Экономисты выступили против снижения порога по постановке на НДС

Опубликовано (обновлено )
Куандык Бишимбаев на заседании Мажилиса парламента заявил, что, начиная с 2017 года будет введено поэтапное снижение порога НДС

Группа экономистов подготовила совместное заявление по поводу снижения пороговой ставки НДС: «Мы, группа экономистов, выражаем свое несогласие с предложением Министерства национальной экономики снизить пороговую ставку НДС, что по сути является дополнительным налогообложением малого бизнеса. Мы выступаем против повышения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес», — заявили экономисты в лице экс-вице-министра по инвестициям и развитию РК Рахима Ошакбаева, Расула Рысмамбетова, Толегена Аскарова, Меруерт Махмудовой, Жараса Ахметова и других. Текст заявления был опубликован на странице Рахима Ошакбаева в Facebook.

Напомним, что министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев на недавнем заседании Мажилиса парламента где рассматривался проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования», заявил, что, начиная с 2017 года будет введено поэтапное снижение порога по постановке на НДС, то есть платить его придется даже субъектам малого и среднего бизнеса. По его мнению, это позволит вывести большинство субъектов МСБ из тени.

«Мы снижаем порог по НДС, начиная с 2018 года. С текущего уровня 30 МРП до 25 МРП. Еще 8 510 субъектов станут плательщиками НДС в результате этого снижения после 2018 года. В 2019 году, когда порог снизится до 20 МРП, дополнительно 6 тысяч субъектов встанут на регистрационный учет. В 2020 году, когда порог снизится до 15 МРП, плательщиками НДС дополнительно станут 19 тысяч субъектов. Таким образом, мы захватываем из 69 тысяч субъектов плательщиков НДС, которые сегодня в Казахстане зарегистрированы. Мы еще 50 % за счет данных поэтапных мер включим в реестр налогоплательщиков», — объяснил министр.

Он добавил, что в Казахстане один из самых низких порогов по постановке на НДС. "Мы должны понимать, у нас самый низкий уровень НДС и один из самых низких порогов по постановке на НДС. То есть таких порогов ни в одной развитой стране вы не встретите. Если до корректировки курса это было 64 млн тенге, то сегодня — 200, — ответил Бишимбаев. — Эти предприятия и составляют теневую экономику", — сказал он.

Также министр рассказал, что представляемый им законопроект предусматривает поэтапное повышение акцизов на алкогольную продукцию, табачные изделия и пиво. Ожидается, что с введением поправок, розничная цена на пачку сигарет возрастет с 240 до 300 тенге, полулитровая бутылка водки подорожает с 690 тенге до 780.

К тому же законопроект предполагает сохранение налоговых льгот и некоторые преференции для банков второго уровня (БВУ).

Группа экономистов, составившая совместное заявления приводит следующие аргументы против повышения налоговой нагрузки на МСБ. В частности, они пишут, что:

1) Дополнительный доход по НДС не обеспечит бюджетную устойчивость и не решит вопрос эффективности расходов бюджета.

«В целом, по оценкам Министерства национальной экономики РК ожидается, что плательщиками НДС в 2018 году станут 8 510 субъектов, в 2019 году — 6 006 субъектов, в 2020 году — 19 154 субъектов. Таким образом, более 33 тысяч субъектов МСБ получат дополнительный налоговый пресс и станут плательщиками НДС», — говорится в заявлении.

По оценкам экономистов дополнительные налоговые платежи по НДС за 2018-2020 года составят 167 млрд тенге. Для сравнения, в рамках республиканского бюджета на 2017-2019 года Банк развития Казахстана получит кредиты на аналогичную сумму: 80 млрд тенге в 2017 году и 87 млрд тенге в 2018 году.

«Таким образом, по сути, 33 тысячи субъектов МСБ профинансируют БРК, который кредитует исключительно крупные проекты. Следует, что доходы от МСБ будут перераспределены в пользу к «высокоэффективных» крупных компаний.

Парадоксально, что в прошлом году при снижении порога по НДС до 3 234 МРП увеличение доходов бюджета оценивалось всего в сумме 47 млрд тенге ежегодно.

Помимо уплаты НДС субъекты МСБ должны будут вести, как налоговый, так и бухгалтерский учет, составлять и сдавать сложную налоговую отчетность по НДС, а также в ряде случаев уплачивать коррупционную ренту», — заявляют экономисты.

2) Снижение порога по НДС не выведет бизнес из тени.

«Депутаты Мажилиса Парламента справедливо отметили, что снижение порога не будет стимулировать бизнес, скрывающий сейчас свои доходы выдавать чеки и платить НДС.

Напротив, снижение порога по НДС, как и в целом снижение налоговой нагрузки, концептуально не решает вопрос выхода бизнеса из «тени», а, наоборот, будет стимулировать дробление среднего и крупного бизнеса на малые предприятия», — говорится в заявлении.

3) Зачем государству налог, 89% которого не уплачивается в бюджет?

Эксперты: «По данным МНЭ, «от всего возможного НДС уплачивается оценочно около 11%., т.е. 89% возможных доходов от НДС не уплачиваются». Это является основным аргументом в пользу решения об отмене НДС и переходу к налогу с продаж.

По информации КГД МФ РК «на сегодняшний день объемы сборов по НДС меньше, чем объемы, возмещаемые из бюджета по экспортерам». По данным МНЭ РК «сумма различных льгот, предоставленных по НДС в целом по экономике, составляет 1,4 трлн тенге». При этом большая часть требований по возврату НДС приходится на крупных экспортеров. К примеру, 17 октября текущего года АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» подтвердила получение возмещения НДС на сумму 24,5 млрд. тенге(74 млн долларов США).

Сегодня НДС выступает инструментом получения выгоды крупными экспортерами за счет уплаты НДС малым и средним бизнесом. Снижение порога по НДС еще более усугубит данную ситуацию».

4) «Самый высокий порог по НДС в мире» в условиях казахстанской реальности должен быть еще выше.

«Сравнение порогового значения по НДС с развитыми странами не учитывает страновую специфику Казахстана, связанную со сложностью налогового администрирования, правовыми рисками и уровнем коррупции. В соответствии с последним Отчетом о глобальной конкурентоспособности на 2016-2017 годы, опубликованным Всемирным экономическим форумом, в рейтинге наиболее существенных барьеров для ведения бизнеса в Казахстане второе место занимает «уровень налоговой нагрузки» (первое место – «инфляция»).

Наиболее адекватное сравнение может быть только со странами ЕврАзЭС, в частности с Россией.

На сегодняшний день предельный доход по упрощенной системе в России в 5 раз выше, чем в Казахстане: 319 млн. тенге против 64 млн. тенге. В соответствии с поручением Президента РФ предельный доход по упрощенной системе планируют повысить до 798 млн. тенге(150 млн. рублей). При этом ставки устанавливаются субъектами РФ от 1% до 6%. В Казахстане фиксированные – 3%.

Когда МНЭ РК отмечается, что в Казахстане «один из самых высоких в мире регистрационных порогов», не учитывается, что порог по НДС в РФ рассчитывается на основе 3 месяцев. На самом деле порог по НДС в РФ ниже, чем в РК, всего на 1/3, а не в 6,5 раз, как это преподносит МНЭ.

В случае снижения порога по НДС до 15 000 МРП, порог по НДС в РК будет в 1,5 раза ниже чем в РФ. Тогда мы окончательно проиграем нашему соседу конкуренцию налоговых юрисдикций в сфере МСБ.

Налоговые инициативы не должны рассматриваться в отрыве от среднесрочной бюджетно-налоговой политики, которые реализует Министерство национальной экономики», — заявляют экономисты.

«К сожалению, Министерство национальной экономики четко не обозначило среднесрочные приоритеты по бюджетной и налоговой реформам. О них мы можем только догадываться, основываясь на отдельных сигналах, таких как снижение порога по НДС, ужесточение налогового администрирования, рост бюджетных расходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях рецессии Министерством проводится противоречивая фискальная политика, которая заключается в повышении налоговой нагрузки и росте бюджетных расходов. Ее нельзя назвать ни контрцикличной, ни процикличной.

Мы убеждены, что формирование такой политики должно осуществляться с учетом мнения независимого экспертного сообщества, и прежде всего, представителей малого бизнеса.

Призываем всех причастных — Правительство, депутатов Мажилиса, ассоциации малого бизнеса, содействовать приостановке принятия данного необоснованного предложения до полного и всестороннего анализа последствий увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес», — говорится в заявлении против снижения пороговой ставки НДС.

Читайте также