели для школ.

Серьезным испытанием для товаропроизводителей также являются новые требования Закона «О госзакупках» по наличию подтвержденного опыта для победы в тендере. Один из ярких примеров – ситуация крупного завода по производству высокотехнологического электрооборудования ТОО «Кэмонт». Имея 70-летнюю историю, компания не может документально доказать наличие хотя бы 10-летнего опыта для получения преимущества. 

«По качеству продукции нам нет равных, но напрямую участвовать в тендерах мы не можем. Нужно доказывать наш 70-летний опыт работы, предоставив акты выполненных работ и ввода объектов в эксплуатацию 1950-х годов. Конечно, мы не хранили такой объем документов за все годы. Да и нередко компания выступала субподрядчиком. Получается, теперь мы должны бегать по архивам, собирать справки, искать своих покупателей, просить у них какие-то акты. У нас всего несколько компаний в стране, которые могут подтвердить большой опыт документально. А что остальным-то делать?» – задается вопросом генеральный директор ТОО «Кэмонт» Елена Беленцева.

Чтобы поддержать местных товаропроизводителей в борьбе за рынки, палата предпринимателей ВКО привлекает компании к проекту развития поставщиков в Казахстане, финансируемому Всемирным банком. Согласно информации пресс-секретаря ПП ВКО Христины Дорошенко, эксперты региональной палаты предпринимателей проведут бесплатную оценку состояния бизнеса по методологии международного аудита у тех предприятий, которые войдут в проект.

Из ВКО на первом этапе участвуют пять компаний. Если они попадут в сотню участников проекта на уровне республики, в дальнейшем им будет оказана как методологическая помощь, так и финансовая. Поставщики смогут получить минимум 70% от суммы расходов на приобретение международного сертификата. Это значительно повысит их шансы на поиски покупателей не только на территории Казахстана, но и за рубежом.

Безымянный_73.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций