В госучреждениях начнут следить за соблюдением этики

Опубликовано
Корреспондент отдела General News
Эксперты и политологи Казахстана крайне скептически отнеслись к должости «уполномоченного по этике»

Модернизация госслужбы в Казахстане продолжается. Нурсултан Назарбаев утвердил изменения в Положение об уполномоченном по этике. Однако что в итоге изменится в госструктурах после данного нововведения, пока большой вопрос.

Напомним, Указом Нурсултана Назарбаева внесены изменения и дополнения в некоторые указы Президента Республики Казахстан. Об этом сообщила пресс-служба Акорды. Согласно опубликованной информации, они внесены в Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №150 «Об утверждении Реестра должностей политических и административных государственных служащих» (САПП Республики Казахстан, 2015 года, №70-71, ст. 520), а также в Реестр должностей политических и административных государственных служащих, утвержденный вышеназванным Указом в главе «2. Административные государственные должности», в разделе «Корпус Б» в категориях В-4 группы категорий В, С-3 группы категорий С, D-3 группы категорий D. Согласно Указу Президента, в этих категориях вводится дополнительная строка «Уполномоченный по этике».

Сообщается, что уполномоченный по этике вводится в центральных государственных органах, имеющих территориальные подразделения либо территориальные подразделения ведомств, загранучреждениях, а также в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы.

«В Указе Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 2015 года, № 75-76, ст. 552) в Положении об уполномоченном по этике, утвержденном вышеназванным Указом пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции: «2. Уполномоченный по этике руководствуется в своей деятельности законами Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан», от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», Этическим кодексом, настоящим Положением, а также иными актами законодательства Республики Казахстан», – говорится в Указе.

Кроме того, внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 151 «О некоторых вопросах поступления граждан на административную государственную службу корпуса "А" (САПП Республики Казахстан, 2015 года, № 70-71, ст. 521) в частности в Правила отбора в кадровый резерв административной государственной службы корпуса "А"», утвержденные вышеназванным Указом.

«Самостоятельная должность уполномоченного по этике вводится в центральных государственных органах (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, а также Министерства обороны Республики Казахстан), имеющих территориальные подразделения либо территориальные подразделения ведомств, загранучреждения, а также в аппаратах акимов областей, городов республиканского значения, столицы.

В государственных органах, не имеющих территориальных подразделений либо территориальных подразделений ведомств (за исключением правоохранительных и специальных государственных органов, а также Министерства обороны Республики Казахстан), ведомствах и территориальных подразделениях центральных государственных органов, территориальных подразделениях ведомств центральных государственных органов, загранучреждениях, ревизионных комиссиях, аппаратах акимов городов областного значения, районов, районов в городах функции уполномоченного по этике возлагаются на служащих этих государственных органов. Функции уполномоченного по этике возлагаются на государственного служащего, занимающего руководящую должность, а также снискавшего признание и уважение в коллективе.

Лица, занимающие самостоятельную должность уполномоченного по этике, координируют и осуществляют методологическое руководство уполномоченных по этике ведомств и территориальных подразделений, загранучреждений, местных исполнительных органов районных уровней, входящих в структуру данных государственных органов, и подчиняются ответственному секретарю центрального исполнительного органа, а в случаях отсутствия ответственных секретарей или указанных должностных лиц – руководителю аппарата государственного органа либо лицу, имеющему право назначать и освобождать от должности», – говорится в тексте Указа Президента.

А совесть не заест?

Политолог Андрей Чеботарёв на свой странице в Facebook написал, что Кодекс чести госслужащих впервые был принят в Казахстане в мае 2005 года. Затем в 2015 году его сменил Этический кодекс. Однако ни чести, ни этики у многих чиновников за время действия этих документов явно не прибавилось.

«Логично в таком случае в 2025 году принять новый документ – Кодекс совести. Хотя вряд ли кто-то сможет гарантировать, что к зову совести отечественные госслужащие уже точно прислушаются, – считает Чеботарев. – В этих условиях введение в центральных и региональных госорганах должности Уполномоченного по этике оправдано только тем, что кто-то будет так или иначе обеспечивать соблюдение Этического кодекса госслужащих. Но в целом в нашей системе государственной власти и управления это как было, так и еще долго будет неблагодарным и малорезультативным делом.

Во-первых, по мнению политолога, далеко не все способны стать «совестью министерства» или «совестью акимата». Ведь чтобы требовать соблюдения этических норм от своих коллег, надо самому быть образцом в этом, не допуская никаких отклонений.

«Но тогда следует попрощаться с различными "внеэтическими" возможностями удовлетворения своих личных интересов и, что называется, жить на одну зарплату + премиальные, – пишет политолог. – Во-вторых, трудно себе представить, как именно данное должностное лицо будет контролировать своих сослуживцев, чтобы они были "честными, справедливыми, скромными", обеспечивали "законность и справедливость принимаемых ими решений" и т. д. За всеми явно не уследишь.

В-третьих, самый вежливый с посетителями и прилежный по работе чиновник вполне может допускать коррупционные и иные правонарушения в интересах личного блага. Поэтому еще следует четко продумать границы служебной этики. Пока же ясно лишь то, что модернизация государственной службы продолжается. Остается пожелать, чтобы этот процесс становился все более качественным, чем раньше».

Ни плюсов, ни минусов?

Политолог Султанбек Султангалиев отметил, что крайне критически относится к инициативе введения должности «уполномоченного по этике».

«Что на практике означает сам, так называемый, этический Кодекс поведения госслужащего? Всего лишь декларация благих пожеланий, которая напрочь опровергается целым сонмом уголовных дел против чиновников с коррупционной составляющей, – отмечает политолог. – Если сама этика госслужащего является всего лишь благожелательным мифом, то и должность надзирающего за этой легендой становится априори мифической. Безусловно, это всего лишь еще один вариант устроить на госслужбу никчемных родственников, пострадавших при сокращении бюрократического аппарата».

По мнению Султангалиева, если серьезно подходить к данной проблеме, то отдел по надзору за соблюдением этики госслужащего следует открывать при КНБ, с расширением функций данного ведомства. «Это реальная гарантия того, что хоть что-то будет эффективно работать в государственной бюрократической машине», – поясняет свое мнение политолог.

В свою очередь политолог Казбек Бейсебаев поясняет, что, судя по сообщениям СМИ, в последнее время участились случаи, когда поведение государственных служащих на работе и вне ее, не очень соответствовали этике.

«Вероятно, по этой причине принято решение ответственного за поведение чиновников. Вводимая в государственных органах должность «уполномоченного по этике» будет возложена на одного из сотрудников, то есть это не ведет к увеличению штата, – отмечает Бейсебаев. – По всей видимости, в его обязанности будет входить контроль за коллегами, чтобы те соблюдали этические нормы поведения. Такое было когда-то в советском прошлом, когда кто-то на небольших по количеству работающих предприятиях, школах, больницах и других предприятиях по совместительству исполнял обязанности парторга или комсорга и следил за поведением своих коллег».

Однако, по мнению Казбека Бейсебаева, в этом нововведении нет как особых плюсов, так и минусов. Потому, что дальше Указа дело не пойдет. Благие намерения, так и останутся лишь на бумаге.

Читайте также