Перейти к основному содержанию

36565 просмотров

Инновации встают на рельсы: электронная биржа вагонов в Казахстане набирает ход

Электронные сервисы, по мнению создателей биржи вагонов, позволяют одним участникам рынка быстрее и проще находить других

Инновации встают на рельсы: электронная биржа вагонов в Казахстане набирает ход

Инновации встают на рельсы: электронная биржа вагонов в Казахстане набирает ход

Электронная торговая площадка «Биржа вагонов» RailCommerce работает на рынке железнодорожных грузоперевозок Казахстана с 2016 года. За время работы через площадку размещено под перевозку 23 000 вагонов крупнейших операторов и собственников Казахстана (АО «KTZ Express» - 100% акционером является АО «НК «КТЖ», ТОО «Богатырь Транс», ТОО «Исткомтранс», ТОО «Тенгизтрансгаз» и др.), за которые торговались крупнейшие грузоотправители Казахстана и России.

Электронные сервисы, по мнению создателей биржи вагонов, позволяют одним участникам рынка быстрее и проще находить других. В частности, сервис RailCommerce поддерживает и развивает эту тенденцию, являясь простым, удобным и эффективным инструментом по поиску лучших вариантов перевозки грузов. Член совета директоров компании РЭЙЛ КОММЕРС, Сергей Сергеевич Горский рассказал о пути развития площадки и подводных камнях адаптации сервиса к местным реалиям.

"Создавая электронный сервис, мы стремились решить ключевую проблему сегодняшнего рынка грузовых железнодорожных перевозок Казахстана. Ни для кого не секрет, что на постсоветском пространстве до сих пор нет единого информационного инструментария для принятия качественных управленческих решений в сфере логистики и транспорта. Этот вакуум приводит к разобщенности экономических связей, к принятию квази-оптимальных решений - к перевозке от безвыходности, а не от планирования и расчёта, к высоким издержкам на организацию и осуществление грузоперевозки по железной. Такие факторы, как вступление Казахстана в новое экономическое и транспортное пространство, нестабильность в спросе и предложении подвижного состава - лишь повысили градус разобщенности до предела - уже стало понятно, что без подобного биржевого инструмента реализация открытого и недискриминационного процесса взаимодействия оператора вагонов и грузоотправителя просто невозможна", - подчеркнул Сергей Горский.

По замыслу создателей, биржа вагонов, в первую очередь, ориентирована на основных участников процесса перевозки – грузовладельцев и операторов подвижного состава. Однако в настоящее время на площадке реализовано предоставление других услуг: организации ремонта вагонов, их размещение на отстой, оплата железнодорожного тарифа, в скором времени планируется запуск сервиса по купле-продаже вагонов. В связи с этим, пользователями сервиса являются практически все участники перевозочного процесса. Создатели также рассказали об основных выгодах, которые биржа даёт участникам (пользователям) Биржи.

"Биржа вагонов - это удобный инструмент сотрудничества, приводящий к реальной выгоде участвующих сторон. Например, по результатам работы «Биржи вагонов ©» за прошлый год был получен эффект трёхкратного сокращения стоимости предоставляемых через площадку вагонов (за счёт сокращения порожнего пробега), пятикратного сокращения времени на их подбор и обсуждение условий перевозки. Но это лишь одно из положительных последствий присутствия на бирже вагонов. Несомненным преимуществом также является открытость и недискриминационность проводимых онлайн-торгов, необходимая для принятия решения участников информация является общедоступной. У нас сейчас на Бирже присутствует около 10% компаний всего рынка грузовых железнодорожных перевозок колеи 1520, и мы продолжаем развиваться вертикально (сервисы) и горизонтально (рынки)", – рассказал Горский.

При разработке электронной системы создатели ориентировались на передовые торговые технологии, адаптируя их к реалиям перевозочного процесса. Получился симбиоз торговой системы и модулей заказов перевозки.

"Каждый участник поисковой системы получает возможность размещать свои предложения свободных вагонов (или тех, которые скоро освободятся), либо грузовой базы, которую необходимо перевезти. В рамках сервиса реализован модуль подбора подходящих друг другу предложений. Участнику нужно лишь не забывать своевременно размещать заявки и рассматривать лучшие варианты для осуществления перевозки. Для крупных заказчиков мы организуем иной формат торгов – так называемые открытые аукционные торги с приглашением всех желающих предложить свою ставку за вагоны. Бывали случаи, когда в ходе торгов победителем назначался индивидуальный предприниматель, который получал вагоны у одного из крупнейших собственников вагонов – сценарий вряд ли возможный в условиях отсутствия биржи. Если говорить более структурно, то вся работа по заключению сделки сводится к четырем основным шагам: подача заявки, выбор лучшего предложения, акцепт предложения (его принятие) и выполнение перевозки" – отметил член совета директоров компании.

Кроме того, проектируя биржу вагонов, создатели руководствовались главным принципом функциональности – все должно быть максимально просто и понятно для пользователя. И сейчас для совершения сделки нужно выполнить всего несколько простых шагов, т.е. выполнить такой сложный с технической и бюрократической точки зрения процесс, как железнодорожная грузоперевозка теперь можно буквально в несколько кликов. Создатели биржи не намерены останавливаться на достигнутом, планируют и дальше развивать свой проект.

Фото: пресс-служба RailCommerce

276 просмотров

Казахстанские отели спасут только иностранные туристы

Рынки гостиничной недвижимости Алматы и Нур-Султана перенасыщены

Фото: Shutterstock.com

Рост экономики и развитие туризма в Казахстане неизбежно влечет расширение основной сферы индустрии гостеприимства и отдыха (H&L) страны – отельного бизнеса. Резкое изменение в структуре и количестве отельных номеров произошло в 2017 году в связи с проведением EXPO 2017 и зимней Универсиады – 2017. Тогда количество отелей в столице, по данным МНЭ РК, увеличилось почти на 30%, а объем реализации гостиничных услуг на 70% по сравнению с предыдущим годом. Что же происходит с отелями через два года после событий, обеспечивших их максимальную загрузку?

Есть ли жизнь после EXPO?

Согласно данным отчета «Гостиничная недвижимость», составленного Colliers International Kazakhstan по итогам первого полугодия 2019 года, наиболее востребованными в стране являются пятизвездочные отели. Их загрузка составляет 46,2% в Алматы и 28% – в Нур-Султане. В четырехзвездочных отелях в среднем востребовано 37% номеров в Алматы и 22,6% – в Нур-Султане. Трехзвездочные отели загружены: на 34,6% в Алматы и почти на 28% – в столице. 

0001_12.jpg

Эксперт в сфере международного гостиничного бизнеса

Татьяна Веллер говорит, что отель начинает зарабатывать деньги, когда его загрузка составляет не менее 40%. Пока средняя загрузка отелей не превышает 70%, рынок считается перенасыщенным, поскольку предложение гостиничных услуг на нем заметно выше, чем спрос.

Несмотря на показатели, которые свидетельствуют о перенасыщенности рынка, гостиничный сектор Алматы, генерирующий 49% услуг на рынке гостеприимства страны, не прекращает свой рост. Количество мест размещения в южной столице выросло в 2,7 раза за последние четыре года и на 35% – за последний год. 

Столичный рынок, генерирующий около 9% услуг страны, после роста на 28% в 2017 году (год проведения EXPO) достиг насыщения. За последние два года суммарный прирост составил лишь 1%. На рынке Нур-Султана место на сегодня есть только для концептуально сильных международных сетевых объектов – такого мнения придерживаются аналитики Colliers International Kazakhstan.

При общей недостаточной заполняемости некоторым отелям на рынке удается добиваться впечатляющих результатов. Так, The Ritz-Carlton, Almaty по итогам сентября 2019 года продемонстрировал заполняемость отеля на 81%, а периодами в отеле совсем не было свободных номеров. «Динамика очень наглядная. Мы видим стабильный прирост по количеству гостей из года в год: в сентябре 2015 года заселяемость отеля была равна 64,5%, в 2016 году уровень достиг 76,1%, в 2017 году показатели выросли до 80,3%, в 2018-м наблюдали небольшой спад до 72,5%, а в этом году наши отметки достигли рекордных 81% по итогам месяца», – поделилась специалист по маркетингу The Ritz-Carlton, Almaty Карина Тюрикова.

На вопрос, как отелю удалось добиться загрузки отеля до уровня активных туристических бизнес-дестинаций, таких как Лондон и Париж, Тюрикова ответила, что это результат симбиоза активного развития отеля и подъема экономики страны. 

«К нам прилетает множество представителей бизнеса с новыми проектами для Казахстана, видя перспективы локального рынка, презентуя решения, проводя бизнес-встречи и крупные мероприятия в Алматы», – отметила маркетолог отеля.

Но не все специалисты отрасли согласны с этим мнением. «К сожалению, статистика загрузки брендовых отелей на рынке Алматы (не более 60% ежегодно за последние несколько лет) заставляет думать, что это скорее краткосрочный пик спроса, связанный с наложением нескольких крупномасштабных событий», – отмечает Веллер, имеющая 20-летний опыт работы в международных гостиничных сетях и глобальных консалтинговых компаниях.

Сегментация туристов по целям поездки показывает, что около 60% постояльцев отелей прибыли в Алматы с деловыми целями, около 40% – для посещения туристических объектов и с личными целями. Такие данные приводит МНЭ РК. При этом бизнесмены и деловые люди в первую очередь выбирают брендовые отели с эталонным сервисом. Тот же The Ritz-Carlton, Almaty в 2019 году принял 90% гостей, прибывших с деловыми целями, и лишь 10% – c целью отдыха. «Самое большое количество гостей в 2019 году, останавливающихся в отеле, было из США, России и Великобритании, но также у нас традиционно очень много гостей из ОАЭ, Китая и Индии» – такие данные приводит Карина Тюрикова. 

Таким образом, лучше всего на рынке Алматы, являющемся драйвером общей индустрии гостеприимства, обеспечена загрузка отелей известных мировых брендов, и в первую очередь деловыми туристами. 

Мировые тренды в индустрии гостеприимства

Статистика по Казахстану сейчас соответствует скорее глобальным тенденциям прежних лет. Раньше, согласно исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC), мировой тренд развития отелей был направлен на узнаваемость брендов. 

Маркетологи трудились над созданием уникального и узнаваемого в любой точке мира имиджа бренда. Люди выбирали для отдыха отели, которые лучше всего соответствовали их личным склонностям, основываясь на информации о бренде.

Однако в последнее время ситуация на отельном рынке меняется, и руководители H&L пессимистично смотрят на будущее своего бизнеса. В 2019 году по результатам ежегодного глобального опроса руководителей, проведенного PwC, только 27% респондентов H&L заявили, что они «очень уверены» в росте доходов в ближайший год, в то время как на глобальном рынке такая уверенность есть у 35% руководителей.

Аналитики агентства PwC, входящего в «большую четверку», связывают пессимистические тенденции на рынке гостеприимства с потерей традиционными отелями прямого контакта с потребителями из-за развития платформ-агрегаторов по краткосрочной и долгосрочной аренде жилья (booking.com, hotels.com и т. п.). На этих платформах выбор отелей происходит в основном по расположению и цене. И хотя бренд по-прежнему играет свою роль, его важность затмевают отзывы и рейтинги потребителей.

Чтобы преодолеть риск потери дохода, связанный с развитием сервисов бронирования, отели должны найти способ вновь стать уникальными для клиентов. Компания PwC отмечает три приоритетных стратегических подхода в развитии мировых отелей в ближайшем будущем.

Во-первых, создание уникальных услуг, предвосхищающих и выходящих за рамки ожиданий гостей. Отелям необходимо создать такие условия, чтобы клиенты вновь и вновь возвращались к ним и делились своими позитивными отзывами с друзьями, расширяя круг потенциальных клиентов отеля. Во-вторых, наем сотрудников, успешных в налаживании личных доверительных отношений с клиентами. Каждый гость должен быть окружен персональной заботой, чувствовать к себе особое отношение, как к VIP-персоне. И наконец, в-третьих, внедрение новейших технологий для экономии на административных процессах. А сэкономленные средства необходимо инвестировать в новые цифровые системы, улучшающие качество и удобство взаимодействия между гостями и отелем.

Будущее казахстанских отелей

Учитывая избыточное гостиничное предложение в Казахстане, продолжающийся рост гостиничного сектора недвижимости Алматы и пессимизм на глобальном рынке, отельеров нашей страны могут ждать не лучшие времена. «Уверена, что низкая загрузка отелей и невысокие средние тарифы в течение нескольких лет, а также отсутствие тренда к повышению спроса на гостиничное размещение натолкнут инвесторов на мысль о том, что сейчас лучше вкладывать деньги в другие сегменты недвижимости или поискать вообще альтернативные средства сохранения и приумножения капитала. Нормальным сроком возврата капитала при строительстве гостиницы с заемными средствами на российском рынке, например, в текущий момент считается: для 3* – от 10 до 13 лет, для 4* – от 12 до 15, для 5* – от 15 и выше. Если ваши расчетные показатели значительно превышают эти цифры, то наверняка можно поискать иные инвестиционные возможности», – считает Веллер.

Ситуацию может улучшить значительный рост туристического потока. «В динамике мы видим, что туризм в Казахстане развивается, и от года к году все больше гостей приезжают с целью посетить страну для отдыха и изучения местной культуры и окрестностей. И это очень во­одушевляет, ведь в нашей стратегии развития важным пунктом является продолжение активной работы по продвижению Казахстана, и Алматы в частности, как привлекательного туристического направления», – отмечает Тюрикова. Статистика МНЭ РК также подтверждает положительную динамику: за январь – июнь 2019 года обслужено 590 тыс. человек, что на 17% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но загрузка существующих отелей свидетельствует о том, что пока этого недостаточно.

Кроме того, в свете мировых тенденций брендовым отелям придется переосмыслить понятие лояльности к бренду, которая теперь должна строиться на уникальных и неожиданных удобствах для клиента. Отелям стоит выходить за рамки проверенного и надежного, тестировать новые функции, предлагать рискованные идеи и предугадывать, что станет наиболее привлекательным для гостей в ближайшем будущем – такого мнения придерживаются специалисты PwC. 

Отелям же экономкласса 

Татьяна Веллер советует присмотреться к мировым тенденциям по развитию коливингов и B&B и выбору путешественниками бутиковых и лайфстайл-отелей.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций