Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


15155 просмотров

Ельдар Абдразаков: Бизнес считает правительство «бездушным», а оно бизнес – «ушлым»

По мнению Ельдара Абдразакова, в Казахстане необходимо создавать профессиональную среду, вырабатывать собственную систему управления и сокращать дистанцию между руководством и подчиненными

Ельдар Абдразаков: Бизнес считает правительство «бездушным», а оно бизнес – «ушлым»

Ельдар Абдразаков: Бизнес считает правительство «бездушным», а оно бизнес – «ушлым»

Между руководством и подчиненными – пропасть, таланты, попадая в систему управления, превращаются в циничных чиновников и, вообще, у нас поколение безразличных людей – и все это из-за непонимания, что готовых решений и однозначных ответов – нет, считает Ельдар Абдразаков, председатель совета по конкурентоспособности НПП, председатель совета директоров акционерного общества «Страховая компания «Коммеск-Өмір​».

«Самая большая проблема – система микроменеджмента. Сегодня мы приходим к тому, что вырастили поколение безразличных людей, граждан, потому что доверие к людям сегодня ограничено. Мы сегодня детям запрещаем играть с огнем, и получаем поколение, которое не умеет обращаться с огнем. Мы вырастили бизнес, которому правительство дает оценку «ушлый» - заинтересованный в своих результатах. Если посмотреть с другой стороны на правительство, то бизнес считает его бездушным.

Сегодня любой молодой человек, входя в систему, очень быстро из молодого энтузиаста превращается в циничного чиновника. Молодые люди, приходя в систему – выгорают, у нас выгорание талантов. Это связано с тем, что мы не понимаем, что сегодня нет готовых и однозначных решений, нет безграничной энергии», - отметил Ельдар Абдразаков во время выступления с презентацией «Советское экономическое наследие: невыученные уроки» во в рамках круглого стола: «Стратегия 2025: драйверы роста».

При этом он отметил, что с точки зрения управления лучшей моделью является семейный бизнес. «Конкуренция остается: людей против людей, и никакие технологии не меняют эту систему. И мы остаемся на уровне групп людей-фанатиков, конкурирующих друг с другом. Сегодня конкуренция идет на уровне организаций, культур и это очень сильно беспокоит. Сегодняшние вызовы показывают, что мы отстаем с точки зрения сложности, комплексности бизнесов раз в 35. Те вещи, которые мы используем сегодня на уровне категорий 90-х, а то и 50-х. Сегодня потребительская революция диктует не просто: лучше, быстрее, дешевле, а требует, чтобы это было еще и новее. Сегодня совсем иные скорости. Мир стал более гиперглобальным – решений больше, чем проблем и мы не успеваем обучать в бизнесе свой персонал, и это не только у нас, об этом же говорят и глобальные корпорации. Но, что интересно – люди готовы к проблемам, сотрудничать и решать проблемы. Единственно, к чему они не готовы и от чего у них опускаются руки – они устают от хронических проблем», - поясняет он.

По словам эксперта, мы не ушли далеко от недавнего советского прошлого.

«Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин - будет жить, сегодня это явь. Мы сегодня растим следующее поколение людей, которые на самом деле преданные государственному делу. Мы четко смотрим в будущее, но задаемся старыми вопросами, у нас те же методы, которые мы использовали 50-70 лет назад. Мы опять хотим больше нефти Родине, выполнить пятилетку за четыре года, развивать транспорт и логистику, даем стройку. Наше видение, наши планы, в принципе, не поменялись. Ничего нового не произошло.

Это реализовать сложно. Сколько бы ни было больших инициатив и подвижек, чтобы сказка стала былью, к сожалению, мы не можем реализовать. Мы используем планы, они не новые: 2+2+энтузиазм рабочих дает 5, дружбу с Китаем тоже использовали. То есть для достижения цели мы используем старые методы, остаемся на старых вещах: женщины остаются большой силой.

Мы по-прежнему используем старые методы, которые престали работать еще 50 лет назад в большей степени, потому что та система, система массового производства, борьбы за вал – перестала работать. Мы думали, что для массового производства нужна квалификация, если она есть, то найдутся и люди, которые смогут дать правильные ответы, которые нужны для поиска лучшего решения, но оно нуждается в дисциплине самореализации и самоотверженности и том, что люди верят в великую цель. Это не работает. Экономики далеко ушли от массового производства вначале к качеству, а теперь идут к инновациям. Сегодня те подходы, которые мы используем для поиска правильного ответа – уже не работают, потому что мы часто сталкиваемся с вопросами, на которые нет правильного ответа - мы не можем знать, какой ответ правильный», - считает он.

Необходимо создавать профессиональную среду, вырабатывать собственную систему управления и сокращать дистанцию между руководством и подчиненными.

«Система, работающая на западе, ориентирована на рычаги, рыночные механизмы, стимулируя которые, мы получаем результаты. У нас, в Казахстане, России, мы переходим к режиму, когда государство сверху начинает вести эти процессы. Я не скажу, что это работает. Нам нужна своя система, мы не можем сделать качественно, дешево и быстро. Нужно выставить приоритеты. Проблема в Казахстане – большая дистанция между руководителями и подчиненными – сегодня это пропасть. Второй фактор, который мешает нам развиваться – боязнь неопределенности, при том, что мы понимаем, что технологические изменении дают нам больше возможностей, чем отрицательных моментов. У нас непрофессиональная среда – большими целями мы можем погубить самое лучшее, что есть у детей. Наших профессионалов сегодня можно купить, уговорить, продавить – можем ли мы полагаться на такую профессиональную среду? У нас в бизнесе большая проблема, то, что мы называем «мы» и «они». Самый большой «стоп» в развитии внутри компании, когда она внутри делится на «мы» и «они». Мы сегодня это прослеживаем и в государственном секторе. Мы сегодня видим, что те идеи, инициативы, которые прописываются из лучших побуждений все равно остаются в режиме «мы» и «они», - заключил эксперт.

Фото: Олег СПИВАК


468 просмотров

Почему местным товаропроизводителям ВКО сложно пробиться на внутреннем рынке

Они не могут занять даже его половины

Коллаж: Вадим Квятковский

Объем товаров и услуг недропользователей, промгигантов, госорганов ВКО только за полгода превысил 488 млрд тенге. Но, к сожалению, местные товаропроизводители заглядываться на весь «пирог» не могут. Доля поставщиков из Восточного Казахстана не достигает даже половины.

Крупный покупатель

Согласно информации руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ержана Шурманова, за первое полугодие системообразующими предприятиями области потрачено на закуп 267 млрд тенге. Из них только 37% поставщиков – компании из ВКО. Примечательно, что самый большой вклад в эти 37% вносят именно предоставление услуг и производство некоторых видов работ. Непосредственно по категории «товары» доля местного содержания небольшая. Лишь четвертая часть всех закупаемых предметов, инструментов, оборудования родом из ВКО. В закупках недропользователей из ВКО ситуация почти аналогичная. Из 132 млрд тенге только 58 млрд тенге приходится на региональных поставщиков.

По части государственных закупок процент местного содержания еще ниже. Лишь 13% товаров и услуг, закупаемых госорганами ВКО, произведено в восточном регионе. Если общий чек за полгода достиг 89 млрд тенге, то отечественные товаропроизводители из этой суммы могли претендовать только на 11 млрд тенге.

«На совещании в правительстве наша область подверглась критике. Если брать вкупе, то у нас доля местного содержания около 2%. Это не говорит о том, что мы не закупаем. Это говорит о том, что неправильно все эти данные вносятся на портале госзакупок. Сейчас изменились формы, внесены большие изменения в сам закон о госзакупках, и теперь при объявлении должны обязательно указывать наличие индустриального сертификата либо сертификата CT-KZ. Без них госорганы не имеют права заключать договоры», – отмечает заместитель акима ВКО Ерлан Аймукашев.

В чем причина?

Самый крупный недропользователь региона – ТОО «Казцинк»,  – по данным пресс-службы компании, в год тратит более 300 млрд тенге на закуп. Те товары, которые товаропроизводители готовы предоставить в нужном объеме, закупают у отечественных компаний. Например, 94% объема поставленной спецодежды и средств индивидуальной защиты относится именно к казахстанскому содержанию. Но крупный покупатель ставит и жесткие условия по качеству. Местные товары не должны быть хуже, чем импортные.

У поставщиков госорганов свои проблемы. Не все оформили обязательные сертификаты для участия в тендерах. По данным Ержана Шурманова, CT-KZ в Восточном Казахстане получили 742 компании, индустриальные сертификаты – всего семь компаний. Лучше всех дела идут у предприятий легкой промышленности – их доля превышает 53% в закупках в рамках экономики простых вещей. Отчасти этого удалось добиться лишь в этом году, когда региональный бюджет выделил 500 млн тенге на пошив школьной формы именно местным фирмам. 16 компаний взялись за подряд.

Что касается других отраслей, таких как мебельная, пищевая промышленность, то у них дела хуже. Руководитель управления предпринимательства приводит лишь несколько фирм, занимающихся поставками мебели для школ.

Серьезным испытанием для товаропроизводителей также являются новые требования Закона «О госзакупках» по наличию подтвержденного опыта для победы в тендере. Один из ярких примеров – ситуация крупного завода по производству высокотехнологического электрооборудования ТОО «Кэмонт». Имея 70-летнюю историю, компания не может документально доказать наличие хотя бы 10-летнего опыта для получения преимущества. 

«По качеству продукции нам нет равных, но напрямую участвовать в тендерах мы не можем. Нужно доказывать наш 70-летний опыт работы, предоставив акты выполненных работ и ввода объектов в эксплуатацию 1950-х годов. Конечно, мы не хранили такой объем документов за все годы. Да и нередко компания выступала субподрядчиком. Получается, теперь мы должны бегать по архивам, собирать справки, искать своих покупателей, просить у них какие-то акты. У нас всего несколько компаний в стране, которые могут подтвердить большой опыт документально. А что остальным-то делать?» – задается вопросом генеральный директор ТОО «Кэмонт» Елена Беленцева.

Чтобы поддержать местных товаропроизводителей в борьбе за рынки, палата предпринимателей ВКО привлекает компании к проекту развития поставщиков в Казахстане, финансируемому Всемирным банком. Согласно информации пресс-секретаря ПП ВКО Христины Дорошенко, эксперты региональной палаты предпринимателей проведут бесплатную оценку состояния бизнеса по методологии международного аудита у тех предприятий, которые войдут в проект.

Из ВКО на первом этапе участвуют пять компаний. Если они попадут в сотню участников проекта на уровне республики, в дальнейшем им будет оказана как методологическая помощь, так и финансовая. Поставщики смогут получить минимум 70% от суммы расходов на приобретение международного сертификата. Это значительно повысит их шансы на поиски покупателей не только на территории Казахстана, но и за рубежом.

Безымянный_73.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций