Инновации встают на рельсы: электронная биржа вагонов в Казахстане набирает ход

Электронные сервисы, по мнению создателей биржи вагонов, позволяют одним участникам рынка быстрее и проще находить других

Инновации встают на рельсы: электронная биржа вагонов в Казахстане набирает ход

Инновации встают на рельсы: электронная биржа вагонов в Казахстане набирает ход

Электронная торговая площадка «Биржа вагонов» RailCommerce работает на рынке железнодорожных грузоперевозок Казахстана с 2016 года. За время работы через площадку размещено под перевозку 23 000 вагонов крупнейших операторов и собственников Казахстана (АО «KTZ Express» - 100% акционером является АО «НК «КТЖ», ТОО «Богатырь Транс», ТОО «Исткомтранс», ТОО «Тенгизтрансгаз» и др.), за которые торговались крупнейшие грузоотправители Казахстана и России.

Электронные сервисы, по мнению создателей биржи вагонов, позволяют одним участникам рынка быстрее и проще находить других. В частности, сервис RailCommerce поддерживает и развивает эту тенденцию, являясь простым, удобным и эффективным инструментом по поиску лучших вариантов перевозки грузов. Член совета директоров компании РЭЙЛ КОММЕРС, Сергей Сергеевич Горский рассказал о пути развития площадки и подводных камнях адаптации сервиса к местным реалиям.

"Создавая электронный сервис, мы стремились решить ключевую проблему сегодняшнего рынка грузовых железнодорожных перевозок Казахстана. Ни для кого не секрет, что на постсоветском пространстве до сих пор нет единого информационного инструментария для принятия качественных управленческих решений в сфере логистики и транспорта. Этот вакуум приводит к разобщенности экономических связей, к принятию квази-оптимальных решений - к перевозке от безвыходности, а не от планирования и расчёта, к высоким издержкам на организацию и осуществление грузоперевозки по железной. Такие факторы, как вступление Казахстана в новое экономическое и транспортное пространство, нестабильность в спросе и предложении подвижного состава - лишь повысили градус разобщенности до предела - уже стало понятно, что без подобного биржевого инструмента реализация открытого и недискриминационного процесса взаимодействия оператора вагонов и грузоотправителя просто невозможна", - подчеркнул Сергей Горский.

По замыслу создателей, биржа вагонов, в первую очередь, ориентирована на основных участников процесса перевозки – грузовладельцев и операторов подвижного состава. Однако в настоящее время на площадке реализовано предоставление других услуг: организации ремонта вагонов, их размещение на отстой, оплата железнодорожного тарифа, в скором времени планируется запуск сервиса по купле-продаже вагонов. В связи с этим, пользователями сервиса являются практически все участники перевозочного процесса. Создатели также рассказали об основных выгодах, которые биржа даёт участникам (пользователям) Биржи.

"Биржа вагонов - это удобный инструмент сотрудничества, приводящий к реальной выгоде участвующих сторон. Например, по результатам работы «Биржи вагонов ©» за прошлый год был получен эффект трёхкратного сокращения стоимости предоставляемых через площадку вагонов (за счёт сокращения порожнего пробега), пятикратного сокращения времени на их подбор и обсуждение условий перевозки. Но это лишь одно из положительных последствий присутствия на бирже вагонов. Несомненным преимуществом также является открытость и недискриминационность проводимых онлайн-торгов, необходимая для принятия решения участников информация является общедоступной. У нас сейчас на Бирже присутствует около 10% компаний всего рынка грузовых железнодорожных перевозок колеи 1520, и мы продолжаем развиваться вертикально (сервисы) и горизонтально (рынки)", – рассказал Горский.

При разработке электронной системы создатели ориентировались на передовые торговые технологии, адаптируя их к реалиям перевозочного процесса. Получился симбиоз торговой системы и модулей заказов перевозки.

"Каждый участник поисковой системы получает возможность размещать свои предложения свободных вагонов (или тех, которые скоро освободятся), либо грузовой базы, которую необходимо перевезти. В рамках сервиса реализован модуль подбора подходящих друг другу предложений. Участнику нужно лишь не забывать своевременно размещать заявки и рассматривать лучшие варианты для осуществления перевозки. Для крупных заказчиков мы организуем иной формат торгов – так называемые открытые аукционные торги с приглашением всех желающих предложить свою ставку за вагоны. Бывали случаи, когда в ходе торгов победителем назначался индивидуальный предприниматель, который получал вагоны у одного из крупнейших собственников вагонов – сценарий вряд ли возможный в условиях отсутствия биржи. Если говорить более структурно, то вся работа по заключению сделки сводится к четырем основным шагам: подача заявки, выбор лучшего предложения, акцепт предложения (его принятие) и выполнение перевозки" – отметил член совета директоров компании.

Кроме того, проектируя биржу вагонов, создатели руководствовались главным принципом функциональности – все должно быть максимально просто и понятно для пользователя. И сейчас для совершения сделки нужно выполнить всего несколько простых шагов, т.е. выполнить такой сложный с технической и бюрократической точки зрения процесс, как железнодорожная грузоперевозка теперь можно буквально в несколько кликов. Создатели биржи не намерены останавливаться на достигнутом, планируют и дальше развивать свой проект.

Фото: пресс-служба RailCommerce

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg