Как изменились направления бюджетных расходов после кадровых перестановок в правительстве?

Опубликовано
В одобренном проекте республиканского бюджета на 2017–2019 годы заложены ежегодные гарантированные трансферты в бюджет на уровне 2,88 трлн тенге

В первой декаде ноября нижняя палата парламента утвердила главный финансовый документ страны. Проект остается утвердить в сенате, после чего бюджет на ближайшую трехлетку подпишет президент. Расходы государства в следующем году рискуют вырасти более чем на 215 млрд тенге. Как изменились направления бюджетных расходов после кадровых перестановок в правительстве, разбирался «Къ».

Нацфонд сократится на 10% в 2017 году

В одобренном проекте республиканского бюджета на 2017–2019 годы заложены ежегодные гарантированные трансферты в бюджет на уровне 2,88 трлн тенге, что в пересчете по базовому курсу (360 тенге за $1) составляет традиционные $8 млрд. В 2017 году к ним следует добавить 440 млрд тенге целевого трансферта.

Соответственно, в текущей версии главный финансовый документ страны прямо говорит, что никакой смены в концепции использовании средств фонда, столь ожидаемой с весны текущего года, ждать не приходится. Даже если на следующий год, где поступления в фонд запланированы на уровне чуть более 1,2 трлн тенге, а изъятия — более чем в 3,32 трлн тенге, «нефтяная кубышка» сократится примерно на 2,12 трлн тенге (около $6 млрд). По данным Нацбанка РК, активы Нацфонда на начало ноября составляли $62,2 млрд. С учетом исполнения обязательств по трансфертам в текущем году они, весьма вероятно, также снизятся к $60 млрд к концу года.

Чистый отток средств может привести к снижению Нацфонда до $54–55 млрд. И в условиях сохранения текущей конструкции доходной части бюджета перспектива существования фонда будущих поколений стоит под большим вопросом.

Фискальный оптимизм

Доходы бюджета в 2017 году ожидаются на уровне 7,89 трлн тенге. Это почти на 460 млрд тенге больше запланированных годовых поступлений, заложенных в текущем бюджете (2016–2018 гг.) . Среди источников допвыручки казны значатся НДС (+220 млрд тенге), корпоративный подоходный налог (+170 млрд тенге) и таможенные пошлины (+124 млрд тенге). Обратная динамика ожидается по неналоговым доходам – минус 44 млрд тенге.

Расходы казны при этом вырастают на скромные 215 млрд тенге. При этом дефицит бюджета в номинальном выражении практически не изменился (+22 млрд тенге). В сравнении с текущим бюджетом на трехлетку можно выделить наращивание расходов на здравоохранение (+284 млрд тенге), транспорт (+224 млрд тенге) и ЖКХ (+104 млрд тенге).

В числе середняков умеренного прироста расходов также следует упомянуть оборону (+64 млрд тенге), общественный порядок (+50 млрд тенге) и сельское хозяйство (+34 млрд тенге). Аутсайдерами можно назвать сферы соцобеспечения (- 27 млрд тенге) и образования (- 4 млрд тенге).

Куда перенаправят бюджетные потоки?

Основные бюджетные перераспределения отмечены в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и транспорта. Примечательно, что почти все обозначенные сектора не так давно поменяли своих кураторов в правительстве на уровне вице-премьеров.

Говоря о здравоохранении, следует отметить прежде всего наращивание расходов на обеспечение населения медпомощью в рамках Единой системы здравоохранения (с 605,5 млрд до 808,5 млрд тенге). Далее идут расходы на реформу системы здравоохранение (+19,8 млрд тенге) и систему соцмедстрахования (+6,12 млрд тенге).

В образовании, несмотря на незначительное сокращение расходов, идет сильный перекос в сторону средней школы. Так, обеспечение доступности качественного школьного образования потяжелело втрое, с 37 млрд до 131,3 млрд тенге. Взамен были порезаны расходы на обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием (с 152 млрд до 139 млрд тенге), а также сокращены целевые вклады в Назарбаев Интеллектуальные школы (-7,2 млрд тенге) и Назарбаев Университет (-16,4 млрд тенге).

В сельском хозяйстве идет крен в сторону финансирования повышения доступности финансовых услуг – с 28,5 млрд до 72,6 млрд тенге. Примечательно, что оператором запланированных в 2015 году расходов на кредитование субъектов АПК на 60 млрд тенге вместо АО «НУХ «КазАгро» теперь значится его «дочка» — АО «Аграрная кредитная корпорация».

Сфера транспорта получит дополнительный бюджетный стимул преимущественно за счет развития автодорог республиканского значения (рост в 1,7 раза, до 286 млрд тенге). Вдвое сокращены расходы на развитие метрополитена в Алматы (до 5,3 млрд тенге), зато будет профинансирована «Новая транспортная система» в Астане — на 54,15 млрд тенге, где конечным получателем средств, как сообщали СМИ, станет консорциум китайских компаний.

Из других сфер стоит обратить внимание на увеличение расходов на обеспечение общественного порядка и боеготовность армии на 33% (до 101,3 млрд тенге) и 21% (до 367 млрд тенге) соответственно. Также заметно вырастет поддержка массовых и национальных видов спорта (с 321 млн до 7,4 млрд тенге) по линии Минкультспорта. Вдвое подрастет финансирование обеспечения деятельности президента, премьер-министра и других должностных лиц – с 25,8 млрд до 44,8 млрд тенге.

Центр умасливает регионы

Основной прирост бюджетных трат идет за счет сокращение правительственного резерва – с 1,05 трлн до 166,4 млрд тенге. В этой связи примечательно, что в сфере межбюджетных отношений в следующем году почти в 1,5 раза вырастут субвенции региональным бюджетам, до 1,48 трлн тенге. В отсутствие пояснительной записки к бюджету сложно понять, куда и кому в большей степени идут запланированные средства.

Другим каналом притока ликвидности на местах станет жилищное хозяйство. Финансирование реализации мер в этой сфере в рамках Программы развития регионов до 2020 года вырастет в 4 раза – с 30 млрд до 119 млрд тенге. К этому следует добавить снижение объема бюджетных изъятий из регионов-доноров на 33,2 млрд тенге, почти до 240 млрд тенге. На этом фоне размер целевого перечисления в АО «Астана ЭКСПО-2017» сократится на 20 млрд тенге, до 77 млрд.

Читайте также