Почему Казахстан опустился в рейтинге Doing Business 2018?

Опубликовано
Эксперты считают, что реформы в Казахстане следует измерять не количественными, а качественными показателями

Представители Всемирного банка объясняют потерю Казахстаном строки в рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2018 тем, что страна в предыдущие годы продвинулась в своих реформах достаточно близко к лучшим мировым практикам. И теперь реформы в Казахстане следует измерять не количественными, а качественными показателями.

В очередном рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2018 Всемирного банка Казахстан занял 36-е место, в рейтинге Doing Business 2017 республика занимала 35 место. Вниз страну потянули "откаты" по таким индикаторам, как "получение разрешений на строительство" (52 место вместо 22-го по итогам прошлого отчета), "получение кредитов" (77-е против 75-го), "международная торговля" (123-е против 119-го) и "разрешение неплатежеспособности" (39-е против 37-го).

При этом эксперты ВБ констатировали продвижение страны по таким индикаторам, как "регистрация предприятий" – (41 место против 45-го годом ранее), "подключение к системе электроснабжения" (70-е против 75-го), "регистрация собственности" (17-е против 18-го), "защита миноритарных инвесторов" (1-е против 3-го), "налогообложение" – (50-е против 60-го) и "обеспечение исполнения контрактов" (6-е против 9-го). Тем не менее, нынешний отчет вошел в диссонанс с прошлогодним, когда Казахстан совершил рывок, поднявшись на 35 место с 51-го, которое страна занимала , в рейтинге Doing Business 2016.

Однако специалист по развитию частного сектора Всемирного банка в Казахстане Ералы Бексултан считает, что по итогам нынешнего отчета страна показала неплохой результат, даже при его разительном отличии от прошлогоднего рывка.

"Если сравнивать с регионом, то это все равно очень хорошее и высокое место, — заявил Ералы Бексултан. — Что касается изменения рейтинга по сравнению с прошлым годом, здесь надо понимать, что данный рейтинг является относительным: каждый год несколько сотен стран занимаются реформированием, и предсказать движение той или иной страны в этом рейтинге очень сложно. Другими словами, чтобы даже оставаться на своем месте в этом рейтинге, нужно бежать изо всех сил. И если с этой точки зрения подходить, то Казахстан делает очень хорошую работу, если даже при таком уровне конкуренции он все равно проводит реформы и остается лидером по региону", — добавил он.

Из ближайших географических соседей Казахстан в Doing Business 2018 обошла только Россия, поднявшаяся с 40-го на 35 место. Прошлогодний рывок Казахстана — на 16 строчек вверх — повторил Узбекистан, но при этом он только 74-й в нынешнем рейтинге, Кыргызстан стал 77-м, Таджикистан — 123-м. Из стран постсоветского пространства, помимо России, Казахстан опережают Грузия (9 место), Эстония (12 место), Литва (16 место) и Латвия (19 место). Чтобы "достать" их в этой табели о рангах, Казахстану необходимо от количества реформ (в этом отношении Астана занимает второе место после Грузии, 41 реформа против 47-ми за 15 лет) переходить к их качественному наполнению — и в этом отношении, считает Бексултан, республика гораздо ближе к лучшим мировым практикам, нежели ее соседи по рейтингу.

"В Doing Business измеряется как относительные рейтинги, так и абсолютные, и в плане достижения передовых рубежей абсолютный рейтинг мне кажется важнее, потому что он показывает удаленность состояния дел бизнесс-климата в стране от глобальных лучших практик, — говорит представитель ВБ. — Так вот, в этом году несмотря на то, что относительный рейтинг Казахстана уменьшился, абсолютный его рейтинг был улучшен. То есть на мой взгляд, это более важный показатель, который показывает, что страна относительно лучших практик мира движется вперед", — добавил он.

Его позицию разделяет и директор глобальной программы по развитию торговли и конкурентоспособности Группы Всемирного Банка Сесиль Фруман.

"По удаленности от передовых рубежей Казахстан имеет рейтинг, равный 75,4 %: это значит, что страна уже прошла три четверти пути, чтобы быть признанной лучшим реформатором", — сказала она на презентации отчета в Астане 1 ноября, подтвердив, что этот индикатор не всегда соотносится с местом страны в текущем рейтинге. Потому что чем выше место в абсолютном рейтинге, тем меньше остается пространства для реформирования — оно просто переходит от количественных показателей к качественным.

С точки зрения же качественного наполнения реформ Астане, с точки зрения представительницы ВБ, необходимо сосредоточиться на развитии информационных технологий, обеспечении обратной связи от бизнеса и объективной оценки эффективности проведенных и проводимых реформ.

"Если говорить о будущем, то мы видим определенные возможности по ликвидации разрывов, которые имеются в регулятивной деятельности, и могут быть проведены либо за счет внедрения информационных технологий, которые ускоряли бы процессы, либо за счет внедрения механизма улучшения реальной обратной связи с частным сектором и создания цикла получения подобных отзывов, — сказала Фруман. — И крайне важно продолжать работу по оценке эффективности воздействия: вы должны иметь систему, позволяющую документировать проводимые реформы и получаемые результаты, то есть мы должны видеть, как реформы реально меняют ситуацию на местах. Соответственно, чиновники должны становиться более клиентоориентированными, обеспечивать большую прозрачность своей деятельности и в большей степени быть ориентированными на поддержку частного сектора", — заключила она.

Читайте также