6727 просмотров
6727 просмотров

Эксперты: Минздрав не учел риски, которые могут ударить по отечественным производителям фармпродукции

Эксперты опасаются, что внедрение механизма ценообразования на лекарства может ударить по отечественным производителям фармпродукции.

Эксперты: Минздрав не учел риски, которые могут ударить по отечественным производителям фармпродукции

Эксперты: Минздрав не учел риски, которые могут ударить по отечественным производителям фармпродукции

В Казахстане до конца текущего года будут установлены предельные цены на все лекарственные средства. Таким образом минздрав планирует снизить стоимость лекарств в стране и сделать их доступными для населения. Однако эксперты опасаются, что внедрение такого механизма ценообразования может ударить по отечественным производителям фармпродукции.

В настоящее время, как отметил министр здравоохранения Елжан Биртанов в ходе заседания правительства, бесконтрольная система ценообразования, в первую очередь, начинается с того, что производители имеют право устанавливать любую цену продажи своих лекарств в Казахстане. В свою очередь, аптеки имеют право устанавливать любую наценку на лекарства. В результате чего разброс цен между аптеками в одном городе может достигать 20%, а в некоторых случаях, например, при дефиците препарата на рынке, наценка может вырастать и до 200%.

«Для регулирования цен на все лекарственные средства в настоящее время министерством разработан проект нормативно-правового акта. В соответствии с этим документом каждый производитель будет регистрировать стоимость производимых лекарств на условиях «франко-завод». Оно включает в себя базисное условие поставки, то есть стоимость лекарства на территории завода. Цены предоставляются каждым производителем. За достоверность предоставленной информации он несет ответственность», – пояснил Биртанов.

На следующем этапе, по его словам, будет утверждаться зарегистрированная цена, в которую входят – помимо цены «франко-завода» – затраты на доставку товара, таможенное оформление, оценку безопасности и качества, а также маркетинговые расходы в случае, если производитель имеет в Казахстане отдельное юридическое лицо.

После определения зарегистрированной цены министерство, в соответствии с утвержденной регрессивной шкалой, утвердит предельную оптовую цену и максимальную цену на лекарство (в рознице).

«Таким образом, в целях сохранения духа конкуренции на рынке, государством будут установлены предельные цены на лекарства, от которых каждый дистрибьютор или аптека сможет предлагать свои цены уже со скидкой. Однако данная система не позволит производителям и дистрибьюторам в случае дефицита того или иного наименования лекарства безосновательно завышать цену и получать сверхдоход», – заверил глава минздрава.

При этом он отметил, что проект закона планируется внести на рассмотрение мажилиса в сентябре этого года.

Идеи минздрава поддерживает и НПП «Атамекен». Однако, по словам заместителя председателя правления НПП «Атамекен» Нуржана Альтаева, в концепции имеются риски, которые могут ударить по отечественным производителям фармпродукции.

«Мы понимаем, что ранее тот механизм ценообразования в рамках Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи был не совсем прозрачным, содержал очень много субъективных факторов. То, что сейчас министерство здравоохранения предлагает, это серьезно совершенствует механизм ценообразования. Но в этой концепции есть некоторые нормы, на наш взгляд, которые несут определенные риски. Мы бы хотели обратить внимание на эти риски, возможно, когда концепция зайдет во все государственные органы, будет на всех общественных площадках обсуждаться, постараться решить и исключить эти риски», – сказал он.

Речь идет о том, что предложенная минздравом схема предполагает унифицированный подход формирования цен на все лекарственные средства через установление предельной розничной цены на 8 тысяч лекарственных препаратов на основе зарегистрированного референтного ценообразования с учетом оптовых и розничных наценок. Однако сложившаяся структура рынка показывает, что лишь 11% объема фармпродукции приходится на отечественные препараты, произведенные в Казахстане. Остальное – импорт. Нацпалата опасается, что может произойти крен, когда этому регулированию подвергнутся отечественные производители, а производителей импортной фармацевтической продукции министерство здравоохранения не сможет регулировать предлагаемым механизмом ценообразования.

Опасения тем более реальны, если учесть, что цены в стране растут именно на импортные лекарства, стоимость же на казахстанские лекарства уже сейчас ниже многих импортных аналогов.

«Мы опасаемся, что крен в сторону дополнительного регулирования отечественных производителей может вытеснить именно продукцию отечественных производителей из наших аптек. Это показывает и международный опыт, когда прямое регулирование цен формирует некий черный рынок и контрафакт», – сказал зампред правления нацпалаты «Атамекен».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер