Страны Центральной Азии должны развивать торговлю плодоовощной продукцией внутри региона

Опубликовано (обновлено )
В Алматы при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) начал работу VII Центрально-Азиатский торговый форум

В Алматы при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) начал работу VII Центрально-Азиатский торговый форум «Перспективы роста: торговля, транспорт и плодоовощной сектор».

Более 500 руководителей компаний, представителей государственного сектора из стран Центральной Азии, других государств Азиатского региона и Европы в течение двух дней будут обсуждать вопросы развития торгового сотрудничества внутри региона и перспективы более активного участия центральноазиатских государств в мировой торговле.

В связи с этим одна из главных задач, решить которую призван форум, связана с повышением объема экспорта овощей и фруктов из стран Центральной Азии, а также преодолением трудностей в транспортировке и логистике.

Профессор Казахстанско-Немецкого университета Булат Султанов напомнил, что в прошлом году участники аналогичного форума отмечали: на внутрирегиональную торговлю приходится всего 5% от общего объема внешней торговли, осуществляемой странами Центральной Азии. Проблема не теряет актуальности и сегодня.

По словам заместителя министра иностранных дел РК Ержана Ашикбаева, Центральная Азия остается одним из наименее интегрированных регионов. «Мы больше торгуем с внешним миром, чем между собой, и чтобы исправить ситуацию, нам надо использовать лучшие практики и применять новые технологии, чтобы товары не задерживались на границе», — считает вице-министр.

Принимая во внимание ситуацию последних дней на границе между Казахстаном и Кыргызстаном, тема трансграничных грузоперевозок звучала более чем актуально, и участники форума, признав, что проблема все же существует, выразили мнение, что очереди на казахстанско-кыргызской границе – явление временное.

В целом, за последние годы страны Центральной Азии действительно много сделали для развития торговых отношений с соседями. Согласно данным, озвученным Ержаном Ашикбаевым, сроки прохождения железнодорожных составов из Китая в Европу через Казахстан сократились до 15 дней против 45 дней доставки по морю, сегодня 70% составов из Китая, или 1 200 из 1 700, проходят через Казахстан. К 2020 году транзитом через Казахстан будет проходить 2 млн контейнеров из Китая.

Посол США в Казахстане Джордж А. Крол отметил, что в последнее время реформы, направленные на развитие международной торговли, проведены в Узбекистане, благодаря чему в нынешнем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года страна увеличила экспорт на 126%. В результате снижения акцизов на некоторые виды продуктов товарооборот за 7 месяцев между Казахстаном и Узбекистаном вырос на 35%, а к 2020 году его планируется увеличить до $5 млрд долларов.

«В феврале Казахстан и Узбекистан подписали соглашение о сокращении тарифов на перевозку железнодорожным транспортом, уменьшились и сроки доставки – теперь сельхозпродукция из Ташкента до Астаны доходит за три дня. Восстановлено воздушное сообщение между Ташкентом и Душанбе, узбекские сельхозпроизводители начали поставлять свежую вишню в Китай и Корею, благодаря проекту USAID начались поставки узбекских фруктов в Великобританию», — рассказал г-н Крол.

Тем не менее, считает дипломат, считается, что Центральная Азия занимает одно из последних мест в плане мировой интеграции, хотя экспортерам сельхозпродукции выход на международные рынки дает колоссальные возможности для развития бизнеса: например, одна только Индия в прошлом году закупила сухой горох на $4 млрд.

Для развития экспорта продукции необходимо повышать ее качество и ценовую конкурентоспособность. «В Сибирь, например, которая территориально не так отдалена от Центральной Азии, овощи и фрукты завозят из Турции. Центральноазиатские производители соков тоже импортируют сырье из Китая и Чили, а не из соседних государств», — указал дипломат. По мнению представителей казахстанского бизнеса, одна из причин того, что местным сельхозпроизводителям не удается в достаточном объеме организовать поставки плодоовощной продукции даже на рынки соседних стран, заключается в неразвитости сектора МСБ.

Решение инфраструктурных проблем и стимулирование развития малого бизнеса – это уже задача государства и крупных компаний, уверен известный казахстанский предприниматель Раимбек Баталов.

«В первую очередь необходимо принять меры по снижению капитальных затрат на открытие бизнеса и по сокращению издержек. Наши аграрии из Алматинской области могли бы развивать производство органической сельхозпродукции и поставлять ее на рынки соседних стран, в ту же Россию или в Китай. Но проблема в том, что если мы начнем строить теплицы и разводить сады, наша продукция окажется одной из самых дорогих в мире, потому что мы импортируем все, от саженцев до тепличного оборудования и систем капельного орошения», — прокомментировал г-н Баталов.

В целом, считают участники форума, добиться перемен к лучшему в развитии торгово-экономических связей внутри региона позволит только центральноазиатская кооперация через обмен опытом, развитие технических навыков, улучшение таможенного регулирования. Некоторые технологии, оборудование и услуги в сфере плодоовощного сектора, транспорта и логистики представлены на выставке, которая проходит в дни работы форума.

Читайте также