В Казахстане планируют в 17 раз повысить величину акциза на дизельное топливо

Опубликовано
Корреспондент отдела General News
Изменение ставки акциза направлено на снижение разницы между ценами на дизельное топливо в РК и соседними странами

В Казахстане планируют в 17 раз повысить величину акциза на дизельное топливо. Изменение ставки акциза направлено на снижение разницы между ценами на дизельное топливо в Казахстане и соседними странами. Данная мера неизбежно скажется на росте цен и инфляции в стране, считают экономисты.

Перенос сроков повышения акциза на реализацию дизельного топлива на начало июня текущего года позволил избежать резкого скачка цен на дизельное топливо в апреле и мае, передает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері».

Снижая разницу в цене

Данное решение было принято для обеспечения бесперебойного снабжения льготным топливом сельхозтоваропроизводителей на период посевной кампании. В настоящее время посевная стартовала во всех регионах Казахстана. Цена дизельного топлива в крупных сетях АЗС в настоящее время составляет 135–136 тенге за литр. При этом стоимость топлива для аграриев была зафиксирована на уровне 122–128 тенге за литр.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства РК от 31 марта 2017 года № 144 «О внесении изменения в постановление Правительства РК от 13 марта 2015 года №133 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо», с 1 июня 2017 года акцизная ставка на реализацию дизельного топлива составит 9 300 тенге за тонну. Увеличение оптовой цены только за счет увеличения акциза составит около 7,3 тенге за литр, что повлияет на стоимость топлива в сетях АЗС.

«Изменение ставки акциза направлено на снижение разницы между ценами на дизельное топливо в РК и соседними странами, из-за чего происходят перетоки топлива. Акцизная ставка также влияет на повышение привлекательности импорта для поставок на рынок РК в летний период, характеризующийся высоким уровнем потребления. Играя регулирующую роль, сезонное изменение ставки акциза позволяет увеличить поступления от отрасли в бюджет», – говорится в сообщении.

Постепенное выравнивание стоимости дизельного топлива и бензина является одной из рыночных тенденций. Во многих странах стоимость дизельного топлива и бензина равны. Так, в соседней России цены на эти нефтепродукты составляют в пересчете 208–209 тенге за литр.

Вместе с тем изменение объемов производства и потребления, динамики запасов, оптовых цен на рынке РК и импорта из РФ могут повлиять на дальнейшие изменения розничных цен, в том числе и в сторону повышения, на отдельные виды нефтепродуктов.

Однобокий подход

Управляющий директор Банка ЦентрКредит Галим Хусаинов на своей странице в Facebook отметил, что сезонное повышение акциза было введено еще в прошлом году, но так как его ввели аккурат к зимнему сезону, когда акциз как раз, согласно Постановлению того времени, снижался, то такого увеличения никто практически не заметил. Когда пришла пора повышать акциз, согласно того Постановлению, то сроки повышения отодвинули на лето.

Основным лейтмотивом повышения величины акциза, согласно СМИ, является необходимость выравнивания цен между Россией и Казахстаном в приграничных территориях.

«Однако в таком вопросе подошли как всегда достаточно однобоко, так как система налогообложения в России и Казахстане существенно отличается, и по сути такое повышение больших дивидендов не принесет. Во-первых, в России в величину акциза включен транспортный налог. Во-вторых, величина НДС в России выше в 1,5 раза. В-третьих, качество топлива в России существенно выше, – отмечает экономист. – При этом дизельное топливо является достаточно социально значимым продуктом, так как в основном используется для сельскохозяйственной и горнорудной отрасли в качестве топлива для транспортных средств и дизельных установок для выработки света и тепла», – пишет экономист.

По мнению Галима Хусаинова, подорожание дизельного топлива естественно скажется на стоимости выпускаемой продукции, и далее по цепочке будет ретранслировано в основные производимые в Казахстане товары, работы и услуги, что приведет к увеличению инфляции в стране.

«Другим достаточно спорным фактором является сезонность установления акцизов. Установка сезонности всегда будет приводить к волатильности потребления дизельного топлива и к созданию неравномерного спроса в периоды, когда планируется изменение акциза. Это приведет к увеличению цен в преддверии повышения акцизов и к отвлечению большого количества оборотных средств. Так как спрос будет превышать предложение, посредники будут поднимать цены на дизельное топливо до начала действия нового акциза на ожиданиях», – считает он.

Как поясняет экономист, учитывая технологические особенности производства дизельного топлива, волатильный спрос может приводить к сезонным дефицитам топлива и сокращению потребления Казахстанского дизельного топлива, так как в периоды высокого потребления дефицит будет компенсироваться ввозом Российского топлива и в целом по году будет тогда сокращение потребления Казахстанского топлива.

«Более разумным вариантом в текущей ситуации было бы применение полноценно Российского опыта и перенос в величину акциза транспортного налога и разделение акциза по классам экологичности. Чем экологичнее топливо, тем меньше акциз», – предлагает Хусаинов.

В свою очередь экономист Тимур Абилкасымов пояснил в комментарии к посту Галима Хусаинова, что Казмунайгаз Онимдери предлагает сегодня методики форвардных цен.

«Чтобы не зависеть от волатильности цен вы можете купить форвард на определенный период. Цена зависит от периода и оплаты», – отмечает он.

Также он отметил, что «если появляется арбитраж между двух стран, то скорее всего вы получите дефицит. Я думаю, необходимо принимать меры, чтобы избежать дефицита.

В свою очередь Галим Хусаинов отметил, что население не будет заниматься покупкой таких инструментов, как форварды. «Арбитраж фактически не может возникнуть, так как у нас по закону вывоз ГСМ запрещён. Это контрабанда. Думаю, там больше вопрос к пограничникам», – пояснил Хусаинов.

В итоге Тимур Абилкасымов пояснил, что поддерживает подъем акцизов и является сторонником рынка без регулирования ГСМ. «Рыночная среда должна сама диктовать условия. Надеюсь, ваши читатели узнают про форвардные цены и будут минимизировать риск волатильности цен. Пора людям рассчитывать свои риски!», – заключил он.

Сельхозработ не коснется?

Что же касается сельхозпроизводителей, о бизнесе которых заговорили, как только зашла речь о повышении акцизов на дизтопливо, то еще в конце марта на заседании правительства РК первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов доложил о ходе подготовки к проведению весенне-полевых работ 2017 года, сообщает официальный сайт Министерства сельского хозяйства РК. Как выясняется, проблем в данной сфере быть не должно. Правительство позаботилось.

«Необходимый объем дизтоплива на весну – 375 тыс. тонн, из них на март – 148 тыс. тонн. На март утверждена цена на уровне 105 тенге за литр. С учетом расходов операторов средняя цена дизтоплива для СХТП составляет порядка 120 тенге за литр при рыночной цене 130 тенге, – пояснил тогда Айтуганов. – Данное решение было принято из-за того, что в Казахстане дизтопливо стало на 45% дешевле, чем в России. И это привело к большому оттоку казахстанского топлива на российский рынок и, как следствие, к его дефициту у нас в стране».

Поэтому постановлением Правительства РК от 13 марта 2015 года «Об утверждении ставок акцизов на бензин и дизельное топливо» было принято решение повысить ставки акцизов на ГСМ в период с апреля по октябрь с 540 до 9 300 тенге за тонну.

«Но это повышение могло лишить сельхозпроизводителей получать удешевленное дизтопливо на сезон сельхозработ и привести к дополнительным затратам аграриев на сумму порядка 10 млрд тенге. В свою очередь это могло привести к увеличению стоимости продукции и продуктов питания, – отмечает первый вице-министр. – Поэтому правительством по предложению Министерства сельского хозяйства принято решение к началу сезона весенне-полевых работ снизить ставки акцизов на дизельное топливо в период с апреля по май текущего года с 9 300 тенге за тонну до 540 тенге за тонну. В конечном счете это позволит нашим сельчанам сэкономить около 2 млрд тенге».

Поясняется, что подобное снижение будет произведено и осенью текущего года.

Читайте также