Научная деятельность не отражает в полной мере нужды предпринимателей

Опубликовано
Эксперты считают, что казахстанцы недостаточно осведомлены о мерах государственной поддержки предпринимателей

Высшая школа бизнеса Назарбаев университета совместно с Институтом экономических исследований при Министерстве национальной экономики РК подготовили национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства: Казахстан 20152016». Эксперты считают, что казахстанцы недостаточно осведомлены о мерах государственной поддержки предпринимателей.

Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства: Казахстан 20152016» не так давно был представлен Высшей школой бизнеса Назарбаев университета и Институтом экономических исследований при Министерстве национальной экономики РК. По словам разработчиков, в прошлом году было опрошено 2 100 респондентов и 36 экспертов со всей страны.

«Исследование показало, что за 25 лет независимости Казахстана отношение общества к предпринимателям заметно изменилось, разрушились стереотипы общественного сознания, сформировавших отрицательное отношение к «деловым людям». Сегодня предприниматель воспринимается как успешная личность, обладающая высоким социальным статусом. В Казахстане 68,9% респондентов рассматривают предпринимательство как новые возможности. 52,1% казахстанцев отметили, что обладают достаточными способностями для открытия своего бизнеса. Среди потенциальных предпринимателей преобладает молодежь, а наиболее активными являются люди в возрасте 25–34 лет», – заявила исполнительный директор Высшей школы бизнеса Назарбаев университета Асель Увалиева.

«Наибольшая доля начинающих предпринимателей в Казахстане задействована в секторе оптовой и розничной торговли (46,6%), сельском хозяйстве (11,4%), в области здравоохранения, образования, государственного управления и социальных услуг (17,6%)», – добавила Асель Увалиева.

Однако, как заявила заместитель директора Института экономических исследований Динара Акылбекова, сектор оптовой и розничной торговли, где задействовано больше всех начинающих предпринимателей, особенно уязвим к экономическим спадам. Также, согласно исследованию, большая часть начинающих бизнесменов не планирует найма сотрудников в ближайшие 5 лет со дня начала работы, что говорит о неуверенности в завтрашнем дне.

«75% опрошенного населения испытывает страх провала или страх неудачи своих начинаний, – продолжает Динара Акылбекова. – 8% респондентов были на стадии зарождения своего бизнеса и лишь 3% являются собственниками нового дела. Это говорит о низкой предпринимательской активности либо о низкой возможности открытия своего бизнеса. Большая часть опрошенных перестала быть предпринимателями в связи с невыгодностью ведения дела».

В отчете говорится, что согласно мнению опрошенных экспертов, в Казахстане не уделяется достаточного внимания начальному и среднему образованию. А именно на этих стадиях развития ребенка нужно воспитывать в нем креативное мышление и инициативность. Также эксперты считают, что в стране существует проблема в сложности получения разрешительных документов и лицензий.

Как заявила Динара Акылбекова, костяк начинающих предпринимателей составляют именно молодые люди. «Наиболее активными предпринимателями в Казахстане являются люди в возрасте 25–34 лет».

Во время Республиканского форума молодежи в Астане президент РК Нурсултан Назарбаев заявил, что в Казахстане созданы все условия для создания своего бизнеса. «Сегодня в Казахстане самая золотая пора для того, чтобы открывать бизнес и развиваться. Создаются всё новые индустриальные проекты. Мы индустриальную программу осуществляем. За первую пятилетку открыто более тысячи предприятий. За следующую пятилетку откроется еще 300–400 предприятий. Вокруг этих мощных современных предприятий создаются малые предприятия, которые должны обеспечить сервисом эти компании. Идет приватизация всех ненужных дел, которые нацепили большие компании. Этой приватизацией надо пользоваться и начинать работать. План передачи активов компаний в конкурентную среду, как раз этой работой должны заняться акимы всех районов и помочь молодежи стать участниками этого процесса».

Глава казахстанской ассоциации теле- и радиовещателей Бейбит Алибеков считает, что главная поддержка бизнеса со стороны государства – это налоговое законодательство. «Отечественные предприниматели не так обременены налогами, как их коллеги из других стран Таможенного союза. Причем налоговое законодательство в Казахстане очень понятное. Если говорить о прямой финансовой поддержке бизнеса, то стоит отметить, что многие предприниматели не знают о ней. Также большая часть бизнесменов не желает связываться с такой поддержкой из-за угрозы многочисленных проверок. Это если говорить о МСБ. Крупному бизнесу так или иначе приходится обращаться к государственным и квазигосударственным организациям».

По мнению предпринимателя из Астаны Алимжана Умарова, главными проблемами, почему в Казахстане сохраняется низкая предпринимательская активность, являются недостаток знаний, опыта, трудный менталитет и сравнительно небольшое население.

«Что касается государственной поддержки бизнеса и сложности получения разрешительных документов, – продолжает собеседник «Къ», – то здесь, думаю, все в порядке. Для сравнения: в западных странах чтобы запустить бизнес потребуется около месяца только на различные административные процессы».

Также, по мнению Алимжана Умарова, стоит обратить внимание на образование потенциальных бизнесменов. Многие из них, планируя свое будущее дело, не могут посчитать, какие будут нести расходы, составить прогнозы продаж и стратегию продвижения.

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Нуржан Альтаев заявил, что предпринимательская активность в стране растет. «Вы знаете, что за последние годы доля МСБ в ВВП Казахстана значительно выросла. И при получении различных услуг все взаимодействия между предпринимателями и государственными органами усложняются. Поэтому нужно все эти процессы ускорять и постепенно переходить на электронные платформы».

«Ежедневно занимаясь вопросами предпринимательства, мы сделали вывод, что вне зависимости от размеров бизнеса, каждый бизнесмен в основном сталкивается с одинаковыми проблемами, которые делятся на 4 основные категории. Это увеличение продаж, снижение издержек, подбор и развитие персонала, а также финансирование», – заявил Нуржан Альтаев.

По словам зампреда НПП, Палата проводила совместное с Министерством национальной экономики исследование. Согласно его результатам, только 4% бизнесменов страны знают о существующих мерах государственной поддержки бизнеса.

«Сегодня в Казахстане существует более 20 институтов поддержки, оказывающих десятки различных услуг по поддержке бизнеса. При этом везде правила и условия сильно отличаются, и предпринимателям очень сложно сориентироваться», – добавил Нуржан Альтаев.

Предприниматель из Астаны Марсель Муратов солидарен с выводами национального доклада, но также добавил, что, по его мнению, в стране недостаточно освещаются меры государственной поддержки. «Все знают, что за финансированием можно обратиться в фонд «Даму». Но, а если потенциального предпринимателя не устраивают там условия, или ему отказали в кредите? Люди не знают, куда можно обратиться в таких случаях. Также есть еще один немаловажный момент. Если потенциальный бизнесмен желает обратиться к физическому лицу за спонсорством, то зачастую просто опасается, что его идею могут украсть. Поэтому людям нужно пояснять, что свои бизнес-идеи нужно запатентовать, а также разъяснить, как это можно сделать».

Бизнес-тренер Медер Аматов изучил состояние малого и среднего бизнеса в регионах. «В селах сейчас дикий информационный голод. Им сейчас нужна даже не финансовая поддержка, они хотят знать, как вообще делается бизнес. То есть людям нужно показать, что у нас в стране много возможностей.

Редакцией «Къ» было проведено два опроса о состоянии бизнес-среды в Казахстане. Согласно первому, общество считает, что, несмотря на то, что Казахстан поднялся в рейтинге Doing Business, бизнес-климат в стране стал еще хуже за 2015–2016 годы. Также немалая доля опрошенных считают, что за последние годы бизнес-климат либо совсем не изменился, либо немного изменился в лучшую сторону, хотя работы еще предстоит много.

Согласно второму опросу, причиной столь плохого бизнес-климата в Казахстане являются коррупция и чрезмерное вмешательство государственных органов в работу предпринимателей. Также, судя по результатам опроса, читатели «Къ» считают немаловажными проблемами бизнеса проблему сбыта продукции, сложность в привлечении финансовых средств, нехватку квалифицированных кадров на рынке труда, слабую защиту прав собственности и высокую стоимость аренды помещений и коммунальных услуг.

Читайте также