Перейти к основному содержанию

10930 просмотров

Почему гособоронзаказ из года в год попадает в одни и те же руки?

Промышленники высказали свое недовольство прозрачностью процедур закупок и пожаловались на "странные" действия АО «НК «Казахстан инжиниринг»

Почему гособоронзаказ из года в год попадает в одни и те же руки?

Почему гособоронзаказ из года в год попадает в одни и те же руки?

В Алматы прошла пресс-конференция Ассоциации предприятий легкой промышленности РК, посвященная проблеме распределения Государственного Оборонного заказа. Промышленники высказали свое недовольство прозрачностью процедур закупок и пожаловались на "странные" действия АО «НК «Казахстан инжиниринг».

В пресс-конференции по данному поводу приняли участие: президент ассоциации предприятий легкой промышленности РК - Худова Любовь Николаевна, директор ТОО «Швейная фирма Семирамида» - Ахшабаева Наталья Тохтаровна, директор ТОО «Гаухар» - Халбаева Анипа Лесбековна, директор ТОО «АХБК-Каргалы» - Садыков Фуркат Хусаинович, директор ТОО «Алатекс» - Алимбеков Даурен Асылбекович, юрист - Мекебеков Аскар.

Деятельность предприятий отрасли легкой промышленности в сфере текстильного, швейного и обувного производств, производства фурнитуры и иных прикладных материалов в значительной степени зависит от загрузки предприятий государственными заказами и заказами квазигосударственного сектора. В связи с чем, обеспечение равного доступа к названным заказам для всех квалифицированных производителей наряду с прозрачностью процедур закупок являются основным залогом их производственной деятельности.

"Однако с 2016 года крупнейший государственный заказ по вещевому имуществу для нужд Министерства обороны Республики Казахстан распределяется АО «НК «Казахстан инжиниринг» по своим внутренним правилам без привлечения широкого круга производителей закупаемой продукции, заключив долгосрочный контракт с Консорциумом «Жасампаз» на поставку вещевого имущества.

Таким образом, бюджетные средства на общую сумму 45 млрд тенге на последующие 5 лет были фактически переданы через двух посредников в частный консорциум, состоящий из пяти компаний и не имеющий достаточных производственных мощностей для его выполнения и который на свое собственное усмотрение и по своим собственным правилам перераспределяет данный заказ между реальными исполнителями – предприятиями легкой промышленности", - пожаловались промышленники.

При этом, по мнению спикеров, львиная доля прибыли оседает в руках данного консорциума.

АПЛП и компании неоднократно обращали внимание государственных органов, НПП, АО «НК «Казахстан инжиниринг», что данная схема противоречит принципам рационального расходования бюджетных средств, непрозрачна, и вместо пропагандируемого развития, наоборот, ухудшает ситуацию в легкой промышленности, обогащая незначительную группу компаний и ставя на грань банкротства остальные предприятия.

В противовес консорциуму «Жасампаз» в декабре 2016 года был создан другой консорциум «Легпром», в который вошли 13 крупных предприятий производителей швейной продукции, обуви, ткани и фурнитуры. Консорциум «Легпром» предоставил дополнительную скидку на исполнение государственного оборонного заказа, а также предложил за счет собственных средств открыть в Алматы новую ткацкую фабрику. Однако оба предложения консорциума «Легпром» были проигнорированы.

Таким образом, бюджет лишился возможности сэкономить около 800 млн тенге, а промышленность республики – еще одно импортозамещающее производство с общим объемом инвестиций около 2,5 млрд тенге.

Также предприятия недовольны тем, что в течение 4 месяцев государственные органы и АО «НК «КИ» вводили АПЛП и другие предприятия в заблуждение, обещая провести закрытый конкурс между всеми предприятиями, а по факту на днях перезаключили договор с уже переименованным консорциумом на 2017 год.

Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость остановки производств и сокращения расходов, в том числе путем увольнения работников. При этом, учитывая долгосрочный характер заключенного АО «НК «Казахстан инжиниринг» договора, улучшение ситуации до 2020 года не прогнозируется.

1715 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance