Перейти к основному содержанию

9269 просмотров

Работодатели поддержали позицию НПП о переносе внедрения ОСМС до 2020 года

В НПП «Атамекен» обсудили проблемы ОСМС и пути их решения

Работодатели поддержали позицию НПП о переносе внедрения ОСМС до 2020 года

Работодатели поддержали позицию НПП о переносе внедрения ОСМС до 2020 года

В НПП «Атамекен» обсудили проблемы ОСМС и пути их решения, передает корреспондент Kursiv.kz со ссылкой на пресс-службу НПП РК «Атамекен».

На площадке Нацпалаты состоялось расширенное заседание Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг Президиума НПП РК «Атамекен». В заседании приняли участие руководство Министерства здравоохранения РК, а также работодатели из всех регионов.

«Сегодня приглашены работодатели, индивидуальные предприниматели, чтобы обсудить внедрение системы ОСМС с другой стороны - со стороны плательщиков взносов и получателей услуг», - подчеркнула заместитель председателя Правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева.

«Мы ищем возможные пути оптимизации положений Закона об ОСМС. Для нас важна совместная работа с министерством здравоохранения, так как это связано с высокой социальной значимостью вопроса внедрения ОСМС в Республике Казахстан, затрагивающим интересы всего бизнеса, предпринимательского сообщества и всех граждан», - отметил в свою очередь председатель Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг Президиума НПП Джамбулат Сарсенов.

Юлия Якупбаева подняла вопрос готовности системы здравоохранения к проведению реформы.

Так по ее словам, реформа помогла вскрыть проблемы, на которые ранее недостаточно обращали внимание.

«Допустим, вопрос вовлечения в развитие экономики страны самозанятого населения. Мы находимся в диалоге с Министерством в целях оптимизации работы, повышения качества и прозрачности системы ОСМС», - привела пример заместитель председателя Правления НПП.

Она также сообщила, что при ежегодном увеличении финансирования системы здравоохранения, качество и доступность получения медицинской помощи остаются недостаточными.

Заместитель председателя Правления НПП считает, что введение медицинского страхования для простого увеличения ресурсов здравоохранения не будет иметь желаемого эффекта.

Определение суммарного дополнительного финансирования для здравоохранения, по мнению спикера, должно базироваться на оценке реальных потребностей в таком финансировании.

«Для внедрения эффективной системы ОСМС необходимо проанализировать действующую систему финансирования здравоохранения и его затрат с целью выявления неэффективного распределения и использования средств, выделяемых на здравоохранение. Палата предлагает взять подготовительный период до 2020 года для качественного наполнения реформы», - считает Юлия Якупбаева.

Она также добавила, что улучшение качества в рамках ОСМС планируется за счёт свободного выбора врача и свободного выбора клиники.

«Но в январе человек придет в ту же больницу и окажется в той же очереди. Ничего не изменится», - пояснила Юлия Якупбаева.

Стоит отметить, позицию ассоциации и предприниматели поддержали позицию НПП.

Заместитель исполнительного директора Республиканской Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Бибигуль Малгаждарова считает, что прежде чем что-то внедрять, нужно проводить подготовительную работу.

«Мы поддерживаем позицию Нацпалаты о необходимости отложить внедрение ОСМС до 2020 года и приостановить выплату отчислений на этот период, а за это время провести подготовительную работу: внедрить информационную систему, электронный паспорт здоровья, обеспечить доступом к интернету все поликлиники», - сообщила Бибигуль Магаждарова.

Она также подчеркнула, что Минздрав не может показать, как улучшится качество медицинских услуг.

«Приходишь в поликлинику, больше времени тратится на то, чтобы записать тебя. К платному врачу на прием можно попасть через 5 минут, а к врачу в рамках ГОБМП через 15 дней», - пояснила Бибигуль Магаждарова.

Ассоциация предприятий легкой промышленности, Ассоциация охранных предприятий, «РОО Союз фермеров Казахстана», работодатели и предприниматели Атырау, Уральска, Алматы, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской области и других регионов также высказали мнение о необходимости продления срока внедрения системы ОСМС до 2020 года и временном приостановлении сбора денег на этот период.

Участники конференции отметили, что «если начали собирать деньги, то надо продолжить реформу и по ходу исправлять недостатки».

Предприниматели высказали свои замечания относительно несправедливо завышенной ставки взносов в систему обязательного социального ОСМС для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера: 5%, а также предложили для индивидуальных предпринимателей установить ставки в том же размере, как с физических лиц.

Кроме того был отмечено, что введение новой системы ОСМС, устанавливающей обязанность работодателей вносить ежемесячные обязательные отчисления, существенно затруднит закуп услуг по ДМС ввиду двойных расходов на услуги медицинского страхования.

По словам председатель Фонда социального медицинского страхования Елены Бахмутовой, закон уже действует и платежи производятся.

«До тех пор, пока закон существует, сбор продолжается. 7 млрд 670 тысяч тенге находятся на счету в Нацбанке. Они могут расходоваться только на оплату медицинских услуг», - пояснила Елена Бахмутова.

Она подчеркнула, что нужны резервы для финансовой устойчивости системы.

«Невозможно работать, не имея «подушки безопасности». Информация по перечисленным деньгам будет доступна на сайте электронного правительства по ИИН», - ответила Елена Бахмутова на опасения предпринимателей относительно сохранности денежных средств.

«Мы с 2015 года много раз собирались и обсуждали вопросы развития медицинского страхования. Каждая встреча - крайне важна. Мы сделали две вещи - снизили ставки для работодателей, предоставили возможность самозанятым гражданам заплатить минимальный взнос и получать услуги», - прокомментировал ситуацию министр здравоохранения РК Елжан Биртанов.

Глава ведомства добавил, что есть разные мнения относительно срока внедрения ОСМС.

«В соответствии с поручением президента Казахстана, высказанном 25 августа на совещании по вопросам деятельности Национальной комиссии по модернизации и 4 сентября на заседании двух палат Парламента, необходимо подумать, разобраться в основах, чтобы «не спотыкаться опять», мы проведем ряд совещаний. Мы также будем встречаться не только с бизнесом и медиками, но и с гражданским обществом. Предложение бизнес-сообщества о том, что внедрение ОСМС нужно отложить - услышано», - заявил министр.

При этом он отметил, что сбор взносов в целях создания «финансовой подушки» нужно продолжать.

Елжан Биртанов также отметил, что система нуждается в повышении эффективности и в этой связи министерство совместно с Нацпалатой много работают в плане развития ГЧП, снижения затрат на лекарства и медицинское оборудование.

По его ловам, Минздрав поддерживает предложение НПП РК по созданию рабочей группы по оптимизации затрат здравоохранения, чтобы вести мониторинг финансовых выплат.

«Вместе с тем, все мероприятия по внедрению электронного паспорта, корпоративного управления, совершенствования тарифной политики и самое главное цифровизация, они заложены Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» будут проводиться», - полагает Елжан Биртанов.

«Мы будем работать над тем, чтобы четко проработать план действий в случае переноса», - заключил Джамбулат Сарсенов.

1807 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance