Перейти к основному содержанию

bavaria_seasonX_1200x120.gif


9830 просмотров

Большинство интернет-порталов госорганов не размещают информацию о бюджетах

Лишь на трех сайтах министерств из 17 есть данные о бюджетах ведомства

Согласно исследованию ОО «Центр поддержки правовых и экономических реформ», лишь на трех сайтах министерств из 17 есть данные о бюджетах ведомства. Эксперты «Къ» считают, что интернет-порталы государственных органов достаточно сложны в использовании, а открытость бюджетной информации вызывает немало вопросов.

«Центром поддержки правовых и экономических реформ» было проведено исследование сайтов государственных органов. Согласно результатам, открытость бюджетной информации на данных интернет-порталах находится на минимальном уровне. Лишь 3 сайта министерств из 17 выложили данные о своих денежных расходах.

«Исследование официальных сайтов местных исполнительных органов 16 регионов показывают, что открытость и доступность бюджетных документов находится на минимальном уровне. Как исполнительные органы, не все акиматы размещают годовые отчеты об исполнении бюджета региона. До 20 апреля акиматы должны были предоставить свои годовые отчеты за 2016 год в ревизионную комиссию и до 1 мая в маслихат на обсуждение и утверждение, но в настоящее время проект годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год размещен только на сайте акимата Восточно-Казахстанской области. Также 11 из 16 акиматов не опубликовали даже отчеты за 2015 год. Утвержденные бюджеты на 2017–2019 годы размещены только на сайтах акиматов Атырауской и Карагандинской областей. То есть на 2 из 16 регионов, что составляет 12,5%. Сайты акиматов Алматы и Астаны содержат очень низкий объем бюджетной информации, отсутствуют актуальные утвержденные бюджеты и отчеты об исполнении бюджета», – заявляет директор «Центра Поддержки Правовых и Экономических Реформ» Асель Крыкбаева.

Директор ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития» Светлана Ушакова добавила, что результаты мониторинга сайтов центральных государственных органов показывают, что на 3 сайтах министерств из 17 отсутствует бюджетная информация, то есть 18% сайтов не содержит никакой бюджетной информации. «Остальные сайты министерств, несмотря на наличие некоторой бюджетной информации, размещают информацию в неполном объеме, только 47% министерств опубликовали бюджет своего ведомства на 2017–2019 гг. и 76% сайтов – годовой отчет об исполнении бюджета за 2016 год. Проведенный мониторинг показал, что большинство сайтов государственных органов содержит ту или иную бюджетную информацию (82% сайтов), однако информация неполная, отсутствует системность публикаций, а также понимание государственными органами целей публикаций подобной информации. Затрудняет поиск и восприятие информации и то, что каждый госорган публикует бюджетную информацию в разных видах, формах и содержании, отсутствует единый стандарт предоставления подобной информации, либо госорганы его не используют».

Директор ОФ Zertteu Research Institute Шолпан Айтенова считает, что нужно законодательно закрепить в Бюджетном кодексе определение «гражданский бюджет» и критерии его составления. «Публикация гражданского бюджета – нетехнической доступной для понимания граждан версии государственного бюджета, является не только рекомендацией МВФ, но и подтверждением неподдельного намерения госорганов обеспечивать гражданам действительный доступ к бюджетной информации. К сожалению, в вопросе публикации гражданского бюджета произошел существенный откат назад. В Казахстане государственные органы публикуют гражданский бюджет с 2011 года. На 2017 год по результатам мониторинга сайтов центральных государственных органов только 52% министерств публикует информацию в разделе «Гражданский бюджет», при этом 94% опубликованных гражданских бюджетов не соответствует требованиям. Это связано с отсутствием определения «Гражданский бюджет» в национальном законодательстве и четких критериев по его составлению. Министерство финансов – единственный государственный орган, публикующий гражданский бюджет согласно всем требованиям и критериям».

Инициаторы данного исследования заявляют, что для вхождения Казахстана в 30 наиболее развитых стран необходимо подходить к размещению бюджетной информации на сайтах государственных органов более ответственно. «Правительство Казахстана заявляет о своей заинтересованности по вступлению в ОЭСР, стандарты которой признаются целевыми индикаторами для вхождения Казахстана в число 30 самых развитых государств. Согласно рекомендациям ОЭСР в сфере бюджетного управления, одним из принципов указано, что «бюджетные документы и показатели должны быть открытыми, прозрачными и доступными». Все бюджетные отчеты должны публиковаться полностью, своевременно и регулярно, а также таким образом, чтобы они были доступны гражданам».

Политик Амиржан Косанов считает, что абсолютно на всех уровнях – от аула до Астаны – есть вопросы к расходованию бюджетных средств. «Открытость это то, чего боится наша привыкшая жить в своем закрытом футляре власть. В том числе и в сфере расходования госбюджета. Тем временем социальное напряжение в обществе растет, люди хотят видеть, что бюджет расходуется согласно потребностям экономики и социальной политики. А ведь всего этого нет: насущные нужды – одни, а приоритеты расходования бюджета – другие».

«Конечно, не только сайты должны писать о бюджетах, – продолжает собеседник «Къ». – Обсуждение параметров формирования и расходования бюджета должно идти, в первую очередь, на живых, не заформализованных встречах чиновников с населением. Нужны разные информационные формы, например, «прямые эфиры» с участием акимов и министров с возможностью гражданам задавать вопросы и получать на них ответы. И, наконец, самый настоящий экзамен для любого бюджета – это трибуна соответствующего маслихата и парламента. Но для этого и сами эти органы должны отражать палитру общества, быть многопартийными. Но этого у нас, как известно, нет. И потому обсуждение бюджетов разных уровней у нас зачастую превращается в спектакль».

«Периодически посещаю сайты госорганов. Не в восторге от них. Все там застывшее и неживое. Такое ощущение, что они не знают, чего от них, от этих сайтов хотят сограждане. Нет оперативной и необходимой в жизни для каждого человека полезной информации. Но зато везде сплошной и выпячиваемый на каждом углу пиар акима или министра. Что касается их участия в теме бюджета, то там не только мало информации, а есть сайты, где вообще нет никакой бюджетной информации, но, главное, нет живой обратной связи с обществом», – добавил Амиржан Косанов.

Политолог Ислам Кураев считает, что государственный бюджет не может быть открытым, если он проходит десятки проверок. «Нам показывают то, что мы должны видеть и не более. Конечно, осведомленность расходов государственного бюджета поможет сделать определенные сравнительные анализы, а уже после опираться на статистику и выявлять менее эффективные проекты или разработки».

По мнению собеседника «Къ», на сегодняшний день в общем доступе имеется небольшая информация, но чаще всего общественность получает ее от СМИ, которые в свою очередь дают ссылки на выступления определенных государственных служащих. «Кто внимательно следит за подобными информационными выбросами, зачастую сталкивается с тем, что цифры значительно меняются, все зависит от места и дня, когда данная статистика была озвучена. Соответственно следует вывод, что фактически государственные служащие сами не понимают, какие все же цифры фигурируют на самом деле, чаще всего бюджетные данные приводят в порядок после нескольких лет, когда их отправляют на проверку вышестоящие органы или же готовят на заслуженный покой в архив. А при таком хаосе в бюджетной сфере будут постоянные коррупционные скандалы, а так называемая «открытость» останется как формальное явление».

«В комплексной программе 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ, 96 шагом было именно «Обеспечение онлайн-доступности статистических баз данных центральных государственных органов». Значит процессы модернизации запущены, то есть сегодня актуальней посмотреть ту или иную информацию в онлайн-режиме, нежели слушать отчет акима, который все равно не запомнится. Тут скорее всего стоит смотреть на ситуацию под другим углом, а главное – насколько будет данная информация достоверна. А где она будет опубликована или озвучена, уже вопрос второстепенный, можно даже сказать, что неуместный в данном случае», – добавил политолог.

Собеседник «Къ» добавил, что сайты государственных органов достаточно сложны в использовании и без определенных знаний очень сложно найти нужную информацию. «Стоит обратить внимание, что отсутствуют такие разделы, как «карта сайта», «помощь», «обратная связь», «онлайн-служба». Возможно, на подобные вопросы должны отвечать программисты, но со стороны видны небольшие недочеты, если спросить еще людей, то они предпочтут пойти в тот же ЦОН, нежели копаться на сайте. Мышлением до онлайн-режима мы не доросли, также, как и службы, отвечающие за электронную версию информирования населения, не разработали более удобный интерфейс. Можно также отметить проблемы, связанные с загруженностью сайта, при плохом интернете или более устаревшей операционной системе довольно-таки сложно проводить какие-то операции. Но нельзя не отметить один факт: то, что мы имеем сегодня – для нас большой успех и говорить о неспособности к усвоению новых технологий значит обмануть себя. Больше чем уверен, в ближайшее время системы будут налажены, так как уже есть специалисты в этой отрасли, а значит мы увидим прогресс».


1153 просмотра

На какую социальную поддержку от государства можно рассчитывать казахстанцам

365 млрд тенге предусмотрено в Казахстане для поддержки семей с детьми в 2019 году

Фото:Shutterstock

Численность населения Казахстана с начала 2000-х годов заметно увеличилась. Причиной тому послужил рост рождаемости в стране. Социальная поддержка граждан со стороны государства стала своего рода стимулом улучшения демографических показателей. Так, в 2003 году было введено единовременное пособие при рождении ребенка, которое составляло 33 136 тенге, а уже на 1 января 2019 года оно стало выше почти в 3 раза – 95 950 тенге.

В Казахстане существует множество различных государственных социальных пособий и выплат для различных категорий граждан на всех этапах жизни, учитывающих разные жизненные ситуации. Порой в них очень сложно разобраться.

Кто может получить социальную поддержку государства

Социальная поддержка в стране оказывается пяти категориям семей. Первая категория – это матери и семьи, имеющие детей до одного года, вторая категория – многодетные семьи, далее идут семьи, имеющие детей-инвалидов, четвертая – малообеспеченные семьи и пятая категория – семьи, потерявшие кормильца или взявшие детей под опеку и попечительство.

На что можно рассчитывать

Одной из мер, которая способствовала увеличению рождаемости в стране, стал рост пособий при рождении ребенка и по уходу за ним до одного года.

Срочно_Монтажная область 1 копия 2 (3).jpg

Так, если люди планируют завести ребенка в первый раз либо становятся родителями во второй и третий раз, то они при рождении малыша получают единовременное пособие, установленное на соответствующий год, в 2019 году эта сумма составляет 95 950 тенге. При рождении же четвертого и более детей выплата увеличивается до 159 075 тенге.

За последние три года размер этого пособия вырос на 38%. В 2018 году были выделены пособия на сумму 40,7 млрд тенге на 395 тыс. человек.

В случае, если мама малыша еще и работала последние 12 месяцев до выхода в декрет, то она дополнительно получает выплаты по беременности и родам из Государственного фонда социального страхования согласно ее отчислениям. По итогам прошлого года средний размер таких выплат составил 391 170 тенге.

После рождения малыша его родители могут рассчитывать на получение от государства пособия по уходу за ребенком до одного года. Если мама малыша была нетрудоустроена, то в 2019 году она будет получать пособие от 14 544 тенге до 22 473 тенге. Заметим, что в прошлом году в Казахстане подобную помощь получили более 125 тыс. человек на сумму 30 млрд тенге.

Если же мама имела возможность работать, то она может рассчитывать на ежемесячное пособие до года в размере 40% от среднемесячного дохода за последние 24 месяца. Плюсом для женщин работающих перед декретом является и то, что государство в течение одного года еще и субсидирует обязательные пенсионные взносы в размере 10% от среднемесячного дохода, учтенного при исчислении социальной выплаты.

Еще одной мерой по социальной защите работающих мам является то, что работодатель не имеет права уволить такую женщину с работы в связи с сокращением штата в период беременности, либо когда ребенку нет трех лет или сотрудница является одинокой матерью, воспитывающей ребенка до 14 лет.

Активным мамам либо мамам, желающим заняться бизнесом, дается возможность получить микрокредиты на развитие женского предпринимательства. За 2018 год около 3 тыс. женщин получили микрокредиты и 1 243 – гранты на развитие бизнес-идей.

С 2010 года в Казахстане многодетные матери, которые родили семь и более детей, награждаются подвеской «Алтын алқа» (ранее – от десяти детей) шесть детей – «Күміс алқа». Подвески дают их обладателям возможность получать пожизненную дополнительную помощь от государства, а это порядка 16 160 тенге и освобождение от некоторых налогов, таких как налог на транспортные средства и земельный налог, и от госпошлин. Каждый год государство тратит на такие выплаты около 45 млрд тенге.

Перед страной остро стоит вопрос обеспечения жильем многодетных семей. Так, данная категория граждан может встать в очередь на жилье из государственного жилищного фонда. Для тех, у кого есть жилье, устанавливается предельно допустимый уровень расходов семьи на оплату коммунальных услуг – 8% от месячного совокупного дохода семьи.

В Астане дополнительно ко всем имеющимся общегосударственным пособиям и выплатам из средств местного бюджета предоставляются следующие виды помощи, в том числе для многодетных матерей: бесплатный проезд на внутригородском пассажирском транспорте, кроме такси, единовременная денежная выплата на 8 Марта в размере 2,5 МРП,  бесплатное питание детям 1–4-х классов, бесплатное обучение детей в колледже, в вузах при наличии среднедушевого дохода, не превышающего показателя в 3 прожиточных минимума (в 2019 году – 92 991 тенге).

Помимо категории тех, у кого есть дети до года и многодетных матерей, государство большое внимание уделяет семьям с низкими доходами. Так, в 2018 году средний размер адресной социальной помощи был увеличен в 2 раза и составил уже 15 498 тенге на одного человека. Помимо выплат государство помогает такой категории людей в трудоустройстве, предоставляет микрокредиты и прочее. В Астане в 2018 году адресная социальная помощь оказана 924 семьям.

Казахстанцам, у которых есть дети-инвалиды или тем, кто воспитывает их, государство выплачивает ежемесячные пособия, в том числе пособие ребенку до 16 лет составляет 41 578 тенге, лицам, воспитывающим ребенка-инвалида до достижения им совершеннолетия – 31 183 тенге и другие. В 2018 году 80,6 тыс. человек получили такие пособия. Помимо этого можно получить от государства специальные средства передвижения, санаторно-курортное лечение и другое.

Особые виды пособий предусмотрены и для тех, кто по тем или иным причинам потерял кормильца. Пособие по потере кормильца в 2019 году составляет от 25 541 тенге до 62 663 тенге в зависимости от количества иждивенцев.

Казахстанцы, которые относятся к одной из указанных выше пяти категорий, могут рассчитывать на помощь по жилищным вопросам. Так, в стране эта помощь реализуется из государственного жилищного фонда, в порядке очередности и в рамках государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер». Существуют также программы арендного жилья с выкупом АО «ИК «КИК» и  АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына».

Также напомним, что  на днях аким города Алматы поручил рассмотреть вопрос субсидирования оплаты первоначального взноса на жильё для нуждающихся многодетных семей.

Для обеспечения занятости населения в стране существует программа «Молодежная практика», которая длится не более полугода. Участники этой программы имеют возможность получать в текущем году заработную плату в размере 88 375 тенге.

Наряду с этим в стране очень большое внимание уделяется техническим специальностям, благодаря чему можно бесплатно пройти краткосрочное профессиональное обучение по востребованным профессиям. Во время обучения человек имеет возможность получать стипендию в размере 16 759 тенге. Сейчас, к примеру, желающие могут пойти учиться на разработчика мобильных приложений, специалиста в сфере кибербезопасности, администратора, водителя категории Д, менеджера по торговле и т. д.

Далее, после завершения обучения, можно трудоустроиться на социальные рабочие места. Они создаются работодателем на договорной основе для трудоустройства безработных с субсидированием заработной платы (35% от установленного размера заработной платы, но не более 1 МЗП). Этой мерой можно пользоваться в течение 12 месяцев.

Также для социально незащищенных слоев населения предусмотрены общественные работы, которые дают возможность заработать 85 000 тенге в месяц.

Для тех, кто хочет заняться бизнесом, существуют гранты по программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Еңбек». Размер гранта – до 100 МРП, что составляет 252 500 тенге (1 МРП равен 2 525 тенге).

В стране также улучшается качество и растет количество предоставляемых онлайн-сервисов. К примеру, по регистрации рождения ребенка, постановке в очередь в детский сад, получению адресной справки и другие.

Срочно_Монтажная область 1 копия (12).jpg

 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Многие люди уезжают из Казахстана по тем или иным причинам. Почему Вы остаетесь здесь жить?

Варианты

maqanKursiv14fev.jpg

Цифра дня

$22,012
трлн
составил госдолг США, впервые в истории превысив отметку в $22 трлн

Цитата дня

«Достигнутый без труда успех – это несчастье. Можно по наследству богатых родителей получить, но не будет впрок. Я вам заявляю, как поживший человек, опытный: я не видел ни одного счастливого человека-миллиардера, у которого 10-20 миллиардов денег (долларов). Я могу вам привести список миллиардеров, которые покончили жизнь самоубийством и в тюрьмах закончили, потому что просто так данные средства, кажется, не сделают тебя счастливым, а счастливым тебя делает то, что ты горбом заработал и получил это. Сделал, создал свое счастье, свой успех».

Нурсултан Назарбаев
Президент Казахстана

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank