Эксперты: будущее Казахстана связано не только с инновациями, но и нужно искать другие направления развития

Опубликовано
Корреспондент отдела General News
Тема модернизации стала ключевой в послании президента к народу РК

31 января был опубликован текст Послания главы государства Нурсултана Назарбаева народу РК. Впервые президент обратился к казахстанцам в письменном виде. Красной нитью в тексте проходит необходимость модернизации системы, как ответ новым вызовам. По мнению экспертов, большинство тезисов документа совсем не новы, однако результатов пока не видно.

В Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» изложено видение дальнейшего развития страны на новом этапе. В числе будущей модели роста – агропромышленный комплекс, транспорт, логистика. Отдельно президент остановился на развитии рынка жилья, образования, здравоохранения и соцзащиты населения.

И вызов, и шанс?

Во вступительной части Послания говорится о членстве в ООН, Экспо-2017 и Универсиаде. Все это названо достижениями, которые известны и высоко оцениваются мировым сообществом. Отмечено, что всё это является результатом правильного политического пути и высокого авторитета Казахстана на международной арене.

«В мире началась очередная, уже Четвертая промышленная революция. Повсеместная цифровизация экономики приведет к исчезновению целых отраслей и созданию принципиально новых. Великие перемены, происходящие на наших глазах – это одновременно исторический вызов и шанс для нации, – говорится в Послании президента. – Сегодня я ставлю задачу обеспечить реализацию Третьей модернизации Казахстана. Необходимо создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны.

В настоящее время многие страны пытаются решить такую же задачу. Уверен, рецепты перехода к новой модели роста везде будут разными. Мы же должны исходить из наших сильных сторон и не растерять потенциал, который вместе создали за 25 лет нашей Независимости».

Главная особенность нынешнего послания в том, что объявлена третья модернизация. Первую модернизацию Казахстан прошел тогда, когда был осуществлен переход от плановой экономики к рыночной. Вторая модернизация началась с принятия Стратегии-2030 и создания новой столицы – Астаны. В результате второй модернизации «Страна вырвалась из зоны экономического отставания и вошла в число 50 конкурентоспособных экономик мира».

Для реализации третьей модернизации объявлены пять приоритетов, которые должны обеспечить устойчивое продвижение в число 30 передовых стран. Новым является первый приоритет – Ускоренная технологическая модернизация экономики и применение цифровых технологий. Планируется развивать такие перспективные отрасли, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании. Правительству дано поручение разработать и принять отдельную программу «Цифровой Казахстан».

Поставлены задачи по повышению производительности труда, и для этого предлагается повсеместное внедрение элементов Четвертой промышленной революции.

Задачи были – решений нет?

«В этой связи следует сказать, что о Четвертой промышленной революции недавно в Давосе рассказал основатель Давосского международного экономического форума, известный швейцарский экономист Клаус Шваб», – отмечает политолог Казбек Бейсебаев на своей странице в Facebook.

По мнению г-на Шваба, Четвёртая промышленная революция выходит из третьей, которую еще называют «цифровой», и которая началась в середине прошлого века. Обобщенно – это новые технологии и новые платформы, которые позволят объединить физический, цифровой и биологический миры. «Видимо, у нас какие-то наработки в этом направлении тоже имеются. Только почему-то про них не говорят», – пишет политолог.

Будет продолжена индустриализация с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях. Правительству совместно с акимами и бизнесом поручено разработать единую экспортную стратегию. Но такие задачи, по мнению Бейсебаева, уже ставились в предыдущих посланиях и поэтому хочется надеяться, что депутаты на одном из заседаний заслушают отчет правительства по реализации поручений главы государства, озвученных в посланиях. Тем более, им скоро передадут часть президентских полномочий.

«Предполагается, что большую роль в привлечении инвестиций будет играть Международный финансовый центр «Астана», – отмечает политолог. – Когда-то такая же роль возлагалась на Региональный финансовый центр Алматы, через который планировалось привлечь портфельные инвестиции в экономику Казахстана, а для казахстанского капитала должен был быть облегченный выход на зарубежные рынки ценных бумаг. Сейчас этого финансового центра нет, и у нас не любят вспоминать его».

Про планируемые с Китаем совместные производства сказано следующее. «Необходимо эффективно реализовать совместную с Китаем инвестиционную программу по созданию производств в Казахстане. Договоренности с китайской стороной достигнуты. Объекты обозначены. Нужно конкретно работать. Это будут современные производства с созданием порядка 20 тысяч новых рабочих мест для казахстанцев».

«Как всегда, когда речь идет о совместных казахстанско-китайских проектах, то, также, как всегда, очень коротко и без детализации. Видимо, есть то, что пока не следует говорить собственным гражданам, – пишет Бейсебаев.

Проблема в исполнении

Многие экономисты согласны с расстановкой акцентов в озвученной стратегии, однако считают, что главная проблема не только этого, но и всех предыдущих посланий не в постановке задач, а их реализации.

«Читая послание, можно обратить внимание на множество правильных приоритетов развития. Но, как мне кажется, основная проблема такого документа заключается в абсолютном его неисполнении. Если бегло проанализировать исполнение послания президента на 2016, то можно заметить, что большинство сказанного в прошлом году плавно перешло в 2017, и многие вопросы не были решены. Но важно, что начали появляться поручения, о которых высказывались экономические эксперты», — комментирует директор «BRB Invest», экономист Галим Хусаинов в своей статье, опубликованной на Forbes.kz.

В частности, по его словам, в части стабилизации финансового сектора предполагалось изменить институциональные дефекты Национального банка и вывести из него субъекты, которые вызывают конфликт интересов – ЕНПФ, Фонд проблемных активов и другие финансовые институты.

«Ничего этого не сделано, более того, государство усилило свою роль в перераспределении активов ЕНПФ, хотя задача заключалась в том, что в 2016 пенсионные активы должны были быть переданы в частные казахстанские и иностранные управляющие компании.

Из положительного можно выделить только введение более или менее внятного механизма процентных ставок», — пишет эксперт.

Что касается бюджетной оптимизации, предполагалось, что правительство разработает новую концепцию использования Национального фонда, пересмотрит налоговое администрирование и проведет ревизию бюджетных программ.

«К сожалению, в данном направлении можно говорить только о ревизии бюджетных программ. Но эта мера, которые, к слову, большой экономии не дала, и расходная часть бюджета значительно не сократилась. В 2017 мы вновь видим одним из поручений ревизию бюджетных программ», — говорит Галим Хусаинов.

Также эксперт заметил повторение задач в части приватизации и привлечения инвестиций.

«Если говорить обобщенно, то главным вопросом является все-таки исполнение посланий президента. Как показывает опыт, исполнение поручений у правительства хромает, что говорит о том, что то ли сами задачи достаточно амбициозны, то ли механизмы в государственных органах сильно забюрократизированы», — заключил экономист.

Как отметил политолог Досым Сатпаев, третья модернизация Казахстана наводит на мысль о том, что в следующем году нам могут уже объявить, что программу развития до 2050 года мы с успехом выполнили досрочно.

«А если серьезно, то еще не так давно министр финансов РК Бахыт Султанов заявил, что Казахстан оказался в сложной ситуации, так как наша доходная часть очень сильно привязаны к ценам на сырье, – поясняет Сатпаев. – Еще в 2014 году аналитическая группа по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings также заявила, что Казахстан более зависим от экспорта нефти, чем Россия. И это несмотря на то, что еще с 1997 года была сделана ставка на диверсификацию экономики. Потом была просто «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан». Затем «Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 гг.». Теперь мы приступили к третьей модернизации, которая, наверное, будет подаваться как гиперфорсированная программа индустриально-инновационного развития».

По мнению политолога, пока правительство постоянно говорит об индустриально-инновационном развитии страны, казахстанская экономика конкурентоспособнее не становится, так как конкурентоспособнее не становятся человеческие ресурсы.

Новые вызовы

«Поставлена задача стать так называемой «хлебной корзиной» по производству зерна на всем евразийском континенте. Трудно сказать, как будет реализовываться эта задача, если сейчас наш основной партнер по Евразийскому Союзу уже сам стал главной «хлебной корзиной» Евразийского континента и не только его, – поясняет Казбек Бейсебаев. – Также правительству даны соответствующие поручения и, в частности, в течение 5 лет нужно создать все условия для объединения более 500 тысяч домашних хозяйств и малых фермерств в кооперативы, что означает некое возрождение забытых колхозов и совхозов. В принципе, дело нужное, только для этого нужны кадры, а на осеннем расширенном заседании правительства сам Лидер нации признался, что мы за все годы потеряли специалистов по сельскому хозяйству».

«Я считаю, что будущее Казахстана связано не только с инновациями, но и нужно искать другие направления развития, в том числе АПК, – заметил политолог Ерлан Саиров на информационном ресурсе Sputnik Казахстан. – У нас есть очень хорошие земельные ресурсы, которыми нужно пользоваться. Это тот момент, где мы можем создать социальную активность, предполагается создать более пяти тысяч сельских кооперативов, люди вместе, сообща, будут создавать новое, что очень хорошо».

Кроме того, в самом послании говорится, что «Повсеместная цифровизация экономики приведет к исчезновению целых отраслей и созданию принципиально новых. Великие перемены, происходящие на наших глазах – это одновременно исторический вызов и шанс для нации».

«Как мы сможем принять этот вызов, если мы за 25 лет, сидя на нефти, так и не обеспечили себя собственным бензином? – задается вопросом Казбек Бейсебаев. – Наши власти много говорили о диверсификации экономики, но ничего для этого не сделали. Теперь хотят ее осуществить с помощью китайских проектов и при этом не информируют собственный народ. Почему программы ГПФИИР так и не дали результатов? Сейчас снова говорится о «перезагрузке» финансового сектора, но почему об этом стали говорить после того, как вынуждены выделять бюджетные деньги для поддержки банков-банкротов? Который год говорится об индустриализации с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях, но вводимые производства в рамках прямых телемостов при всем желании не подходят под эти критерии».

Завершается послание словами: «Мы превратим Казахстан в еще более процветающую страну для наших потомков!».

«Конечно, этого хотят все граждане Казахстана, только также всем придется объяснять потомкам происхождение совокупного внешнего долга в 164 миллиарда долларов, – отмечает Бейсебаев. – А так, нынешнее послание, как и другие послания, составлено оптимистично. Премьер-министр уже дал поручения членам правительства по реализации задач, поставленных президентом в послании. Только один вопрос остается открытым: Как будет проведена третья модернизация Казахстана, как прежние две, про которые народ узнал из этого послания?»

Читайте также