Тимур Сулейменов: Мы готовы ко всему, но не надо сгущать краски

Опубликовано
Правительство Казахстана не ждет значительного влияния на экономику страны в связи с новыми санкциями в отношении России

Правительство Казахстана не ждет значительного влияния на экономику страны в связи с новыми санкциями в отношении России. Такое мнение высказал министр национальной экономики Тимур Сулейменов в интервью журналистам.

"На мой взгляд, надо быть готовым, но сгущать краски мы не хотим. (…) Мы готовы ко всему, но тем не менее, мы не считаем это каким-то чрезвычайным событием, мы считаем, что эффект будет примерно такой же, как любое повышение или понижение цены на нефть, индекса на металлы, либо снижение экономики в любой из наших стран партнеров. То есть чего то экстраординарного, тем более быстрого, которое с немедленным эффектом не происходит", — заявил он в кулуарах правительства.

Министр отметил, что сегодня оценки экспертов по сложившейся ситуации "смешанные". "Допустим, одно из самых консервативных агентств S&P, которое обычно первым лишает инвестиционного рейтинга, на данный момент никаких решений не делало. И мнение большинства экспертов, что влияние на российскую экономику будет, но это влияние будет носить скорее всего долгосрочный характер. Потому что ограничения, которые налагаются, они налагаются в капиталоемких отраслях с долгим периодом окупаемости — это трубопроводы, доступ к новым технологиям в части добычи нефти и газа, и так далее", — сказал Сулейменов.

По его мнению, санкции, которые налагаются на финансовый рынок, "в принципе значительного влияния не будут иметь", поскольку они не касаются так называемых "длинных денег" и не являются источником финансирования дефицита бюджета. "В принципе, и на тот момент российский фондовый рынок, и российский минфин который выпускает облигации федерального займа, они научились жить в рамках этого 60-дневного окна, 90-дневного, и сейчас то что оно сокращается еще на 30 дней, в принципе это значительного влияния не будет иметь определяющего", — пояснил он.

Тем не менее, Казахстану необходимо быть готовым к тому, что "в долгосрочном периоде эти санкции будут иметь определенное влияние на экономику России, и соответственно, будучи страной-соосновательницей Евразийского экономического союза, нам также необходимо будет смотреть, какое влияние возможно на нас".

"Прямого влияния — допустим, поднимался вопрос по трубопроводам, вот трубопровод, который связывает нашу нефть с морями, в частности, с Новороссийском, он в санкциях не прописан. Сами же американские компании, такие как Шеврон, которые являются также инвесторами КТК, добились от своего парламента чтобы такие транзитные трубопроводы были исключены из под санкций. То есть в этой части у нас эффекта по доставке нашей нефти на внешние рынки не будет", — считает министр.

Что касается ухудшения возможного экономического состояния в России, и как следствие его влияния на Казахстан, глава миннацэкономики заметил, что это "всегда было". "Мы всегда живем в такой ситуации, что допустим, замедление происходит роста в другом нашем партнере — Китае. российская экономика и так была, к сожалению, не в лучшей форме, она два года подряд показывала спад. Поэтому мы к этому привыкли, те наши рынки, куда мы экспортировали, они уже функционировали в том, что в России происходил два года спад. В этом году планируется определенный рост, это уже положительно", — считает он.

Он также пояснил, что как экономист не считает критической ситуацию с изменением курса тенге к доллару как прямым результатом новых санкций.

"Просто в качестве экономиста скажу, если наблюдать реакцию российского рубля, она была достаточно спокойной. И, скорее всего, это эффект того, что как вы знаете, законодательный процесс, он такой же в Америке, как и у нас примерно — сначала принимает нижняя палата — палата представителей, затем сенат, затем подписывает глава государства. И в принципе мы отреагировали, наши рынки отреагировали на последний — на подпись президента Трампа. В то время как российский рынок уже знали о том, что приняла палата представителей, принял сенат, они понимали примерно что президент Трамп скорее всего подпишет этот закон, поэтому этот эффект был отыгран. Поэтому рубль изменился в тот день примерно на один рубль, у нас скачок был в два раза больше — примерно 10-11 тенге. На мой взгляд это просто позднее реагирование, реагирование на последнее звено в цепочке принятия решений. Как сейчас видите, ситуация стабилизировалась", — заявил он.

Что же касается дальнейшего развития, "фундаментально макроэкономически ничего не произошло". "Поэтому не надо сгущать краски, все у нас хорошо, у нас отличные показатели по полугодию, у нас хорошая нефть, хорошие металлы, это то, что на нас влияет наибольшим образом", — подчеркнул Сулейменов.

Читайте также