Перейти к основному содержанию


10655 просмотров

Правительство одобрило стратегический план развития Казахстана до 2025 года

Тимур Сулейменов, представляя проект, отметил, что стратегический план определяет новую модель экономического роста, направленную на формирование новой, технологичной, экспортоориентированной экономики

Правительство РК утвердило проект стратегического плана развития Казахстана до 2025 года. Как подчеркнул премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, этот документ "предполагает создание новой модели экономического роста" и нацелен на улучшение благосостояния населения страны.

Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, представляя проект, отметил, что стратегический план определяет новую модель экономического роста, направленную на формирование новой, технологичной, экспортоориентированной экономики.

"Определены три драйвера роста. Первым драйвером роста должен стать рост производительности существующих отраслей экономики за счет повышения их операционной эффективности, снижения затрат на ресурсы для производства и затрат на транспортировку и реализацию продукции, инвестиций в технологическое обновление, цифровизацию и создания условий для перехода к зеленой экономике. Вторым драйвером роста является рост объемов производства отраслей с ориентацией на экспорт, с фокусом на товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, встраивание в глобальные цепочки поставок. Третьим драйвером роста будет формирование новых высокопроизводительных отраслей экономики, которые должны появиться за счет создания цепочек поставок и развития услуг вокруг и на стыке существующих отраслей, локализации технологичных компаний, трансфера технологий и коммерциализации инноваций", - сказал Сулейменов.

Он пояснил, что при разработке Плана были изучены более 100 глобальных мегатрендов и составлено 3 сценария глобального развития. "Основной сценарий предусматривает рост экономики на уровне не менее 4,5-5,0% ВВП в среднем в год в зависимости от внешней конъюнктуры", - уточнил министр.

Однако "рост ВВП не в полной мере отражает уровень реального благосостояния граждан". "Поскольку мы ставим задачу устойчивого качественного роста, менее зависимого от внешней конъюнктуры, то важным является не только темпы роста, но и качество роста и жизни людей. Поэтому мы определили набор ключевых национальных индикаторов, которые отражают эти три важные составляющие (темп роста, качество роста, и качество жизни) и прогресс на пути 30-ти развитых стран мира", - добавил Сулейменов.

В качестве индикаторов определены такие показатели: прирост ВВП на душу населения до 46 100 долларов; рост производительности труда на 4,7% в среднем в год; рост доли несырьевого экспорта товаров и услуг с 44,6% до 50% от общего объема экспорта; рост доли МСБ в ВВП с 26,8% до 35% от ВВП; рост инвестиций в основной капитал с 16,4% до 19% от ВВП; рост ссудного портфеля в национальной валюте с 18% до 50% ВВП. Также прогнозируется увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 72 до 75 лет; повышение доли доходов наименее обеспеченных 40% населения с 22,8% до 27%; рост качества среднего школьного образования по данным тестам PISA до 450-490 по трем предметам; снижение энергоемкости экономики на 40% (от уровня 2008 года); сокращение разрыва развития между регионами по ВРП с 3,2 раза до 2,7 раз.

В плане определены 7 системных изменений и 7 приоритетных политик реализации Стратегии 2050. "Системные изменения – это прорывные изменения, которые должны произойти в экономике и социальной жизни страны до 2025 года. Без реализации этих изменений достижение ускоренного роста невозможно. Приоритетные политики – это курс, осуществляемый Правительством по приоритетным направлениям Стратегии 2050. Они призваны обеспечить социальную и экономическую стабильность в ходе проведения реформ", - пояснил глава миннацэкономики.

При этом он подчеркнул, что 7 системных реформ охватывают все ключевые аспекты жизни страны: развитие человека, технологии, бизнеса, обеспечение верховенства права, развитие регионов, общества и госсектора. Так, в рамках первого направления «Новый человеческий капитал» планируется переориентация всей системы профподготовки на новые кадровые запросы, масштабное обновление учебных программ, непрерывность обучения на протяжении всей жизни. Она обеспечит текущие и будущие потребностей страны в хорошо подготовленных кадрах.

Второе направление - "Технологическое обновление и цифровизация» направлено на создание инфраструктуры инноваций для развития наукоемкой экономики, модернизацию базовых отраслей и появление новых индустрий – плацдармов нового технологического уклада Индустрии 4.0.

Третье направление - «Конкуренция и конкурентоспособный бизнес» направлено на активизацию частного сектора. Благодаря широкой приватизации будет сокращена доля государства и монополий в экономике. Будут снижены барьеры для бизнеса и приняты меры для роста средних предприятий, упрощены процедуры закрытия компаний. Будут активизированы меры по продвижению экспорта.

Четвертое направление «Правовое государство без коррупции» предусматривает приведение судебной системы к международным стандартам, повышение стабильности законодательства, воспитание правовой грамотности граждан. Широкая оптимизация и цифровизация процессов управления, внедрение прозрачных процедур закупок ограничит возможности для коррупционных проявлений.

Пятое направление «Сильные регионы и урбанизация» предполагает экономическое развитие регионов за счет повышения их самостоятельности и обеспечения базового уровня жизни для населения во всех регионах. Процесс урбанизации станет более равномерным. Локомотивами реформы будут не только агломерации, но и средние города. В результате сократится социально-экономический разрыв и дисбаланс между регионами.

Шестое направление "Модернизация общественного сознания" направлена на становление единой Нации сильных и преданных стране людей. Ориентиры реформы: воспитание ответственности за свое будущее и будущее Казахстана, повышение личной конкурентоспособности, культивирование прагматизма и предприимчивости граждан. Особое внимание

Седьмое направление «Госсектор как лидер изменений» направлена на повышение роли госорганов и организаций как движущей силы модернизации страны. Будет расти общая эффективность госаппарата благодаря внедрению новейших технологий управления и цифровизации. Развитие клиентоориентированности и адаптивности будет одной из ответственных задач правительства.

Министр подчеркнул, что реализации Плана будет основана на четырех принципах. "Принцип 1 - четкая ответственность за результаты реализации реформ под руководством Госкомиссии по модернизации в рамках проектного управления; принцип 2 - разделение ответственности за результаты внедрения с бизнесом и общественностью; принцип 3 - приоритизация инициатив исходя из их уровня важности, сложности реализации и срочности; принцип 4 - фокус на результат, мониторинг и независимая оценка", - перечислили министр.

Дальнейшая реализация Статического плана развития до 2025 года планируется как через госпрограммы, стратпланы и программы развития территорий и стратегии нацхолдингов и компаний, так и через проектное управление.

Через проектное управление будут реализованы задачи, требующие скоординированных действий, фокусирования акцента. К примеру, технологическое обновление и цифровизация, производительность и занятость, развитие массового предпринимательства. По отдельным задачам при необходимости будут разработаны планы мероприятий.

Фото: Аскар АХМЕТУЛЛИН


402 просмотра

Рынку ГСМ пропишут комплаенс: дефицит топлива убедил власти и бизнес сесть за стол переговоров

Антимонопольный орган совместно с участниками рынка ГСМ и НПП «Атамекен» начал разработку приемлемых и для государства, и для бизнеса правил игры

Фото: shutterstock.com

Прошлогодний ажиотаж с бензином на внутреннем рынке вынудил государство согласиться с доводами ресурсодержателей о необходимости более гибкого регулирования розничной торговли ГСМ. В результате антимонопольный комитет готов сесть с основными игроками рынка за стол переговоров.

Напомним, что осенний топливный кризис 2017 года был спровоцирован не только одновременной остановкой на ремонт и модернизацию двух из трех крупных НПЗ республики, но и особенностями антимонопольного законодательства. Заложниками которого стали не только участники рынка, но и сами антимонопольщики: им юридически предписывалось штрафовать участников рынка, повышающих цены на свою продукцию при наличии остатков товара, закупленного по прежней цене. На практике это привело к тому, что розница не торопилась закупать более дорогостоящий российский бензин, пока ее резервуары полностью не освободятся от более дешевого казахстанского, поскольку одновременная реализация того и другого продукта по разным ценам оборачивалась возбуждением административного производства и штрафом.

Эра топливного профицита: нефтепереработчики обещают, что казахстанцы забудут о нехватке топлива

По мнению нефтепереработчиков, скоро Казахстан будет полностью обеспечен нефтепродуктами собственного производства, и даже появятся объемы, которые необходимо будет экспортировать

Фото: shutterstock.com

Такая система регулирования рынка обернулась для конечного покупателя дефицитом – и согласием со словами министра энергетики Каната Бозумбаева о том, что дорогой бензин лучше его отсутствия. Для топливной казахстанской розницы она в 2017 году обернулась 50 расследованиями и штрафами на общую сумму свыше 300 млн тенге, для казахстанских судов, через которые все эти расследования проходили, – пониманием того, что если на одном и том же товарном рынке за одно и то же постоянно штрафуются разные субъекты, то дело, вероятно, уже не в их законопослушности, а в несоответствии регулирующего их деятельность законодательства тому, что на этом рынке происходит.

Когда в судье должен просыпаться экономист

По словам председателя специализированной судебной коллегии Верховного суда Казахстана Айгуль Кыдырбаевой, с жалобой на действующий механизм регулирования своего рынка до этого ведомства не так давно дошла топливно-энергетическая ассоциация страны. Суть жалобы – в стране вроде как отменено регулирование цен на ГСМ со стороны государства, однако при этом антимонопольные органы ежегодно проводят расследования по выявлению ценового сговора при реализации нефтепродуктов.

«Практика рассмотрения таких дел в судах показала, что действующее законодательство не устанавливает четких правил проведения таких расследований, не определяет достаточно достоверные виды доказательств для предъявления обвинения, в результате любое изменение цен на нефтепродукты антимонопольным органом трактуется как нарушение законодательства, даже тогда, когда фактические расходы на реализацию превышают полученный доход», – констатирует представительница ВС.

Иными словами, основным доводом антимонопольщиков при определении виновности реализатора ГСМ является факт повышения цен на топливо при наличии остатков, приобретенных до повышения оптовых цен. Следуя этой логике, повышать цену на новую партию товара ты имеешь право только после того, как продал весь объем прежней партии, даже если стоимость новой партии на порядок выше стоимости этих остатков. В результате и возникает ситуация, при которой даже угроза дефицита на рынке не подстегивает ресурсодержателей к своевременной покупке новых объемов топлива, пока они не распродали прежние объемы.

Тут есть и еще один нюанс – если реализатор ГСМ не закладывает в свою нынешнюю цену грядущее увеличение стоимости приобретаемого товара, то в следующей своей закупке он снизит его объемы. Все эти аспекты разом и сработали осенью прошлого года, если не создав, то усугубив напряжение на внутреннем рынке. А заодно обнажив все несовершенство судебной практики по делам, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства.

«Мы пришли к выводу о необходимости совместного обобщения судебной практики по делам, связанным с применением антимонопольного законодательства, как на местах, так и на центральном уровне в первой половине следующего года, чтобы вместе с антимонопольщиками выявить причины ошибок и проблем и установить единую практику применения законодательства, – говорит Кыдырбаева. – Нам необходима понятная и предсказуемая судебная практика, а также помощь экспертов в таких специфических вопросах, как антимонопольное законодательство», – признает она.

На сегодня уже подготовлено положение об экспертном совете при Верховном суде, в состав которого войдут профильные специалисты для оказания практической помощи судьям в рассмотрении сложных дел различных категорий – пока речь идет о привлечении в такой совет таможенников и налоговиков, но представительница ВС не исключает, что он будет дополнен и специалистами по антимонопольному праву.

При этом председатель коллегии главного суда страны убеждена: казахстанским судьям, работающих с этой категорией дел, необходимо по примеру немецких коллег получать второе, экономическое образование. Поскольку дела по нарушениям антимонопольного законодательства находятся на стыке юриспруденции и экономики, причем при вынесении решения по ним судья должен учитывать как юридические, так и экономические доводы как минимум в равной степени.

Антимонопольщики готовы сесть за стол переговоров

Пока при рассмотрении таких дел в Казахстане юридический аспект преобладает над экономическим – и сами антимонопольщики признают, что ничего хорошего в этом нет. Хотя бы потому, что через несколько лет внутренний рынок ГСМ может снова стать чувствительным к импортным поставкам, и если ничего не менять в действующей системе администрирования, то осень 2017 года может повториться во всей своей красе. И не только на рынке ГСМ, но и на других товарных рынках, имеющих свою специфику, не учтенную рамочным антимонопольным законодательством.

«Товарный рынок розничной реализации ГСМ у нас сегодня относится к тем рынкам, где имеется наибольший риск совершения нарушений антимонопольного законодательства. Основная статья, по которой мы на этом рынке работаем, – это согласованные действия; она наиболее критикуемая со стороны предпринимателей, – сказал в интервью «Къ» заместитель председателя Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Рустам Ахметов. – Мы уже сделали ряд шагов по исправлению практики применения этой нормы, увеличив число признаков этого деяния, и сегодня обсуждаем вопрос о том, что в своей практике мы должны опираться не только на юридические аспекты доказательства этого правонарушения, но и на экономический анализ, то есть уходить от формализованных признаков и приводить при его установлении экономические доводы согласованности действий», – добавляет он.

Одним из инструментов пресечения и предупреждения таких правонарушений является антимонопольный комплаенс: выработка уполномоченным органом и бизнесом приемлемых и для государства, и для бизнеса правил игры, проверку на соответствие которым хозяйствующий субъект проходит один раз – после чего ему остается только придерживаться их в повседневной деятельности без опасения быть оштрафованным. По словам Ахметова, антимонопольный орган совместно с участниками рынка ГСМ и Национальной палаты «Атамекен» уже приступил к работе по созданию такой системы, а также системы мониторинга ценообразования, чтобы реагировать на ценовые всплески на этом рынке совместно с самими предпринимателями.

«Надо понимать, что этот инструмент будет востребован не только на рынке ГСМ, но и на других, скажем так, конфликтных с точки зрения антимонопольного законодательства рынках, – отмечает представитель регулятора, относя к таким конфликтным рынкам ниши реализации продукции агропромышленного комплекса и рынок автодилеров. – Мы смещаем акценты в регулировании, уходим от карательной функции к предупредительным, понимая, что расследования, которые мы проводим ежегодно,  –  а это от 200 до 300 – в целом не оказывают какого-то системного воздействия на состояние конкуренции. Намного лучше и эффективнее по результатам анализа товарных рынков внести какие-то  предложения по изменениям условий ведения бизнеса и законодательства, чем ежегодно наказывать и привлекать к ответственности», – резюмирует он.

При этом внедрение системы комплаенса необходимо бизнесу не только в качестве страховки от штрафов, но и лучшего понимания собственных слабых мест: председатель управляющего совета Ассоциации развития конкуренции и товарных рынков Казахстана Жаннат Ертлесова отмечает, что порядка 90% привлекаемых к ответственности субъектов рынка зачастую не понимают, какое именно нарушение законодательства о защите конкуренции они допустили. Проговаривание же с антимонопольщиками приемлемых правил игры позволит повысить уровень знаний предпринимателей о возможных рисках и способах их устранения и дать четкий ответ, насколько правильно они поступают в той или иной ситуации в соответствии с антимонопольными требованиями.

«Но сам регулятор должен очень четко сформулировать свои требования к комплаенс-программам субъектов: требования регулятора к бизнесу о том, как должна быть построена система внутреннего контроля компании, то есть регулятор должен быть уверен, что какое-то отдельно взятое должностное лицо компании не может нарушить законодательство без ведома компании», – подчеркивает Ертлесова.

По ее словам, выстраивание системы антимонопольного комплаенса – процесс достаточно сложный и долгий. В настоящее время Казахстан находится только в самом начале этого пути, поэтому ждать сиюминутного улучшения в администрировании субъектов рынка было бы наивно. Но, в конечном счете, на этот путь стране все равно придется встать, поскольку именно по нему пошли антимонопольные и регулирующие органы стран ОЭСР, практику и опыт которых казахстанские власти решили взять за основу дальнейшего развития страны.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как Вы думаете, стоит ли разрешить казахстанцам пользоваться своими пенсионными накоплениями до выхода на пенсию?

Варианты

acb-deposit-kursive20-400.jpg

kvn_240x400_kursiv.jpg

Цифра дня

42,155
долларовых миллионеров
насчитывается в мире, по данным Global Wealth Report от Credit Suisse

Цитата дня

В нашей концепции использования ядерного оружия нет превентивного удара... Когда мы убеждаемся, что атака идет на территорию России, мы наносим ответный удар... Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно. Ну, а мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют

Владимир Путин
Президент Российской Федерации

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank