Холдинг «Байтерек» начал оцифровку бизнес-процессов

Опубликовано (обновлено )
Новая IT-платформа не только усилит контроль над строительством жилья по госпрограммам, но и избавит от коррупционных рисков

НУХ «Байтерек» намерен добиться максимальной прозрачности в области жилищного строительства. Все процессы взаимодействия клиентов холдинга и его дочерних предприятий планируется перенести в «личный кабинет» клиента, что позволит максимально исключить коррупционные риски. Об этом и многом другом на прошедшей встрече с застройщиками, участвующими в реализации программы «Нурлы Жол», рассказала команда «Байтерека».

В приветственной речи Каирбека Ускенбаева, управдиректора НУХ, холдинг намерен добиться максимальных результатов в реализации политики «нулевой терпимости» к любым коррупционным проявлениям. Одной из задач для достижения цели должна стать автоматизация всех бизнес-процессов (от приема заявок на участие в программе до подписания акта выполненных работ), исключив тем самым «человеческий фактор» в цепи заказчик-застройщик. Причем, по задумке разработчиков, эта система минимизирует коррупционные риски как стороны исполнителей, так и заказчика.

Главный строитель страны

По данным Комитета по статистике, в 2015 году всего по стране было введено в эксплуатацию 8,9 млн кв метров жилья, что на 18% больше чем в 2014 году. Подавляющие объем приходится на индивидуальное жилищное строительство.

Так, при финансовом участии государства было построено порядка 1,4 млн кв метров жилья. Объем госинвестиций составил порядка 105 млрд тенге, а это седьмая часть от всего объема вложений в жилищное строительство в 2015 году (719 млрд тенге) в целом по Казахстану.

В условиях слабого экономического роста, на официальном уровне не раз подтверждалось, что строительство является одним из локомотивов роста. Об этом говорит не только рост объемов финансирования, но и дальнейшее расширение инструментов поддержки строительного рынка. В том числе посредством финансирования социальных жилищных программ.

Согласно озвученным на совещании данным, в ближайшие два года на возведение жилья государство через НУХ «Байтерек» направит порядка 200 млрд тенге, на которые будут возведены 1,4 млн кв метров жилья или 22,5 тыс квартир по всей стране. Другими словами, холдинг де-факто станет главным оператором строительства жилья посредством господдержки.

В настоящее время дочерними компаниями Холдинга уже подписаны договоры на строительство 874 тыс кв метров жилья, или 13 тыс квартир на общую сумму порядка 140 млрд тенге. Так что впереди еще большая работа.

Антикоррупционные технологии

Не гласный статус главного строителя требует высоких стандартов. Ведь на оператора ложится ответственность не только за качество и сроки строительства, но и за «чистоту» процедур. И здесь на кону стоит репутация не только холдинга в целом, но и государства. И как, в частности, заявил Ускенбаев, будет внедрена ответственность за проявление коррупционных действий и признаков совершения мошенничества, как сотрудников дочерних организаций, так и потенциальных и действующих партнеров.

Важной новеллой «трансформации» станет автоматизация всех ключевых бизнес-процессов, дабы исключить «человеческий» фактор на каждом из этапов сотрудничества.

Для этого до конца текущего года АО «Байтерек Девелопмент» создаст электронную площадку для работы с контрагентами по принципу «Кабинет клиента». «В перспективе данный портал будет являться единой площадкой для совместной работы со всеми партнерами, как с действующими, так и потенциальными по принципу «единого окна», – сообщил Каирбек Ускенбаев.

Согласно концепции, на данном портале все партнеры смогут осуществлять подачу заявок и отслеживать их статус; производить мониторинг, актирование и оплату выполненных работ; а также обмениваться текущей информацией по реализуемым проектам со всеми службами заказчика (техническим, юридическим, инвестиционным отделами, и непосредственно с руководителем проекта).

Дополнительной гарантией защиты интересов застройщиков будет «горячая линия», по которой будут приниматься жалобы, в том числе и анонимно, в тех же целях противодействия мошенничеству и коррупции. Линия обещает заработать с 10 октября.

Перспектива со знаком плюс

Примечательно, что застройщики со своей стороны отмечают высокие стандарты работы холдинга, формирующую здоровую антикоррупционную среду. По их мнению, новый механизм позволит для них не столько защитить от коррупции, но снизить документооборот, что весьма кстати.

«Возможность быстро получать инструкции и советы через «личный кабинет» действительно важный плюс. Поначалу возникала масса вопросов уточняющего характера, которые затем оборачивались переделками в работе и потерей времени. Кроме того, мы коробками отправляем акты в 4-5 экземплярах в головной офис заказчика. По сути, мы производим макулатуру, которую отправляем авиапочтой, выделяем для этого человека, тратим время и деньги. Если заработает электронный портал, то мы сможем отправлять документы сидя в офисе в Актобе», — рассказывает «Къ» представитель ПК «Нектар» Илья Кононенко.

Подтвердил внушительный объем требований по отчетности и столичный застройщик (ТОО «Дорстройпроект») Нагысхана Киязова, выигравший тендер на строительство многоквартирного дома в Петропавловске. Именно доскональная проверка со стороны заказчика, продолжает он, позволяет полностью застраховаться от возможных неправомерных действий со стороны контролирующих органов.

«Бумажная волокита, много согласований, внутренних правил помимо требований СНИПов — все это есть. Но если все эти требования соблюдать, то весь пакет документов находится в идеальном порядке. Кроме того, у нас на объекте постоянно находится представитель заказчика, который следит за качеством строительных работ, материалов, и проверяет акты. После нас контролирует несколько специалистов головного офиса. Так что если бы мы даже хотели что-то скрыть или «развести», как говорят, — со всеми договориться невозможно. Проще научиться работать по правилам. В итоге такой контроль снимает головную боль с проверяющими органами (авторский, технический надзор, финпол, прокуратура), им просто не остается работы, у нас все в порядке», — утверждает г-н Киязов в разговоре с «Къ».

Электронный портал, уверен строитель, сократит время на рассмотрение документов. «Каждый специалиста заказчика может одновременно вести до 15 объектов, поэтому и им и нам было бы удобнее в режиме реального времени отслеживать на каком этапе рассмотрения наша заявка, какие есть к нам претензии и соответственно исправлять ошибки тоже гораздо быстрее. Поэтому полностью поддерживаем эти шаги «Байтерека», — резюмировал глава ТОО «Дорстройпроект».

«Со своей стороны мы четко прописываем процедуры и сроки. Они все прописаны в KPI каждого сотрудника «Байтерека». Если кто-то не вовремя выполнил ту или иную процедуру, предусмотрены соответствующие штрафные санкции. Поэтому мы надеемся наши партнеры по достоинству оценят те перемены, которые мы вносим в работу холдинга», — резюмировал со своей стороны «Къ» управдиректор НУХ Каирбек Ускенбаев.

Читайте также