Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


9845 просмотров

Большинство интернет-порталов госорганов не размещают информацию о бюджетах

Лишь на трех сайтах министерств из 17 есть данные о бюджетах ведомства

Согласно исследованию ОО «Центр поддержки правовых и экономических реформ», лишь на трех сайтах министерств из 17 есть данные о бюджетах ведомства. Эксперты «Къ» считают, что интернет-порталы государственных органов достаточно сложны в использовании, а открытость бюджетной информации вызывает немало вопросов.

«Центром поддержки правовых и экономических реформ» было проведено исследование сайтов государственных органов. Согласно результатам, открытость бюджетной информации на данных интернет-порталах находится на минимальном уровне. Лишь 3 сайта министерств из 17 выложили данные о своих денежных расходах.

«Исследование официальных сайтов местных исполнительных органов 16 регионов показывают, что открытость и доступность бюджетных документов находится на минимальном уровне. Как исполнительные органы, не все акиматы размещают годовые отчеты об исполнении бюджета региона. До 20 апреля акиматы должны были предоставить свои годовые отчеты за 2016 год в ревизионную комиссию и до 1 мая в маслихат на обсуждение и утверждение, но в настоящее время проект годового отчета об исполнении бюджета за 2016 год размещен только на сайте акимата Восточно-Казахстанской области. Также 11 из 16 акиматов не опубликовали даже отчеты за 2015 год. Утвержденные бюджеты на 2017–2019 годы размещены только на сайтах акиматов Атырауской и Карагандинской областей. То есть на 2 из 16 регионов, что составляет 12,5%. Сайты акиматов Алматы и Астаны содержат очень низкий объем бюджетной информации, отсутствуют актуальные утвержденные бюджеты и отчеты об исполнении бюджета», – заявляет директор «Центра Поддержки Правовых и Экономических Реформ» Асель Крыкбаева.

Директор ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития» Светлана Ушакова добавила, что результаты мониторинга сайтов центральных государственных органов показывают, что на 3 сайтах министерств из 17 отсутствует бюджетная информация, то есть 18% сайтов не содержит никакой бюджетной информации. «Остальные сайты министерств, несмотря на наличие некоторой бюджетной информации, размещают информацию в неполном объеме, только 47% министерств опубликовали бюджет своего ведомства на 2017–2019 гг. и 76% сайтов – годовой отчет об исполнении бюджета за 2016 год. Проведенный мониторинг показал, что большинство сайтов государственных органов содержит ту или иную бюджетную информацию (82% сайтов), однако информация неполная, отсутствует системность публикаций, а также понимание государственными органами целей публикаций подобной информации. Затрудняет поиск и восприятие информации и то, что каждый госорган публикует бюджетную информацию в разных видах, формах и содержании, отсутствует единый стандарт предоставления подобной информации, либо госорганы его не используют».

Директор ОФ Zertteu Research Institute Шолпан Айтенова считает, что нужно законодательно закрепить в Бюджетном кодексе определение «гражданский бюджет» и критерии его составления. «Публикация гражданского бюджета – нетехнической доступной для понимания граждан версии государственного бюджета, является не только рекомендацией МВФ, но и подтверждением неподдельного намерения госорганов обеспечивать гражданам действительный доступ к бюджетной информации. К сожалению, в вопросе публикации гражданского бюджета произошел существенный откат назад. В Казахстане государственные органы публикуют гражданский бюджет с 2011 года. На 2017 год по результатам мониторинга сайтов центральных государственных органов только 52% министерств публикует информацию в разделе «Гражданский бюджет», при этом 94% опубликованных гражданских бюджетов не соответствует требованиям. Это связано с отсутствием определения «Гражданский бюджет» в национальном законодательстве и четких критериев по его составлению. Министерство финансов – единственный государственный орган, публикующий гражданский бюджет согласно всем требованиям и критериям».

Инициаторы данного исследования заявляют, что для вхождения Казахстана в 30 наиболее развитых стран необходимо подходить к размещению бюджетной информации на сайтах государственных органов более ответственно. «Правительство Казахстана заявляет о своей заинтересованности по вступлению в ОЭСР, стандарты которой признаются целевыми индикаторами для вхождения Казахстана в число 30 самых развитых государств. Согласно рекомендациям ОЭСР в сфере бюджетного управления, одним из принципов указано, что «бюджетные документы и показатели должны быть открытыми, прозрачными и доступными». Все бюджетные отчеты должны публиковаться полностью, своевременно и регулярно, а также таким образом, чтобы они были доступны гражданам».

Политик Амиржан Косанов считает, что абсолютно на всех уровнях – от аула до Астаны – есть вопросы к расходованию бюджетных средств. «Открытость это то, чего боится наша привыкшая жить в своем закрытом футляре власть. В том числе и в сфере расходования госбюджета. Тем временем социальное напряжение в обществе растет, люди хотят видеть, что бюджет расходуется согласно потребностям экономики и социальной политики. А ведь всего этого нет: насущные нужды – одни, а приоритеты расходования бюджета – другие».

«Конечно, не только сайты должны писать о бюджетах, – продолжает собеседник «Къ». – Обсуждение параметров формирования и расходования бюджета должно идти, в первую очередь, на живых, не заформализованных встречах чиновников с населением. Нужны разные информационные формы, например, «прямые эфиры» с участием акимов и министров с возможностью гражданам задавать вопросы и получать на них ответы. И, наконец, самый настоящий экзамен для любого бюджета – это трибуна соответствующего маслихата и парламента. Но для этого и сами эти органы должны отражать палитру общества, быть многопартийными. Но этого у нас, как известно, нет. И потому обсуждение бюджетов разных уровней у нас зачастую превращается в спектакль».

«Периодически посещаю сайты госорганов. Не в восторге от них. Все там застывшее и неживое. Такое ощущение, что они не знают, чего от них, от этих сайтов хотят сограждане. Нет оперативной и необходимой в жизни для каждого человека полезной информации. Но зато везде сплошной и выпячиваемый на каждом углу пиар акима или министра. Что касается их участия в теме бюджета, то там не только мало информации, а есть сайты, где вообще нет никакой бюджетной информации, но, главное, нет живой обратной связи с обществом», – добавил Амиржан Косанов.

Политолог Ислам Кураев считает, что государственный бюджет не может быть открытым, если он проходит десятки проверок. «Нам показывают то, что мы должны видеть и не более. Конечно, осведомленность расходов государственного бюджета поможет сделать определенные сравнительные анализы, а уже после опираться на статистику и выявлять менее эффективные проекты или разработки».

По мнению собеседника «Къ», на сегодняшний день в общем доступе имеется небольшая информация, но чаще всего общественность получает ее от СМИ, которые в свою очередь дают ссылки на выступления определенных государственных служащих. «Кто внимательно следит за подобными информационными выбросами, зачастую сталкивается с тем, что цифры значительно меняются, все зависит от места и дня, когда данная статистика была озвучена. Соответственно следует вывод, что фактически государственные служащие сами не понимают, какие все же цифры фигурируют на самом деле, чаще всего бюджетные данные приводят в порядок после нескольких лет, когда их отправляют на проверку вышестоящие органы или же готовят на заслуженный покой в архив. А при таком хаосе в бюджетной сфере будут постоянные коррупционные скандалы, а так называемая «открытость» останется как формальное явление».

«В комплексной программе 100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ, 96 шагом было именно «Обеспечение онлайн-доступности статистических баз данных центральных государственных органов». Значит процессы модернизации запущены, то есть сегодня актуальней посмотреть ту или иную информацию в онлайн-режиме, нежели слушать отчет акима, который все равно не запомнится. Тут скорее всего стоит смотреть на ситуацию под другим углом, а главное – насколько будет данная информация достоверна. А где она будет опубликована или озвучена, уже вопрос второстепенный, можно даже сказать, что неуместный в данном случае», – добавил политолог.

Собеседник «Къ» добавил, что сайты государственных органов достаточно сложны в использовании и без определенных знаний очень сложно найти нужную информацию. «Стоит обратить внимание, что отсутствуют такие разделы, как «карта сайта», «помощь», «обратная связь», «онлайн-служба». Возможно, на подобные вопросы должны отвечать программисты, но со стороны видны небольшие недочеты, если спросить еще людей, то они предпочтут пойти в тот же ЦОН, нежели копаться на сайте. Мышлением до онлайн-режима мы не доросли, также, как и службы, отвечающие за электронную версию информирования населения, не разработали более удобный интерфейс. Можно также отметить проблемы, связанные с загруженностью сайта, при плохом интернете или более устаревшей операционной системе довольно-таки сложно проводить какие-то операции. Но нельзя не отметить один факт: то, что мы имеем сегодня – для нас большой успех и говорить о неспособности к усвоению новых технологий значит обмануть себя. Больше чем уверен, в ближайшее время системы будут налажены, так как уже есть специалисты в этой отрасли, а значит мы увидим прогресс».


207 просмотров

Как начать бизнес на изделиях из кожи

Кейс от петропавловского предпринимателя

Фото: Shutterstock

Спрос на изделия из кожи ручной работы во всем мире остается значительным. Тогда как мастеров, чья продукция востребована, не так много. Например, по всему Казахстану насчитывается лишь около 30 кожевенников, чьи имена в профессиональной среде и среди клиентов известны. Одной из главных проблем казахстанских ремесленников является недостаток сырья. Подходящую под ручную обработку кожу приходится покупать в России и европейских странах.

Приоритет винтажу

Несмотря на то что сфера животноводства в Казахстане достаточно развита, подходящую кожу для изготовления кошельков, ремней и сумок, которые могли бы быть конкурентоспособны на рынке, кожевенники часто закупают извне. Об этом «Курсиву» рассказал ремесленник из Петропавловска Константин Кравцов. Проблема казахстанского сырья в том, что основная его доля производится для обувной промышленности и не слишком пригодна для авторских работ.

«Та кожа казахстанская, которую я закупал для работ, сейчас лежит у меня мертвым грузом. Дело еще и в том, что обувная промышленность у нас ориентирована на покупателей с заработком ниже среднего. Поэтому и сырье дешевле и проще. Это немного другой тип кожи, который называется «хромовая». Говоря откровенно, она похожа на ту, что завозится из Китая. То есть и изделия из нее будут похожи на китайские. Люди просто не поймут разницу, не увидят индивидуальности продукта. А ведь различия между китайской и европейской кожей определяются внешне и тактильно», – объясняет мастер.

Так, например, большим спросом среди мастеров пользуется тип кожи Crazy horse. Несмотря на дословный перевод «дикая лошадь», это кожа КРС. Среди отличительных черт, повлиявших на ее популярность, высокая прочность и способность менять цвета в местах изгибов, что придает ей налет винтажности. Как отмечает г-н Кравцов, закупать материал для будущих изделий приходится в основном в России. При этом реализуют соседи не только кожу КРС собственной обработки, но и европейскую.

«Стоимость сырья определяется в дециметрах. Это кусочек 10 на 10 см. Кожа российского производства стоит порядка 20 рублей за 1 кв.дм, украинского – 23 рубля за 1 кв. дм, итальянская же может доходить до 100 рублей за 1 кв. дм», - говорит североказахстанский мастер.

Цена вопроса

Каждое изделие уникально, потому что все делается руками, без поточного оборудования. Для многих ремесленников, считает наш собеседник, предпочтителен выход на западный рынок. Между собой казахстанские кожевенных дел мастера практически не соприкасаются, поэтому каждый волен устанавливать на свой продукт ровно ту цену, которую он считает нужным. Узнаваемых кожевенников в Казахстане не так много, порядка 30 человек. Конкурировать же приходится в основном с россиянами. У соседей кожевенное дело развито гораздо лучше, отмечает спикер. Поэтому в бизнесе важно ориентироваться и на ценники российских коллег.

Конечно, в первую очередь в итоговую стоимость закладываются затраты на сырье. Много кожи в процессе подготовки отбраковывается, прежде чем будет готов устраивающий автора финальный вариант. Если сырье лучше применять высококачественное, то нити не обязательно использовать дорогие. Ведь на рынке представлено множество прочных и при этом недорогих разновидностей. Отдельной статьей рассматривается сложность изделия и временные затраты.

«На начальном этапе у меня на изготовление кошелька ручной работы уходило 14 часов. Сейчас стал делать гораздо быстрее и без потери качества», – подчеркнул Константин Кравцов.

При этом, по его убеждению, при формировании ценника важно делать акцент не на том, что работа ручная, а исключительно на качестве готовой вещи, ее функциональности и внешнем виде.

«Приемлемая цена для портмоне большого размера для меня составляет 15 тыс. тенге. Хотя в России и у некоторых казахстанских коллег я видел варианты подороже», – отметил собеседник.

Все направления открыты

Что касается рынка, то для мастеров-кожевенников он достаточно обширный и относительно свободный. Так, Константин Кравцов свою продукцию отправляет в Россию: в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и т. д. Тем более что последние несколько лет транспортировка заказов перестала быть проблемной темой. 

«Сейчас как раз то время, когда доставка быстрая и недорогая. Транспортными компаниями в Москву отправить посылку весом 0,6 кг стоит всего 2,6 тыс. тенге. То есть по такой цене можно отправить три-четыре кошелька. При заключенном договоре стоимость доставки вообще снижается до 1,5 тыс. тенге. И сроки составят всего три-четыре дня», – рассказал г-н Кравцов.

Чтобы быть успешным в своем деле, важно уметь не только хорошо работать с материалом, считает ремесленник. Мастер должен постоянно отслеживать все модные тенденции. Интернет такую возможность предоставляет, он же является основной площадкой для торговли. Самыми эффективными остаются социальные сети, в особенности Instagram и такие платформы, как российская «Ярмарка мастеров» или американская Etsy. 

«В интернете нужно хорошо уметь разбираться, для того чтобы правильно анализировать рынки России и Запада. Эта вся информация доступна, всегда можно изучить лучшие позиции на рынке. В продаже Instagram показал особую эффективность в деле привлечения именно казахстанских покупателей. Тогда как «Ярмарка мастеров» позволяет осваивать российский и белорусский рынки», – пояснил г-н Кравцов.

Были и заказы из Латвии. Европейское направление у мастера вызывает особый интерес. Планирует он начать и выпуск кожаной обуви, для чего придется приобретать специализированное оборудование. Но и это не самое важное, пока вопрос с производством отечественного качественного сырья остается актуальным.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank