Биржан Нурымбетов: «В Казахстане есть серьезный разрыв между образовательными программами и потребностями рынка»

Опубликовано
Вице-министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов рассказал в интервью «Къ» о том, что нового должна принести программа развития занятости и как будут решаться вопросы безработицы

Современный рынок труда отчасти похож на «поле боя»: работодатели жалуются на отсутствие специалистов и массу свободных вакансий, которые некем занять. Десятки тысяч выпускников вузов и колледжей ежегодно выходят «в рабочую жизнь» — и остаются не у дел. Для решения этих и других вопросов государство параллельно с реализуемой программой развития регионов Казахстана 2020 запустило специальную программу развития занятости. О том, что она должна принести и как будут решаться вопросы безработицы, рассказал в эксклюзивном интервью «Къ» вице-министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов.

Биржан Бидайбекович, Вы буквально на днях отчитывались в правительстве о ходе реализации программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. Результат программы за год — снижение безработицы на 0,2%. А можно ли вообще это назвать результатом, если у нас и без программы уровень безработицы в пределах — «около 5%»? Что должно стать итогом этой программы?

— Вообще-то, в сравнении с другими странами в Казахстане ситуация хорошая, поскольку даже в государствах с высоким уровнем производства, таких как Испания, например, уровень безработицы составляет 17%, в Турции — 10%, в Канаде — 6,3%. Конечно, нам пока далеко до показателей Японии, где уровень безработицы всего 2,8%, но и по уровню развития производства нам с ними пока не сравниться. Мы ставим для себя вполне конкретные и реализуемые цели — например, в текущем году мы нацелены удержать показатель в 4,9%. А к 2021 году — достигнуть и стабильно держать уровень в 4,8%.

В рамках программы развития регионов 2020 реализуется и ряд других отраслевых и государственных программ, в том числе и программа развития занятости. И хочу особо отметить, что если ничего не делать, то уровень безработицы, о котором говорилось чуть выше, очень резко увеличится. Поэтому удержание на отметке 5% — это тоже большая задача. Здесь надо напомнить о том, что рынок труда не статичная величина: кто-то убывает, кто-то прибывает на рынок. Но давайте взглянем, сколько людей стоят за этими долями процентов.

Только в 2017 году планируется массовое обучение для 90 тыс. человек, выдача более 10 тыс. микрокредитов для открытия или расширения собственного дела, трудоустройство 110 тыс. человек на социальные рабочие места, молодежную практику и общественные работы.

Кроме этого, планируется трудоустройство более 34 тыс. человек на проекты, реализуемые в рамках государственных и отраслевых программ. В целом ежегодно в стране формируется около 200 тыс. постоянных рабочих мест. Поэтому предлагаю рассматривать именно количественные данные. Если за год 250 тыс. человек получат стабильную зарплату, молодые ребята, не сумевшие поступить в колледжи, приобретут профессию, а значит, твердую уверенность в завтрашнем дне — я думаю, это хороший результат.

— По данным вашего министерства, 56% участников программы трудоустроены на постоянные рабочие места, остальные — на временные, социальные и на молодежную практику. То есть, когда временная работа или молодежная практика закончится, они вновь пополнят ряды безработных?

— Социальные рабочие места, молодежная практика и общественная работа используются, с одной стороны, для смягчения проблем безработицы. С другой — это хорошая возможность поддержать молодых выпускников для получения ими первоначального опыта работы по профессии. Выпускник с дипломом, но без стажа, как правило, остается невостребованным. Молодежная практика, социальные рабочие места предполагают получение этого первоначального опыта. Более того, проявив себя во время такой практики, молодые люди могут получить приглашение от этого же предприятия уже на постоянную работу. Поэтому это направление программы правильней рассматривать не как временную меру, а как стартовую площадку для выстраивания дальнейшей своей карьеры.

Должен сказать, что сегодня именно это направление программы пользуется высоким спросом у населения. Только за полгода таким образом трудоустроено 93,9 тыс. человек. По итогам прошлого года — 124,6 тыс. человек, из них 43% в результате трудоустроены на постоянные рабочие места.

Если посмотреть всю статистику по реализации программы, уже 41% из числа завершивших работу на социальных рабочих местах, а также 40% прошедших молодежную практику и 21% работавших на общественных рабочих местах, смогли потом получить постоянную работу. По «Дорожной карте занятости-2020» за пять лет 75% направленных на социальные рабочие места и 64% направленных на молодежную практику трудоустроились на постоянные рабочие места.

Тем не менее, пока у большинства людей складывается впечатление, что в разработке программ у нас всегда ориентируются на текущую ситуацию, по состоянию «на сейчас». И рынок труда здесь не исключение. Программа рассчитана на недолгий период, а что дальше?

— Я бы хотел Вам сказать, что после 2021 года Казахстан станет страной, свободной от безработицы. Однако это пока не так для всех государств мира, а не только для нас. Рынок труда — это огромный живой организм, меняющийся постоянно. Меняется экономика, создаются новые и закрываются действующие предприятия, где-то работодатели вынуждены идти на сокращения.

В Казахстане есть серьезный разрыв между образовательными программами и потребностями рынка. Внедрение инноваций требует рационального подхода к системе обучения. Мы стараемся решить данный вопрос внедрением дуального обучения со стажировкой непосредственно на предприятиях, при этом пересматриваются образовательные программы — с участием самих предприятий. Только в 2017 году именно с этой целью обновятся более 300 образовательных программ в колледжах и вузах.

Поэтому наша реальная задача — сделать так, чтобы казахстанцы были конкурентоспособными на рынке труда, причем не только в пределах нашей страны. Чтобы любой инвестор, приходящий на наш рынок со своими идеями, открывая предприятия и ввозя современные технологии, мог свободно принимать на работу казахстанцев, зная, что их квалификация соответствует всем современным требованиям.

— Зачем вообще нужно стимулировать трудовую мобильность? Не проще ли оставить все на усмотрение самих жителей? Ведь, судя по результатам, направление мобильности трудовых ресурсов не самое популярное.

— Если посмотреть на прогнозы, то, учитывая существующие демографические и миграционные тенденции, к 2050 году население южных регионов может вырасти на 5,2 млн человек. Плотность расселения людей в южных регионах будет практически в четыре раза превышать этот показатель в северных областях, что приведет к усугублению регионального дисбаланса трудовых ресурсов.

Именно поэтому и появилось отдельное направление программы занятости — стимулирование добровольного переселения граждан. А главным стимулом повышения трудовой мобильности, конечно же, является наличие работы и решение земельных и жилищных вопросов. Эти вопросы программа решает — желающим переехать предоставляется жилье, компенсируются затраты на переезд, на протяжении года выплачивается финансовая помощь.

Правительством определены четыре региона приема внутренних переселенцев — Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Костанайская области, и пять регионов выбытия — Южно-Казахстанская, Жамбылская, Алматинская, Кызылординская и Мангыстауская области. С апреля проводятся межрегиональные ярмарки вакансий. По их итогам 2 388 семей изъявили желание на добровольное переселение в северные регионы. На сегодня переселилось 172 семьи. Готовы переселится еще 1 279 семьи.

В наших планах — в ближайшие пять лет организовать добровольное переселение свыше 59 тыс. семей (236 тыс. человек). Для этого будут внедрены новые инструменты государственной поддержки по стимулированию переселения. Поэтому не могу сказать, что это направление не пользуется спросом у граждан. Просто в любом случае достаточно сложно решиться на переезд с «насиженного места» в новый регион. В этом плане более мобильна молодежь — когда у тебя нет детей, ты молод, готов ко всему новому, гораздо проще взять и переехать. Что сегодня молодые ребята и делают. Снимают комнаты, ищут работу. Но когда у тебя семья, ты уже думаешь о детях, например, в какую школу они пойдут. Уже просто так взять и уехать не получится. Поэтому государство и оказывает помощь, чтобы у человека, как говорится, «не болела голова» о завтрашнем дне.

— Вы сейчас активно работаете над созданием электронной биржи труда. На каком этапе эта работа, когда ждать ее завершения? Как будет работать эта биржа в условиях сельской местности, где доступ к интернету лишь эпизодический?

— Да, по поручению президента страны нами ведется работа по созданию электронной «Биржи труда», и уже осенью мы планируем ввести ее в опытную эксплуатацию.

В сельской местности она станет доступна при помощи информационной системы «Рынок труда», которая будет установлена у сельских акимов. Эта система станет частью Электронной биржи труда и даст возможность решать задачи по определению мер поддержки содействия занятости целевой группе населения. База данных вакансий и резюме будет единой независимо от обращения соискателя с целью трудоустройства либо к сельскому акиму, либо на портал «Работа».

В настоящее время совместно с местными исполнительными органами прорабатывается и решается вопрос по приобретению каналов связи.

— А насколько правильно, что единая, по сути страновая, база вакансий будет собрана в государственной структуре? Сегодня от бизнеса уже звучат предложения отдать ее на аутсорсинг.

— База вакансий находится в открытом доступе абсолютно для всех граждан. При этом частные кадровые агентства продолжают работать, и весьма успешно. Что же касается системы «Рынок труда» — это общая база данных по всей стране. Через эту систему мы будем видеть в режиме онлайн, кто именно и в каком городе или селе у нас направлен на молодежную практику, кто трудоустроен на временное рабочее место; где много безработных и местными исполнительными органами не принимаются меры по решению этой проблемы.

Что касается аутсорсинга, такие предложения есть. Сначала мы общими усилиями создадим Электронную биржу труда, затем начнем обсуждать ее передачу на аутсорсинг.

Читайте также