Перейти к основному содержанию

10866 просмотров

До конца года Минздрав РК планирует собрать в рамках ОСМС не менее 25 млрд тенге

По данным «Фонда социального медицинского страхования» ожидается, что до конца года объем поступлений в ОСМС составит порядка 25 млрд тенге

До конца года Минздрав РК планирует собрать в рамках ОСМС не менее 25 млрд тенге

До конца года Минздрав РК планирует собрать в рамках ОСМС не менее 25 млрд тенге

21 сентября в Алматы, в КазНМУ им. С. Д. Асфендиярова состоялся «круглый стол» по вопросам внедрения обязательного медицинского страхования (ОСМС), с участием министра здравоохранения РК Елжана Биртанова, директора Департамента управления проектами Министерства здравоохранения РК Тимура Султангазиева, председателя правления некоммерческого акционерного общества «Фонд социального медицинского страхования» Елены Бахмутовой и бизнес-сообщества.

В рамках данного мероприятия участники обсудили актуальные вопросы внедрения ОСМС, дерегулирования и снижения барьеров для частных организаций здравоохранения в свете поручений, данных президентом страны. По словам участников, по-прежнему ключевой проблемой внедрения системы страхования являются самозанятые.

«Глава государства четко сказал, что есть вопрос самозанятого населения, которое является экономически активным и работоспособным. Если эти люди не могут участвовать в системе медицинского страхования, мы все равно должны им оказывать минимальный пакет гарантирования бесплатной помощи, гарантированной Конституцией. Они участвуют в развитии государства, но не платят налоги. Наша задача вовлечь их в систему медицинского страхования, чтобы они были застрахованы и вносили взносы, охватить всех качественной медицинской помощью. Система медицинского страхования – это социальная сфера, направленная на оказание услуг», - сказал Елжан Биртанов.

По его словам, в сфере здравоохранения накопилось немало системных проблем, которые требуют структурных изменений, тщательной подготовки этапа адаптации к меняющимся условиям.

Куда исчезли собранные деньги?

О том, что происходит сегодня со собранными в рамках ОСМС деньгами и в достаточной ли они сохранности, рассказала Елена Бахмутова. По ее словам, объем собранных взносов составил - 8 млрд тенге. Количество потребителей медицинских услуг в Казахстане превысило 3,9 млн человек. Это те люди, за которых выплачиваются взносы и отчисления.

«В принципе, эти показатели соответствуют нашим прогнозам. Мы по-прежнему ожидаем, что до конца года объем поступлений составит порядка 25 млрд тенге. Если говорить об отраслевом разрезе, то лидерами по отчислениям являются регионы с большой бизнес-активностью – это Алматы, Астана, Карагандинская обл. и Восточно-Казахстанская обл.», - сообщила Елена Бахмутова.

Она также напомнила, что в законе об обязательном медицинском страховании есть норма, где говорится о том, что государство гарантирует сохранность активов медицинского фонда. «Это, прежде всего, означает, что все денежные поступления в рамках ОСМС сохраняются исключительно в Национальном банке РК. С НБ РК заключен договор о доверительном управлении, в соответствии с которым НБ РК управляет этими деньгами, размещает их в финансовые инструменты. Перечень финансовых инструментов строго лимитирован и утвержден постановлением правительства еще в прошлом году. Соответственно, все средства, которые будут собраны в течение этого года, будут формировать резерв, который фонд должен иметь, в размере 1,12 от суммы поступлений (не менее 50 млрд тенге) для того, чтобы обеспечить бесперебойный закуп медицинских услуг хотя бы на 1 месяц», - пояснила г-жа Бахмутова.

Ресурсы, собранные в рамках ОСМС, нужны на развитие здравоохранения

В свою очередь Тимур Султангазиев напомнил, что основным внедрением ОСМС стало увеличение затрат на здравоохранение из-за роста численности населения, роста инфекционных заболеваний и роста стоимости новых медицинских технологий.

«Учитывая данную тенденцию можно прогнозировать дальнейшее увеличение затрат на здравоохранение. Несмотря на более чем 4-кратный рост номинальных расходов на оказание бесплатной медицинской помощи, т.е. с 200 млрд тенге в 2006 году до почти 900 млрд тенге в 2016 году, уровень этих расходов по отношению к ВВП имеет негативную тенденцию снижения. Как следствие сегодня дефицит финансирования гарантирования объемов бесплатной медицинской помощи составляет порядка 540 млрд тенге. Для качественного изменения необходимо дополнительно более 300 млрд тенге на повышение социального уровня медицинской помощи», - отметил Тимур Султангазиев.

По его словам, сегодня население страны вынуждено платить за медицинские услуги. «Доля карманных платежей из числа общих затрат на здравоохранение увеличилась с 31% в 2011 году до 39% в 2015 году. По итогам 2015 года частные расходы на здравоохранение превысили сумму в 500 млрд тенге, при этом из них 25% приходятся на гарантированную бесплатную медицинскую помощь. ВОЗ рассматривает увеличение доли карманных платежей населения (если они свыше 20%) как катастрофические затраты, приводящие к бедности. Казахстан и дальше будет сталкиваться с проблемой постоянно растущих потребностей медицинской помощи, обусловленных в первую очередь ростом числа населения. В этой ситуации внедрение ОСМС может не только привлечь дополнительные ресурсы на развитие здравоохранения, но и сдерживать рост бюджетных расходов, а также снизить карманные расходы. Таким образом, внедрение медстрахования является жизненно важной, прогрессивной реформой», - резюмировал Султангазиев.

Между тем, министр Биртанов подчеркнул, что пока решения по переносу сроков внедрения ОСМС нет, поскольку все решается на законодательном уровне.

Напомним, отчисления по обязательному медицинскому страхованию в Казахстане начались с 1 июля. Застрахованные лица начнут пользоваться пакетом услуг в рамках ОСМС с января 2018 года. Также на сегодняшний день на оказание услуг в рамках ОСМС заявки подали 1 519 медицинских организаций, 45% из которых являются частными.

1807 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance