Мажилисмены РК обсудили вопрос качества питьевой воды

В Мажилисе обсудили обеспечение населения РК качественной питьевой водой в рамках госпрограммы «Нурлы Жол»

Мажилисмены РК обсудили вопрос качества питьевой воды

Мажилисмены РК обсудили вопрос качества питьевой воды

В Мажилисе Парламента РК состоялись слушания на тему «Актуальные вопросы обеспечения качественной питьевой водой населенных пунктов Республики Казахстан». На слушаниях обсудили вопросы проектирования систем водоснабжения, осуществления проектов ГЧП в сфере водоснабжения, реализации государственной программы «Нұрлы Жол».

Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек, на правительственном часе в Мажилисе Парламента РК, проинформировал депутатов о принимаемых мерах по развитию систем водоснабжения в регионах: «За период с 2011 по 2016 годы на развитие систем водоснабжения из республиканского бюджета выделено 438,1 млрд.тенге на реализацию 1520 проектов. Построено и реконструировано более 18 тысяч км сетей. В целом по стране доступ к централизованному водоснабжению с 2011 по 2017 годы по сельским населенным пунктам увеличился с 42,5% до 55,6%, и в городах с 82% до 92,9%. Средний прирост составляет 1,8 % и 1,5% в год соответственно», - отметил спикер.

Он также подчеркнул, что целенаправленная политика государства по обеспечению питьевой водой граждан нашей страны дала ощутимые результаты. Вместе с тем, имеется ряд проблем, требующих своего решения. В первую очередь, это отношение общества к потреблению воды.

По мнению министра, исторически сложившееся социальное отношение к воде привело к несоответствию потребительской и экономической стоимости питьевой воды, а социальный подход в формировании тарифов привел к недостатку финансирования водоканалов и соответственно к ускоренному износу систем, увеличению количества аварий, потерь воды и ухудшения ее качества. Дальнейшее развитие сектора водоснабжения во многом зависит от полноценного его входа в рыночные отношения.

«В развитых странах система управления водным хозяйством сформирована по принципу «потребляй и плати». Нам всем надо переоценить наше отношение к использованию воды и ее стоимости», - сказал Женис Касымбек.

Министр также подчеркнул необходимость оптимизации расходов по проектам водоснабжения, правильной эксплуатации систем водоснабжения в сельских населенных пунктах, привлечения внебюджетных средств в отрасль водоснабжения, а также взращивания квалифицированных специалистов коммунального хозяйства за счет использования зарубежного опыта и ввода соответствующих технических специальностей в отечественных университетах.

КазЦентр ЖКХ состоял в рабочей группе по организации слушаний и принимал активное участие в оформлении состоявшейся в рамках слушаний выставки казахстанских и зарубежных производителей продукции в сфере водоснабжения и водоотведения.

В свою очередь, заместитель премьер-министра РК Аскар Мырзахметов сообщил, что для того, чтобы полностью решить вопросы водообеспеченности сельского населения, ведомством изыскиваются различные пути решения этой проблемы и принимаются системные меры.

«Сегодня в республике из 6601 сельских населенных пунктов 4034 не охвачены централизованным водоснабжением, в них проживает 2,7 млн человек. Из них 1462 требуют новое строительство, 1104 требуют реконструкцию, так как в них вода подается менее 12 часов в сутки. При этом в 1452 сельских населенных пунктах проживает не более 200 человек и в 16 - не более 500 человек с низким потенциалом развития, строительство централизованного водоснабжения экономически неоправданно», - сказал он. По его словам, здесь вопрос будет решаться локально.

«Таким образом, для полного обеспечения 2,7 млн человек питьевой водой даже при сохранении ежегодного объема финансирования проблему можно решить только к 2027 году. При увеличении ежегодного финансирования до 100 млрд тенге - к 2025 году, а общая сумма составляет 717 млрд тенге», - уточнил глава аграрного ведомства.

Между тем, председатель Мажилиса Парламента РК Нурлан Нигматулин заявил, что тарифы на воду должны быть справедливыми и при этом обеспечивать покрытие затрат на водоочистку.

«Сегодня отсутствует системный подход при строительстве и эксплуатации объектов водоснабжения. Сейчас, к сожалению, мы видим, что зачастую возникают ситуации, когда построенный групповой водопровод не может подавать воду в населенный пункт из-за неготовности внутрипоселковых сетей, или наоборот. Все это приводит не только к неэффективному использованию бюджетных средств, но и к необеспеченности населения качественной питьевой водой», - сказал Нигматулин.

Одной из причин этого спикер мажилиса назвал отсутствие Единого оператора по строительству и эксплуатации инфраструктуры водоснабжения в населенных пунктах. «Хочу особо подчеркнуть, что обеспечение населения качественной питьевой водой должно соответствовать, на наш взгляд, следующим требованиям. Население должно иметь круглосуточный и неограниченный доступ к питьевой воде гарантированного качества. Это требование XXI века. Где бы наш гражданин ни находился и где бы он ни проживал - в сельской местности либо в городе - такой подход по обеспечению круглосуточного неограниченного доступа должен быть обеспечен. Тарифы должны быть справедливыми и при этом обеспечивать покрытие затрат на водоочистку и распределение. В случаях, когда тариф оказывается неподъемным для социально-уязвимых слоев населения, их надо субсидировать или оказывать адресную помощь», - сказал он, выступая на парламентских слушаниях. Как отметил спикер Мажилиса, очень важным требованием является высокий уровень обслуживания потребителей.

«Конечно, здесь еще стоит большой вопрос по эффективному использованию наших водных ресурсов. Есть ряд ярких примеров в регионах нашей страны, где через тарификацию и другие инструментарии добились того, что водообеспечение сегодня ведется по разделению: что идет для питьевой воды и что идет для полива огородов и частных хозяйств. Должен быть внедрен следующий принцип: когда потребитель платит справедливую цену за получаемую услугу, он должен обслуживаться соответствующим образом», - убежден он.

Нурлан Нигматулин также подчеркнул, что для обеспечения устойчивого развития инфраструктуры водоснабжения, ее долговечности и эффективности, необходимо активно использовать современные технологии и материалы. По его мнению, реализация всех этих требований возможна лишь при должном общественном мониторинге.

«Здесь очень важно, чтобы центральные и местные исполнительные органы активно работали с общественностью, неправительственными организациями, которые сегодня работают в этом секторе», - заключил он.

Как ранее отмечал Нурлан Нигматулин, обеспечение населенных пунктов качественной питьевой водой является для Казахстана одной из приоритетных задач, которая выполняется в рамках Программы развития регионов до 2020 года, а также в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол». По его словам, несмотря на определенные улучшения в сфере водоснабжения, здесь все еще имеется целый ряд проблем, требующих скорейшего разрешения.

Отметим, что в 2017 году выделено 3,7 млрд. тенге на реализацию 5 проектов, из них 4 проектов в сфере водоснабжения (Аксуский район - с.Кошкентал; Кербулакский район - с.Шубар и г.Талдыкорган). Будет реконструировано и построено 60,1 км водопроводных и канализационных сетей. Также запланировано обеспечить качественным централизованным водоснабжением и канализацией порядка 20 тыс. жителей.

А в 2016 году в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлыжол» из Национального фонда было выделено 3,1 млрд. тенге на реализацию 9 проектов в сфере водоснабжения. Срок завершения строительно-монтажных работ 2017 год. Освоение на 01 июля составило 2,1 млрд.тенге или 68% от выделенных средств.

С вводом в эксплуатацию данных объектов должно улучшится качество услуг водоснабжения для более чем 263 тысяч жителей 5 сельских населенных пунктов и 3 города области. Будет реконструировано и построено 195,1 км водопроводных сетей, износ сетей водоснабжения данных населенных пунктов снизится на 30%, потери в сетях на 2,5%. Будет создано 43 рабочих места. На данный момент временно трудоустроены 237 человек (на момент строительства).

На сегодняшний день по 1 объекту (Кербулакский район - с.Шубар) начаты строительно-монтажные работы, по 3 объектам (Аксуский район с.Кошкентал, и 2 объекта по г.Талдыкорган) ведутся конкурсные процедуры (конкурсы проводятся субъектами естественных монополий).

Планируется реконструировать и построить 60,1 км водопроводных и канализационных сетей, обеспечить качественным централизованным водоснабжением и канализацией порядка 20 тыс. жителей. На данный момент временно трудоустроены 93 человек (на момент строительства).По состоянию на 1 июля 2017 года обеспеченность сельских населенных пунктов области централизованным водоснабжением составляет 83,7% или 612 сельских населенных пунктов.

В целях обеспечения запасами подземных вод 35 населенных пунктов и 3 месторождений Алматинской области (по бюджетной программе 081 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам на организацию и проведение поисково-разведочных работ на подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов») в 2016 году из республиканского бюджета выделено и освоено 630,489 млн. тенге. По всем 35 населенным пунктам и 3 месторождениям работы полностью завершены, отчеты с подсчетом эксплуатационных запасов подземных вод приняты.

Напомним, что в 2017-2019 годы по поисково-разведочным работам подземных вод 38 населенных пунктов области из республиканского бюджета было предусмотрено 1 373, 7 млн. тенге, в том числе на 2017 год - 432,7 млн. тенге. В настоящее время ведутся поисково-разведочные работы.

Кроме того, напомним, еще в августе общественные деятели поднимали вопрос о качестве питьевой воды в Казахстане. По мнению экспертов, повышенное содержание железа в воде способствует росту числа заболеваний эндокринной системы. По словам руководителя управления санитарно-гигиенического надзора Комитета охраны общественного здоровья Минздрава РК Марал Рахимжановой плохое качество и состав воды формирует хронические нефриты.

В свою очередь, выступая на конференции проблеме питьевой воды, гидрогеолог, член-корреспондент Комитета минеральных ресурсов АН РК и директор по науке Asia Waters Евгений Пятов отмечал, что в Казахстане население не осведомлено о физиологически полноценной питьевой воде, считает, что минералку пить вредно и массово пьет воду из бытовых установок обратного осмоса (кулерах – «Къ»).

Помимо этого, спикер выразил тревогу: «Бутилирование обессоленной или искусственной воды составляет уже более 50%. И мало кто знает о последствиях употребления обессоленной воды. Исторически в регионах с низкоминерализованной водой, регистрируется рост сердечно-сосудистых заболеваний, кариеса, нарушений обмена веществ и ряда системных заболеваний».

По его словам, в этом году должны принять технический регламент ЕАЭС на бутилированные воды, где исключены понятие и нормативы физиологической полноценности питьевой воды, требования к маркировке о полезных свойствах питьевой воды и понятие физиологической полноценности воды. Данный регламент должен вступить в силу с 1 января 2019.

Он также сообщил, что крайне неправильно проверять воду на чистоту прибором, определяющим уровень PPM, как рекламируют в социальных сетях. Дело в том, что данные приборы показывают уровень содержания солей и минералов в воде. И если таким образом протестировать минеральную лечебно-столовую воду, то ее PPM будет зашкаливать, поскольку в ней содержаться в большом количестве минералы, но это никак не определяет ее вредность или полезность. Как отмечают эксперты, искусственное обогащение очищенной воды минералами никак не влияет на улучшение ее качества для организма.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg