Правительство закладывает в базовый сценарий развития экономики цену на нефть в $45

Опубликовано
Разработано три сценария развития экономики

Кабмин добавил уверенности: до 2022 года прогнозируется среднегодовой темп роста экономики на уровне 3,7%. По словам главы министерства Национальной экономики РК, реализация таких госпрограмм развития как «Нурлы жол» и «Нурлы жер», а также внедрение проектного управления по реализации Третьей модернизации, позволяют ожидать высоких темпов в ряде секторов экономики.

Правительство сформировало новый прогноз социально-экономического развития страны на пятилетний период и проект трехлетнего республиканского бюджета. В отличие от прошлогодних, да и звучавших в начале 2017 года оценок, эти документы весьма оптимистичны. Хотя, как отметил, выступая на заседании правительства, министр национальной экономики Тимур Сулейменов, за основу, как, впрочем, и всегда, взят консервативный сценарий развития.

«Консервативный оптимизм» правительству внушают, разумеется, не собственные провидческие таланты, а прогнозы, в первую очередь, международные. Так, по прогнозам МВФ, в 2017–2018 годах ожидается поступательный мировой экономический рост на уровне 3,5–3,6% на фоне ускорения активности в странах с развитой экономикой. Относительная стабилизация наблюдается и на мировых товарных рынках, в первую очередь – подросшие цены на нефть и металлы (основные экспортные товары Казахстана). Да и ситуация внутри страны тоже пошла на поправку: если первое полугодие 2016 года экономика «отметила» ростом в 0,1%, а год завершился с показателем роста ВВП в 1,1%, то за семь месяцев 2017 года экономика показала темп роста в 4%. По итогам же года ВВП должен достичь показателя в 3,4% (ранее прогнозировался уровень в 2,5%).

«В предстоящей перспективе за счет ввода проектов ГПИИР, продолжения реализации госпрограмм развития АПК, «Нұрлы жол» и «Нұрлы жер», а также внедрения проектного управления по реализации Третьей модернизации, ожидаются более высокие темпы роста в обрабатывающей промышленности – на уровне 4,2%, сельском хозяйстве – 5,7%, строительной отрасли – 4,0%, транспорте – 5,1% и торговле – 3,5%», – сообщил глава миннацэкономики.

Объем добычи нефти, согласно прогнозу, увеличится с 86 млн тонн в 2018 году до 88,6 млн тонн в 2022 году. Экспорт составит $47,5 млрд в 2018 году с увеличением до $60,6 млрд в 2022 году, импорт вырастет с $34,0 млрд в 2018 году до $45,5 млрд в 2022 году.

Коридор годовой инфляции прогнозируется в пределах 5,0–7,0% в 2018 году, 4,0–6,0% в 2019 году, с последующим снижением до 3,0–4,0 % в 2020–2022 годах. Уровень безработицы снизится с 4,9% в 2018 году до 4,7% в 2022 году.

Традиционно правительство разрабатывает три сценария развития экономики, в зависимости от изменения внутренней и внешней ситуации. Так, согласно нынешним прогнозам, оптимистический сценарий предполагает рост цены на нефть до $55 за баррель в 2018–2022 годах.

По пессимистическому сценарию цена на нефть снизится до $35. За основу же при формировании прогноза социально-экономического развития на 2018–2022 годы и бюджетных параметров на 2018–2020 годы взят базовый сценарий при консервативной цене на нефть – $45 за баррель. Исходя из этого сценария, реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 3,1% в 2018 году с последующим ростом до 4,2% в 2022 году. А среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий пятилетний период составит 3,7%.

На основе этих макроэкономических параметров сформирован и проект трехлетнего республиканского бюджета. Принципиальный показатель – дефицит бюджета планируется снизить до 1,1% к ВВП в 2018 году, а в 2019–2020 годах определить на уровне 1,0% к ВВП. В денежном выражении в 2018 году дефицит бюджета составит 639,6 млрд тенге, в 2019 году – 608 млрд тенге, в 2020 году – 653,5 млрд тенге. При этом, напомним, в утвержденном в конце 2016 года республиканском бюджете на 2017–2019 годы дефицит бюджета на текущий год был запланирован в объеме 578,1 млрд тенге, или 1,2% ВВП. Позднее, в принятых в феврале 2017 года поправках в бюджет было предусмотрено увеличение дефицита бюджета на 969,8 млрд тенге – до 1 трлн 547,9 млрд тенге (3,1% к ВВП).

Согласно проекту трехлетнего бюджета, доходы (без учета трансфертов) прогнозируются в 2018 году в сумме 5,5 трлн тенге (с увеличением на 636,5 млрд тенге по сравнению с 2017 годом), в 2019 году – 6,4 трлн тенге, в 2020 году – 7,1 трлн тенге.

Одновременно снижается размер гарантированного трансферта из Национального фонда. Если в текущем году его размер составил 2,8 трлн тенге, то на 2018 год размер гарантированного трансферта определен в размере 2,6 трлн тенге, в 2019 году – 2,3 трлн тенге, в 2020 году – 2,0 трлн тенге. Целевой трансферт из Нацфонда на предстоящие годы не предусматривается.

Что касается расходной части проекта республиканского бюджета, то на 2018 год ее размер определен в сумме 9,2 трлн тенге, в 2019 году – 9,7 трлн тенге, в 2020 году – 10,2 трлн тенге. 44,5% от общего объема расходов занимают расходы социального сектора, которые только в 2018 году вырастут по сравнению с 2017 годом более чем на 400 млрд тенге. Основная причина роста этой части расходов – это планируемое увеличение размеров пенсий, пособий по случаю рождения детей, в том числе в результате пересмотра структуры прожиточного минимума и порядка назначения пенсий.

На продолжение реализации программы «Нұрлы Жол» предусмотрены расходы в сумме 512,6 млрд тенге, из них на 2018 год – 243,3 млрд тенге. На программу жилищного строительства «Нұрлы Жер» предлагается направить 208,8 млрд тенге, из которых 125,2 млрд тенге – на 2018 год. По программе развития агропромышленного комплекса на 2018 год предусмотрено 195 млрд тенге на мероприятия по повышению доступности финансовых услуг (субсидий), развитие водного хозяйства и ветеринарии, обеспечение фитосанитарной безопасности. А на развитие реального сектора экономики в 2018 году планируется направить 1,4 трлн тенге.

На реализацию второго этапа Государственной программы индустриально-инновационного развития предусмотрены расходы в общей сумме

232,9 млрд тенге, из них на 2018 год – 76,1 млрд тенге. На развитие транспортной инфраструктуры в 2018 году будет направлено 292,6 млрд тенге.

Еще один «триллионный» блок расходов – обороноспособность. На обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охрану правопорядка и поддержание внутренней стабильности расходы в 2018 году составят 1, 08 трлн тенге, в 2019 году – 1,1 трлн тенге, в 2020 году – 1,2 трлн тенге.

Данные параметры поддержаны правительством в целом. Теперь проект республиканского бюджета на 2018–2020 годы будет передан на рассмотрение парламента.

Читайте также