Fitch рассказал о будущем корпоративного сектора Казахстана

Опубликовано
По мнению специалистов, расположение Казахстана позволяет выгодно развивать сельское хозяйство, а вот в нефтяном секторе увеличение доли трех главных нефтяных проектов спровоцирует новые риски

Аналитики агентства Fitch рассказали об изменениях в корпоративном секторе Казахстана. По мнению специалистов, расположение Казахстана позволяет выгодно развивать сельское хозяйство, а вот в нефтяном секторе увеличение доли трех главных нефтяных проектов спровоцирует новые риски, при том, что казахстанские проекты являются одними из самых дорогих в мире.

Развитие инфраструктуры

В рамках ежегодной конференции Fitch Ratings по Казахстану директор группы «Международные региональные финансы» рейтингового агентства Fitch Ratings Константин Англичанов рассказал, что по оценкам консалтинговой компании McKinsey, для поддержания экономического роста в мире ежегодно требуется $3,3 трлн, при этом реально инвестируется всего $2,5 трлн. По его словам, к этому приводит несоответствие между интересами населения и инвесторов.

Со стороны инвесторов, в том числе и институциональных, имеется значительный спрос на инфраструктурные проекты. «Все вроде бы понимают, что инфраструктура важна, но наравне с этим люди понимают, что дороги должны быть бесплатными, вода тоже должна быть бесплатной», – говорит он. В результате возникает нехватка инвестиций в инфраструктуру, и упускаются возможности для экономического роста. «Многие реформы, как мире, так и в Казахстане, связаны с тем, чтобы хоть как-то сократить этот разрыв, строить то, что нужно для поддержки экономического роста, развивать те проекты, которые в большей степени важны и нужны для конкретной страны, и это непростая задача», – отметил спикер.

Что касается Казахстана, то на сегодняшний день, после шоков 2014–2015 годов, связанных с изменением ценовой конъюнктуры на основные экспортируемые товары и ситуации у ключевых торговых партнеров, макроэкономические предпосылки вернулись к тому уровню, на каком они находились несколько лет назад.

В 2017 году тенге приспособился к новой цене на нефть, и в большей степени коррелирует с рублем, что дает корпоративным эмитентам в Казахстане возможность диверсифицировать свои заимствования и поучаствовать в заимствовании в рублях. Рубль является такой же мягкой валютой, как и тенге, считает аналитик.

«При этом в Казахстане было меньшее проседание, не было рецессий, и хотя экономический рост замедлился, но он как бы обещает вырасти. Также немного улучшается ситуация с долларизацией», – заметил Константин Англичанов.

В части развития инфраструктуры в стране стали появляться программы актуализации приоритетов развития в виде программы «Нурлы Жол». «В Казахстане всегда государство, так как оно является ключевым игроком в инфраструктурном развитии, ставило приоритеты развития инфраструктуры очень высоко, в разные периоды это разными методами достигалось, но на сегодняшний день есть необходимость актуализировать эти проекты, заново посмотреть, каким путем идет страна, что-то нужно поменять в модели экономического роста», – добавил он.

Он отметил, что несмотря на то, что активно обсуждается сокращение доли государства, ключевыми игроками по прежнему остаются национальные управляющие холдинги: «Самрук-Казына», «Казагро», «Байтерек», крупные инфраструктурные компании «Казмунайгаз», «Казахстан Темир Жолы», которые по сути остаются государственными игроками, роль которых заключается в развитии инфраструктурных проектов, необходимых государству.

«Инвестировать нужно туда, где это даст наибольший эффект. Во всем мире критикуют государство за то, что оно не очень эффективный собственник, но тем не менее эту ответственность с государства никто не снимает», – отметил спикер.

Транспортные проекты

«Кризис плох тем, что нужно что-то менять, однако хорош тем, что нужно переоценивать те решения, которые были приняты раньше и актуализировать приоритеты», – говорит спикер. Поэтому в этой части Казахстан пересматривает свои позиции в транспортном секторе, постепенно становясь важным элементом транзитного пути, связывающим страну с Западной Европой, которые будут реализованы через стратегию по становлению Казахстана логистическим хабом.

Он добавил, что на деятельность компаний «КазахстанТемирЖолы» в целом очень влияет тренд, который сложился на рынках и развивающихся стран, и постсоветского пространства, то есть спад деловой активности привел к тому, что были сокращены грузоперевозки, однако в 2016 году произошла стабилизация в отрасли.

В части развития сельского хозяйства (которым в Казахстане занимается холдинг «Казагро») г-н Англичанов отметил, что отрасль имеет очень большой потенциал, как в мире, так и в Казахстане в частности. Объем сельского хозяйства в ВВП составляет около 4,7%, при этом в отрасли занято порядка 18% населения в Казахстане. Таким образом сельское хозяйство выполняет не столько экономическую функцию, сколько социальную. «В мире есть глобальный спрос на качественную, экологически чистую продукцию сельскохозяйственного производства, притом, что развивающиеся страны предъявляют все более и более высокий спрос на продукты сельхозпроизводства», – говорит он.

В этом отношении Казахстан выгодно расположен между двумя огромными рынками, что создает очень большие перспективы для развития сектора.

Самые дорогие проекты нефтегаза

Одним из самых перспективных инфраструктурных проектов Казахстана является месторождение Кашаган, с увеличением добычи нефти и газа на котором связаны большие надежды. Как рассказал директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам региона EMEA Fitch Ratings Максим Эдельсон, казахстанские нефтегазовые проекты являются очень дорогими. К примеру, объем инвестиций в Кашаган, сложившийся на конец 2016 года, сделал его самым дорогим проектом в мире, вероятно, что расширение проекта Тенгизшевройл также войдет в пятерку наиболее дорогих проектов.

Спикер поделился, что за последние 15 лет Казахстан нарастил добычу почти в два раза и в своей группе стран чувствует себя очень уверенно. При этом по темпам как роста добычи, так и поддержания запасов, Казахстан начинал с достаточно низкого уровня, но сравнялся с такими странами как Катар и приближается к таким странам как Норвегия и Нигерия.

«На сегодняшний день в Казахстане достаточно существенные запасы нефти, по сравнению с такими странами как Нигерия, которая является одним из крупнейших стран ОПЕК. И по темпу добычи Казахстан показал очень неплохие показатели, в то время как другие ключевые игроки, такие как Норвегия и Мексика показали значительное падение добычи», – рассказал г-н Эдельсон. Он добавил, что рост добычи сопровождался и ростом экспорта нефти почти в два раза. Ожидается, что Казахстан будет продолжать оставаться одним из основных экспортеров нефти в своем регионе.

Увеличить добычу Казахстану позволит запуск новых проектов. По прогнозам спикера к 2025 году добыча может составить порядка 2,4 млн баррелей в сутки. В основном благодаря развитию проектов Кашаган и Тенгизшевройл, при этом добыча на других проектах постепенно будет снижаться. На более долгосрочную перспективу до 2035 года ожидается, что добыча сохранится на отметке 2,4 млн баррелей на протяжении 10 лет, после чего возможно плановое снижение. Однако такое развитие возможно при условии, если не будут появляться новые месторождения.

По словам г-на Эдельсона, в целом ситуация в секторе оценивается как хорошая, однако имеется негативный фактор. Увеличивается влияние трех проектов – это Кашаган, Тенгизшевройл и Карачаганак. В 2015 году их доля составляла половину, по прогнозу через 10 лет их объем составит более 70%. Это имеет технологические риски, как фактор того, что интересы участников могут со временем поменяться.

Читайте также