Эксперты: Необходимость изменения в законопроекте по вопросам страхования назрела уже давно

НБ РК представил новый законопроект, который призван превратить страхование в эффективный механизм защиты имущественных интересов граждан и предприятий

Эксперты: Необходимость изменения в законопроекте по вопросам страхования назрела уже давно

Эксперты: Необходимость изменения в законопроекте по вопросам страхования назрела уже давно

Страховой рынок в очередной раз ждут изменения. За все предыдущие годы, как считает глава Нацбанка, данный сегмент отечественной экономики так и не превратился в эффективный механизм защиты имущественных интересов граждан и предприятий. Соответственно, законодательные новшества призваны изменить ситуацию в корне.

26 сентября глава финрегулятора презентовал в правительстве проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и страховой деятельности». По словам Данияра Акишева, новшество коснется страховых премий, размер которых, по данным регулятора, за последние 10 лет не превышает 1 и 2% к ВВП соответственно. «Мы проигрываем не только развитым странам, например в странах ОЭСР премии к ВВП – 7,5%, но и многим нашим соседям на постсоветском пространстве, – отметил г-н Акишев. – Более того, страховой сектор станет первым сегментом, на котором будут реализованы требования ВТО по доступу на рынок филиалов иностранных компаний. В этих условиях у национального страхового сектора остается не так много времени по обеспечению устойчивой модели развития, позволяющей выдерживать конкуренцию со стороны иностранных игроков».

Предполагается, что законопроект даст толчок развитию онлайн-страхования в Казахстане. До настоящего времени правовая база не позволяла внедрить такой продукт в полном объеме. В случае принятия законопроекта появится возможность заключать договоры через интернет-ресурсы страховых компаний без посещения офиса или участия агента. Соответственно, регулятор предполагает внедрить требования к автоматизации и интернет-ресурсам СК, защите персональных данных и кибербезопасности. По словам г-на Акишева, «ключевым элементом онлайн-страхования станет Единая страховая база данных (ЕСБД) по страховым договорам».

«ЕСБД будет единой учетной организацией и хранилищем по полисам обязательного страхования. Формирование эталонной базы данных, ее интеграция с другими базами обеспечат достоверность всех данных по клиентам страховых организаций, премиям и выплатам, обоснованность актуарных таблиц и страховых тарифов. Интеграция с информационными системами и базами данных госорганов и организаций позволит проводить удаленную идентификацию лиц, проверку заключения и наличия действующего электронного полиса», – пояснил глава НБ РК.

Новый законопроект призван защитить и интересы казахстанских туристов. Действующее законодательство не позволяет защитить интересы отечественных граждан за рубежом. По информации регулятора, из-за высокого уровня убыточности данного класса страхования из 17 страховых организаций, обладавших лицензией на этот вид страхования, 10 компаний ее вообще сдали. А с новым законом страхование выезжающего туриста будет осуществляться туроператором в сфере выездного туризма по одной из программ обязательного страхования, в привязке к стране и количеству дней поездки. «Программы соответствуют международным требованиям и продуктам и включают базовые социальные риски, связанные с причинением вреда жизни и здоровью туриста. За счет охвата стоимость страхования будет невысокой – около 340 тенге в день. Страховое покрытие – от 3,4 до 17 млн тенге», – пояснил глава Нацбанка.

Также финрегулятор намерен ввести и вмененное страхование, полагая, что при законодательно закрепленном требовании о наличии договора страхования и его существенных условиях детальные условия страхования определяются не специальным законом, а договором. По словам г-на Акишева, в настоящее время аналог вмененного страхования уже реализован в Кодексе РК «О таможенном деле в РК», где предусмотрено наличие договора страхования ГПО у таможенного представителя, у владельца складов временного хранения.

Между тем, по мнению участников страхового рынка, необходимость изменения в законопроекте по вопросам страхования назрела уже давно. «Мы согласны с регулятором, что в Казахстане страхование еще не стало одним из стратегических секторов экономики. Однако, надо признать, становление страхового рынка в отличие от банковского в стране происходит без поддержки государства. На протяжении ряда лет цены на страховые услуги практически не поднимались, оказывая при этом определенное стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения в стране», – отметил в комментариях «Къ» исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.

Впрочем, эксперт уверен, что благодаря энергичной позиции регулятора есть шанс, что вопросы будут решаться действительно более эффективно и системно. «Особенно приятно внимание к осуществлению продаж электронных полисов. Это чрезвычайно перспективный канал, который будет активно развиваться в Казахстане, и перевод коммуникаций со страховой компанией в онлайн только усилит интерес к страхованию. Есть, конечно, и обратная сторона проблемы – разработка необходимого программного обеспечения требует значительных финансовых затрат, но это уже другой вопрос. Что касается внедрения вмененного страхования в Казахстане – это тоже разумный шаг в построении цивилизованного рынка путем поэтапного отказа от обязательных видов страхования, так как мы согласны, что проще и лучше предлагать развивать культуру страхования. По сути, вмененный вид страхования формально относится к добровольным видам страхования, но все равно обязывает население или предприятие страховать себя от конкретного риска», – говорит г-н Иминов.

В свою очередь председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин также отмечает, что предлагаемые изменения должны внести важный вклад в развитие страхового рынка. «Цифровизация в страховании – это основные направления инноваций в будущем году. Благодаря изменениям страховой рынок станет более качественным, гибким к реалиям сегодняшнего дня и конкурентоспособным, учитывая тот фактор, что в Казахстан могут прийти работать иностранные страховщики», – считает г-н Ханин.

Заместитель председателя правления АО «СК «НОМАД Иншуранс» Ирина Роздина также прокомметировала ситуацию.

"Мы поддерживаем цели законопроекта в части развития онлайн-страхования. В настоящее время онлайн-продажи в Казахстане - это один из самых перспективных трендов страхового рынка. Потребители должны иметь возможность приобретать страховые продукты удобным им способом.

Вместе с тем, одним из факторов, препятствующих полноценному развитию онлайн-страхования сегодня является закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так как он затрудняет процесс онлайн заключения договоров.

Также в ходе разработки было озвучено предложение об одновременном обращении на страховом рынке электронных и бумажных полисов. Однако в этом случае резко возрастет количество мошенничеств с полисами, что может привести к падению емкости рынка,

Со своей стороны, АО «СК «НОМАД Иншуранс» еще два года назад предлагало использовать камеры видеонаблюдения на автодорогах для проверки наличия полисов обязательного автострахования у автовладельцев по госномерам транспортных средств. Видеокамерами сейчас оснащена большая часть дорог крупных городов Казахстана. С одной стороны, эта мера станет механизмов контроля и проверки наличия полисов в рамках развития онлайн-страхования. С другой, позволит снизить число автовладельцев", - считает г=жа Роздина.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Адамдар онлайн қызмет арқылы не нәрсеге көп тапсырыс беріп жатыр?

Онлайн жеткізу қызметі өкілдері қазіргі ахуал жайлы айтты

Фото: Офелия Жакаева

Коронавирус пандемиясы бүкіл сала атаулыға зор-зобалаңын ала келгені рас. Экономиканың ірі саласынан бастап майда-шүйде құрылымдарға дейін шаруасын шатқаяқтатып алды. Әлі еңсесін тіктей алмай жатқандары қаншама...

    Бірақ таяқтың да екі ұшы бар. Адамдардың жаппай карантинге жабылуы (стационар, үй карантині), халықтық деңгейдегі оқшаулану, азаматтардың еркін қозғалысының шектелуі жұртшылықтың қалаған дүниесіне онлайн тапсырыс беруіне мәжбүр етті. Әрине, онлайн жеткізу қызметі пандемияға дейін де белсенді жұмыс істеп тұрды. Бірақ жоғарыда айтылған ТЖ және карантин режимінің енгізілуі һәм күшеюі бұл саланың бәсін тіпті арттыра түсті деуге болатындай.  

Kursiv.kz тілшісіне сұхбат берген онлайн-дүкен иелерінің айтуынша, биыл халықтың табысы тым тұрақсызданып кетті. Оның үстіне елдің екінші мәрте локдаунға кетуі де азаматтардың төлем қабілетін әлсіретіп тастаған. Сол себепті, тапсырыс та тұрақты емес. Бірақ, бар. 

251.jpg

Ділмұрат Юлдашев

 

«ТЖ режимінен кейін тұрғындар тарапынан сұраныс 40-50 пайызға дейін азайып кетті. Наурыз – мамыр айлары кезінде халық негізінен үйде отырып, онлайн тапсырысты жиі берген болатын. Адамдар мына тауарға көп тапсырыс береді деп басып айту қиын. Біздің гипермаркеттің ассортиментінде 70 мыңнан астам тауар болғандықтан әр сатып алушының қызығатын өзіндік өнімдері бар. Күн сайын орта есеппен 20 тапсырыс қабылдаймыз. Шілде айындағы орташа чек құны 15 мың теңгеден астам. Маусымға қарағанда осы айда сатылым 10-20 пайызға артты»,- дейді «Carefood.kz» Интернет-дүкенінің жетекшісі Ділмұрат Юлдашев.

Оның айтуынша, клиенттер үйден шықпай-ақ онлайн-дүкеннің сөресімен еркін таныса алады. 

«Онлайн жеткізіп беру қызметі қарқынды дамып келе жатыр. Covid-19 пандемиясы біздің азаматтарды онлайн қызметті пайдалануға мәжбүрледі десе де болады. Кез-келген тауар түріне үйде отырып тапсырыс беру өте ыңғайлы – дүкенге барып, 3-4 пакет арқалап жүрмейді. Тек сайтқа кіріп тапсырыс беру жеткілікті, біздің қызметкерлер сізге ыңғайлы кез-келген уақытта апарып береді. Сондай-ақ біздің дүкенде тапсырысты онлайн рәсімдеуге де мүмкіндік бар. Яғни, сіз біздің дүкеннің ассортиментін көргіңіз келсе, онда қызметкерлеріміз ватсаптың бейнеқоңырауы арқылы хабарласып, сіздерге ассортиментті көрсетеді. Сіз ұнаған затыңызға тапсырыс бересіз. Алдағы уақытта онлайн қызметті тұтынушылар саны өсе түседі деп ойлаймын»,- дейді ол. 

Сонымен қатар, Ділмұрат өзі басқаратын интернет-дүкен қызметкерлерінің 42 500 теңге біржолғы әлеуметтік төлемді алмайтынын да айтты. 

«Қызметкерлерімізге жалақы төлеу тұрғысынан ешқандай қиындық жоқ. Қазіргі кезде жұмысшыларымызды ақысыз демалысқа жіберудің еш қисыны жоқ. Себебі, жұмыс қызып тұр. Ал тұрақты жұмыс тоқтамағандықтан біз олардың атынан 42 500 теңгеге өтініш бермейміз»,- деді Ділмұрат Юлдашев. 

    Ал «Домосед» интернет-дүкенінің иесі Игорь Пуликов қазір көпшіліктің қайтадан дүкендерге бара бастағанын, сол себепті онлайн-тапсырыс біршама азайғанын айтады.

Игорь 1.jpg

Игорь Пуликов

«ТЖ режимі аяқтала салысымен мамыр айының орта шенінен бастап тапсырыс көбейіп еді. Қазір қайтадан азайып кетті. Дегенмен салыстырмалы түрде белсенділік сақталып отыр. Енді қазір дүкендер ашылды. Адамдар қалаған жеріне бара алады. Бұрыннан келе жатқан клиенттеріміз және карантин кезінде тапсырыс беріп, қызметімізге көңілі толған клиенттеріміз бізбен бірге жұмыс істеуін жалғастыруда».- дейді ол. 

Игорь азаматтардың жаз мезгілінде не нәрсеге көбірек тапсырыс беретінін де айтты. 

«Орташа айлық табысты есептеу қиын. Бәрі түскен тапсырыс санына байланысты. Біз қазір күніне орта есеппен 20-30 тапсырыс аламыз. Бұл өте тамаша демесек те, тәп-тәуір көрсеткіш. Адамдар негізінен азық-түлікке жиі тапсырыс береді. Соның ішінде жеміс-жидек, азық-түлікке түсетін тапсырыс өте көп. Қазір жаз кезі ғой. Сондықтан жеміс пен көкөністің алға шығуының себебі түсінікті. Күзге таман етке деген сұраныс артады. Халықтың дәл қазіргі сәттегі төлем қабілеті төмендеп кетті. Адамдарда артық ақша жоқ екені бірден байқалады. Мұны тапсырыстың елеулі түрде азайғанынан да байқаймыз. Қазір көбі келесі айдың басында түсетін жалақыны, зейнетақыны күтіп отыр. Сондықтан ай соңында тапсырыс тіпті құлдырайды»,- дейді Игорь Пуликов. 

Интернет-дүкен иесінің айтуынша, қазір компанияда маман жетіспеушілігі проблемасы жоқ. 

«Бізде қазір курьер тапшылығы жоқ. Қала ішінде жаяу да, көлікпен де қозғалуға шектеу жоқ. Ең бастысы карантин талаптарын сақтасаң болғаны. Біздің қызметкерлер тапсырысты еркін жеткізіп беріп жатыр. Бұдан қиын кезде де, наурыз-сәуір айларында да жұмыс істегенбіз. Сондықтан қазіргі жағдайда тұтынушылардың тапсырысын орындау еш қиынға соқпайды. Тапсырыс өте көп болса 10 адамға дейін, ал әдеттегі күндері 5-7 адам жұмыс істейді. Олардың бәрі қажетті техникамен қамтылған. Жалақы төлеу тұрғысынан да қиындық туындап жатқан жоқ. Олардың бәрі ресми жұмыс істейді, тиісті зейнетақы жарналары жүріп жатыр. Сондықтан қызметкерлерім үшін 42 500 теңгеге өтінім бермеймін»,- дейді ол. 

Тек тамақ өнімдерін жеткізумен айналысатын Wolt сервисі өз тұтынушыларынан ақшаны онлайн түрде ғана алады. Онлайн-дүкен саудаласудың қолма-қол түріне шектеу қойған. 

Алибек.jpg

Әлібек Есов

 «Тапсырысты сайт арқылы немесе мобилді қосымша арқылы рәсімдеуге мүмкіндік қарастырылған. Бізде қолма-қол төлем қабылданбайды, клиенттер тек қана Apple Pay/ Google Pay немесе банк картасы арқылы ғана төлем жасайды. Коронавирустің таралуы барлық сервистің өз қызметтері мен мүмкіндіктерін қайта қарастыруына мәжбүрледі. Біз де жағдайға бейімделіп жатырмыз. Клиенттер, серіктес мейрамханалар, курьерлер және қызметкерлеріміз үшін қатер туындамас үшін барынша сақтық шараларын қолға алдық. Сәуір айында тегін жеткізіп беру қызметін іске қостық. ТЖ режимі кезінде қызметкерлеріміз үйден жұмыс істеді. Курьер жинау және жаңа мейрамханаларды серіктес ету ісі де онлайн (бейне-конференция) атқарылды»,- дейді сервис басшысы Әлібек Есов. 
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg