Краудфандинг позволяет собирать средства для социальных проектов

Опубликовано
Краудфандинг представляет собой своеобразную лакмусовую бумажку, показывающую уровень зрелости гражданского общества

В последние годы ориентир на реализацию социальных проектов стал одним из заметных трендов. Стремление авторов таких проектов помочь тем, кто в силу разных жизненных обстоятельств оказался в трудном положении, не может оставить равнодушным, и казахстанцы постепенно осваивают прежде новые для нашей страны инструменты поддержки инициатив «с человеческим лицом».

Старость — в радость

Идеи большинства пока еще необычных в масштабах не только Казахстана, но и СНГ проектов «подсмотрены» в Европе. Но это тот самый случай, когда взять на вооружение чужой опыт не зазорно. Европейскую практику заложила в основу своего проекта жительница Алматы, основатель стартап-проекта «Центр дневного пребывания ASAR» Сая Асанова. В этот своеобразный «деДский сад» принимают пожилых людей, страдающих болезнью Альцгеймера или другими формами деменции.

«В наш центр приводят особенных бабушек и дедушек, не тех, которые могут ходить друг к другу в гости и нянчиться с внуками. Пожилые люди, страдающие болезнью Альцгеймера или другими расстройствами, могут уйти из дома и потеряться, могут поставить на плиту чайник и забыть о нем, а в результате, сами того не сознавая, наносят ущерб себе и окружающим. Пожалуй, тяжелее, чем самим больным, приходится их родственникам, которые день за днем наблюдают, как человек теряет самостоятельность, перестает быть собой. Близким приходится радикально менять привычный уклад жизни, а это очень тяжело», — говорит основатель проекта.

По словам Саи Асановой, в центре дневного пребывания работают специалисты, которые помогают пациентам проходить реабилитацию. Кроме того, приходя в ASAR, пожилые люди, по причине своего диагноза выключенные из привычной жизни, получают возможность общаться со сверстниками. «Таких больных нельзя изолировать от общества, в этом случае болезнь протекает еще тяжелее. А старость должна быть в радость и самим пожилым людям, и их близким. Конечно, бывает, что бабушки, приходящие в наш центр, каждый день заново знакомятся с сотрудниками. Но здесь они общаются, пьют чай, ходят на занятия по реабилитации», — рассказывает Сая Асанова.

В помощь мамам

До недавнего времени один на один со своими проблемами оставались представительницы другой многочисленной категории — молодые мамы. Многие из них после рождения ребенка оказываются перед выбором между карьерой и семьей, материнством и профессиональной самореализацией, и каким бы ни был выбор, чаще всего он оказывается заведомо проигрышным. Авторы стартап-проектов «МамаДОМ» и «Нетолькомама» считают, что для того чтобы удовлетворить профессиональные амбиции и реализоваться в профессиональном плане, современным женщинам совсем не обязательно приносить в жертву материнские чувства.

«Мы создавали наш коворкинг-центр для мам как пространство, где мамы могут развиваться вместе со своими детьми. Основная идея заключалась в том, чтобы дать женщинам возможность самореализоваться и почувствовать атмосферу поддержки. Здесь никто не посмотрит косо, если маме необходимо покормить ребенка грудью, никто не возмутится, если ребенок кричит, всегда поддержат женщин, которые находятся в тяжелом психологическом состоянии после родов», — рассказывает основатель проекта Тамиля Анчуткина. По ее словам, организаторы «МамаДОМ» проводят курсы по обучению молодых мам основам бизнеса. С просьбой о франшизе обращались желающие перенять опыт из России, Кыргызстана, Украины, некоторых городов Казахстана, но авторы проекта считают, что прежде чем делиться опытом, необходимо наработать бизнес-модель.

Суть еще одного социального проекта «Нетолькомама» заключается в создании первого в Казахстане сервиса по бебиситтингу. Как отмечает инициатор проекта Светлана Друзь, проблема эмоционального выгорания знакома почти всем женщинам, сидящим в декрете: каждый день похож на предыдущий, уход за ребенком требует много сил, а близкие зачастую не стремятся помочь, полагая, что молодая мама должна взять все хлопоты на себя.

«Собираясь выходить из декретного отпуска на работу, женщина, как правило, рассматривает две возможности пристроить малыша: садик либо няня. Получить место в садике удается не всем, а няни заинтересованы в том, чтобы работать полный день, а не выходить на несколько часов. За границей в этом случае часто прибегают к услугам бебиситтеров, но у нас нет такой культуры. Мы хотим изменить ситуацию, решив таким образом проблему социальной изоляции матерей», — рассказывает основатель стартапа. По словам Светланы Друзь, в качестве бебиситтеров планируется привлекать молодых людей — студентов, фрилансеров, возможно, молодых мам, недавно вышедших из декретного отпуска.

Авторы идеи осознают, что одним из самых сложных моментов в реализации проекта станет обеспечение безопасности. Гарантией того, что ребенок попадет в надежные руки, традиционно являются отзывы тех, кто уже приглашал помощников, и в планах авторов проекта значится создание сайта, на котором будет размещаться база данных бебиситтеров, а также разработка документов, которые закрепят взаимные гарантии сторон. Продвижение в интернете осваивают не только молодые мамы. В прошлом году в Казнете появился интернет-магазин по продаже изделий, изготовленных людьми с ограниченными возможностями. Сегодня на сайте представлены работы мастеров из Алматы, Астаны и Тараза. Авторы проекта планируют привлечь к сотрудничеству ремесленников из других регионов, а также выставить свою продукцию в офлайн-магазинах.

Если идей и сил для воплощения задуманного в реальность авторам социальных проектов не занимать, то ситуация с финансированием зачастую обстоит не столь благополучно. В Европе и Америке в таких случаях прибегают к сбору средств через краудфандинг, или народное финансирование. «В принципе, идея краудфандинга для нас не нова. Всем известные асар, складчина — это тоже примеры того, как люди собираются всем миром, чтобы помочь реализовать ту или иную инициативу. Основное отличие краудфандинга заключается в том, что люди делают взносы в обмен на вознаграждение — персональный экземпляр книги, диск, билет на концерт», — отмечает основатель краудфандинговой платформы Baribirge.kz Анна Таджимуратова.

По ее словам, краудфандинг представляет собой своеобразную лакмусовую бумажку, показывающую уровень зрелости гражданского общества. Многие казахстанцы, впервые услышав о краудфандинге, задавались вопросами, почему они должны верить, что собранные деньги пойдут на благое дело, и почему здоровые молодые люди просят деньги вместо того, чтобы заработать самостоятельно. «Столкнувшись с таким отношением, мы поняли, что неправильно расставили акценты, что деньги нужны не людям — они необходимы на реализацию идеи. В результате одни талантливые люди получают возможность осуществить свои проекты, а другие — продемонстрировать активную социальную позицию», — считает Анна Таджимуратова.

За 10 месяцев с момента запуска краудфандинговой площадки Baribirge.kz в пользу социально значимых и творческих проектов и стартапов собрано более 4 млн тенге. В числе успешно завершенных проектов, получивших воплощение в жизнь, выпуск первого музыкального альбома алматинской группы «Лампы Оркестра» (собрано более 1,2 млн тенге); оснащение первого казахстанского центра дневного пребывания для пожилых людей ASAR (собрано 657 тыс. тенге); выпуск книги Юрия Серебрянского «Казахстанские сказки» (собрано более 559 тыс. тенге); организация конференции TEDx в Семее (собрано более 535 тыс. тенге); разработка сайта желаний для детей из социально уязвимых слоев населения INSPIRE KIDS (собрано 133 тыс. тенге).

Читайте также