Как транспортно-логистические центры позволяют забыть об огромных расстояниях и времени

Опубликовано (обновлено )
После запуска всех четырех ТЛЦ, ожидается увеличение поступлений в бюджет до 300–400 млрд тенге в год

Новые технологии успешно стирают границы и позволяют забыть об огромных расстояниях и времени, проведенном в пути. Не удивительно, что такой же оперативности нам хочется и при доставке товаров из других стран. Решить эти и другие вопросы позволяют транспортно-логистические центры (ТЛЦ).

А пока товар месяц идет к вам, его ценность день за днем снижается, «благодаря» красивым пируэтам курсов валют. Так что строительство транспортных пропускных пунктов на границе с КНР – весьма своевременная и правильная мера, позволяющая существенно сократить время обработки грузов.

Точно подметил директор ТОО Eurotransit Ерлан Диханбаев во время торжественного открытия транспортно-логистического центра «Калжат»: «Как вы знаете, время – ключевой фактор на сегодняшний день. Деньги сегодня – это не деньги завтра и не, тем более, послезавтра. Скорость – это самое главное, что мы пытались сделать». Этот ТЛЦ – первый из четырех строящихся «автомобильных ворот» на казахстанско-китайской границе. Чуть позже, до конца 2018 года, компания введет в эксплуатацию еще три центра на переходах: «Бахты», «Майкапчагай» и «Нур жолы». Каждый из них будет отличаться, в зависимости от грузопотока; самый крупный «Нур Жолы», на строительство которого затрачено порядка 70 млрд тенге. На «Калжат» траты скромнее – порядка 10 млрд тенге. Но все инвестиции – частные. Роль государства в рамках государственно-частного партнерства – организация работы таможенной службы и предоставление услуг.

Слова инвесторов подтвердили и иностранные участники. Так, директор по развитию логистической компании «Антанта» (Москва) Виталий Киричек отметил значимость скорости для бизнеса: «Очень правильная идея. Для нас это важно, потому что от того, как идет оформление транзитных грузов между Казахстаном и Китаем, которые идут в Россию, напрямую зависит скорость доставки. В среднем из Пекина до Москвы груз мог идти от 30 до 45 дней, сейчас, за счет реализации проекта, скорость может составить 20–30 дней. Это очень важно, потому что в современных условиях самым главным является скорость, потому что технологии можно повторить, деньги стоят все дороже, и чем быстрее нужный товар попадает к покупателю, тем быстрее идет оборот. Может произойти такое, что груз, который идет 45 дней, в итоге может стать не актуальным. Такие проекты позволяют экономить деньги».

В свою очередь, директор международной торговой компании ООО «Ч.Д.В.Ф» (Пекин) Виктор Нин Вейхай отмечает, что удачное расположение центра способствует развитию транзита, торговли, предпринимательства не только для стран-соседей, но и для европейских стран.

Что же касается скорости обработки документов, то ее удалось увеличить в четыре раза. Во многом благодаря введению в эксплуатацию с первого октября 2017 года новой информационной системы «Астана-1».

Данная система вводится в рамках реализации новшеств, содержащихся в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС, в числе приоритетных задач которого является внедрение электронного декларирования, использование безбумажных технологий взаимодействия. Внедрение данных технологий будет способствовать ускоренному прохождению таможенных формальностей и снятию бюрократических барьеров.

На сегодняшний день работа осуществляется по модулю «транзит товаров». С введением данной информационной системы намного сократилось время, затрачиваемое на таможенное декларирование транзитных товаров. Система дает возможность осуществлять электронное декларирование товаров, заблаговременно анализировать предварительную информацию, поступающую от участников ВЭД на Webportal КГД МФ РК, то есть грузы находятся на стадии формирования в Китае, но таможенные органы могут предварительно провести анализ по товарным позициям и проконсультировать перевозчиков груза о разрешительных документах, необходимых для ввоза товаров на территорию таможенного союза.

«Данное новшество до фактического прибытия грузов на территорию таможенного союза позволяет таможенному органу и другим государственным органам, осуществляющих свои функции на границе, одновременно обработать данную информацию по поступающим грузам на 80%. По факту поступления грузов идет сопоставление электронных данных, то есть предварительной информации со сведениями, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах и при отсутствии расхождении предварительной информации и сведений, данная предварительная информация принимается в качестве транзитной декларации, и грузы помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита. На сегодняшний день на оформление транзитной декларации затрачивается 15–20 минут, и время декларирования сократилось в разы», – пояснил «Къ» главный специалист таможенного поста «Алтынколь» Махаш Сериков.

Кроме того он отметил, что в целях создания благоприятных условий для УВЭД, для ускорения и совершения полноценного таможенного контроля на территории ТЛЦ «Калжат» было организовано место для совершения таможенных операции (МСТО) для товаров, перемещаемых через пункт пропуска «Калжат» т/п «Алтынколь», где можно совершать все необходимые таможенные операции по другим таможенным процедурам, по таможенной очистке товаров.

«За 9 месяцев 2017 года по таможенной процедуре таможенного транзита было оформлено 9 608 транзитных деклараций, в том числе по внутреннему транзиту – 8 451 транзитная декларация, что в процентном соотношении составляет 88,0% от общего объема. Все эти товары и транспортные средства были направлены на т/п «Алмалы», находящийся в городе Алматы и проходили там таможенную очистку товаров. Остальные 1 157 транзитных деклараций были оформлены по внешнему транзиту и направлены в такие страны страны как Кыргызстан – 884 ТД (9,2%), Россию – 116 ТД (1,2%), Узбекистан – 121 ТД (1,3%), Таджикистан – 36 ТД (0,4%). За этот же период 2017 года таможенную очистку по таможенной процедуре выпуска товаров для внутреннего потребления «ИМ-40» прошли 159 транспортных средств и оформлено 159 декларации на товары. Общая сумма таможенных платежей и налогов по 159 ДТ составила 690 092 000 тенге», – подытожил специалист.

Вообще, реализация проекта началась в марте 2016 года. Сейчас запущена первая очередь – освоено 5 га земли, построено 30 тыс. кв. м бетонированных площадей, 3 тыс. кв. м крытых складов. Пропускная способность центра в режиме транзита – до 500 машин, в режиме «ИМ-40» (импорта) – до 100 машин в сутки. Весь земельный участок, выделенный под данный проект – 20 га – будет освоен к 2020 году.

Не последнее место в увеличении скорости сыграло и появление канала связи со скоростью 80 Мб/с.

По словам проектного менеджера ТОО Eurotransit Каната Иманбердиева, после запуска всех четырех пунктов ожидается увеличение поступлений в бюджет в районе 300–400 млрд тенге в год, а развитие сети транспортно-логистических центров окажет колоссальный мультипликативный и экономический эффект на всю Республику.

Фото: Офелия ЖАКАЕВА

Читайте также