Для развития бизнеса необходимо масштабное разгосударствление

Опубликовано
На первом месте среди основных барьеров бизнеса стала низкая правовая защищенность, согласно докладу каждый 2-ой опрошенный предприниматель сталкивался с коррупцией

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» подготовила доклад о состоянии предпринимательской активности в РК. Согласно докладу, основными барьерами для предпринимателей стали низкая доступность рынков сбыта, низкая доступность финансовых средств, нехватка человеческих ресурсов, плохая инфраструктура и низкий уровень защиты прав предпринимателей.

В основу Национального доклада легли результаты ежедневной работы экспертов НПП «Атамекен» по ключевым направлениям ее деятельности в 2014 – 2015 годах, выводы масштабного исследования по подготовке «Региональных карт развития предпринимательства», сопровождавшегося опросом и анкетированием свыше 6 тыс. субъектов предпринимательства и 6,5 тыс. потенциальных предпринимателей, результаты независимого рейтинга «Деловой климат», анализа Реестра проблем предпринимателей НПП «Атамекен», анализа более 7 тыс. обращений и свыше 10 тыс. жалоб по линии защиты предпринимателей, поступивших в НПП «Атамекен», а также мнения экспертного сообщества (Назарбаев Университета, Института Экономических Исследований, McKinsey&Company, KPMG, White&Case, ОФ «ЦСПИ «Стратегия», АО «ФРП «ДАМУ», филиалов БВУ в регионах и др.), отраслевых ассоциаций, 16 Региональных палат предпринимателей и Центров поддержки и обслуживания предпринимателей.

Портрет предпринимателя

На начало 2016 года в Казахстане функционировали 1 332 762 действующих субъекта предпринимательства. Доминирующая часть субъектов представлена индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. При этом численность крупных предприятий составляет всего 0,2% действующих субъектов.

99,8% субъектов относятся к малому и среднему предпринимательству (далее – МСП). Подобное соотношение крупных предприятий и субъектов МСП характерно и для развитых стран мира. Так, удельный вес предприятий с численностью работников свыше 250 человек (аналог крупных предприятий в Казахстане) в Германии составляет 0,49%, в Канаде — 0,26%, в Великобритании — 0,28%, в Испании — 0,12%. В среднем по странам ОЭСР данный показатель находится на уровне 0,2%.

Особенностью казахстанских крупных предприятий является то, что среди них велика доля государственных и квазигосударственных предприятий. Так, из 2 419 действующих в республике крупных предприятий 627 являются государственными, а более 500 — аффилированными с государством.

По оценкам экспертов, размер активов квазигосударственного сектора в стране достиг 60% ВВП. В результате в 2014 году только группой АО «ФНБ «Самрук-Казына» уплачено 20% налоговых доходов государственного бюджета (1 048 млрд тенге).

В отраслевом срезе наибольшее количество (70%) субъектов сконцентрированы в сельском хозяйстве, торговле и сфере оказания прочих услуг.

При этом наблюдается отчетливая специализация субъектов малого предпринимательства в торговле и сельском хозяйстве, а субъектов крупного и среднего предпринимательства — в промышленности.

В отличие от характеристик численности субъектов, вклад малого и среднего бизнеса в экономику Казахстана существенно ниже. Доля добавленной стоимости малого и среднего предпринимательства в ВВП по итогам 2014 года составила 26,2%.

При этом МСП вносит существенный вклад в ВРП регионов с преимущественно сервисной и сельскохозяйственной специализацией.

В странах ОЭСР доля МСП в экспорте в 3 раз больше уровня Казахстана и составляет — 53%.

МСП Казахстана обеспечивает работой 38% занятых, а МСП ОЭСР — в среднем 69% занятых.

Всего 15,4% населения готовы рассматривать возможность стать предпринимателем

Согласно данным глобального мониторинга предпринимательства развивающиеся страны демонстрируют более высокий уровень предпринимательской активности по сравнению с развитыми странами.

Казахстан находится в пограничном положении по уровню предпринимательской активности между развитыми и развивающимися странами (13,7%).

Предпринимательская деятельность оценивается населением Казахстана как хороший карьерный выбор, что в целом характерно для всех постсоветских стран.

В то же время, участники оценивают возможности для ведения собственного бизнеса как низкие. Всего 15,4% населения готовы рассматривать возможность стать предпринимателем, что, в первую очередь, связано с наличием в стране высоких барьеров ведения бизнеса.

Проблемы и барьеры

Условия ведения бизнеса определены в рамках исследования «Деловой климат». Основу рейтинга составляет оценка респондентами 5 ключевых факторов развития предпринимательства: административное регулирование, недвижимость и инфраструктура, человеческие ресурсы, финансовые ресурсы и государственная поддержка. Согласно 4-балльной шкале наиболее уязвимый фактор бизнес-среды страны в 2015 году — административное регулирование. Человеческие ресурсы получили 3 балла из 4 возможных, что является лучшей оценкой среди пяти факторов рейтинга.

По результатам опроса 5 из 6,2 тыс. опрошенных предпринимателей, считают актуальным вопрос сбыта продукции, что ставит его на первое место по степени важности. Отечественный предприниматель имеет два направления сбыта своей продукции: внешний и внутренний рынки.

Внешний рынок страны стремительно сокращается. За последние 3 года денежный объем экспорта уменьшился почти в два раза.

Девальвация, а также объективно возникшая после введения в августе 2015 года режима инфляционного таргетирования волатильность курса тенге привели к резкому усилению процесса долларизации депозитной базы. Доверие к монетарной политике НБ РК и к национальной валюте было утеряно.

Доля депозитов в национальной валюте значительно сократилась за два года. Если на 1 марта 2014 года доля депозитов в тенге составляла 52,8% от общего объема депозитов, то на 1 марта 2015 года их доля сократилась до 45,5%, а спустя год, на 1 марта 2016 года доля тенговых депозитов составила уже 32,5%.

Резкое ослабление национальной валюты спровоцировало рост инфляционных ожиданий и развитие инфляционных процессов, усилило долларизацию экономики. В результате возникла необходимость в антикризисной поддержке со стороны государства социально незащищенных категорий граждан, субъектов экономики, имеющих высокий уровень обязательств в иностранной валюте, для которых резко возросла стоимость обслуживания займов по текущей операционной и инвестиционной деятельности. Таким образом из-за повышения ставки кредитования юридических лиц доступ предпринимательского сектора к финансированию существенно затруднился.

Недостаточность собственного капитала, высокая стоимость привлечения инвестиций, волатильность используемых финансовых инструментов приводят к неустойчивому финансовому состоянию субъектов бизнеса.

Высокие регулятивные издержки в силу несовершенства действующего законодательства, нехватка долгосрочных ресурсов для кредитования предприятий реального сектора экономики, в особенности субъектов малого и среднего бизнеса, избыточное вмешательство государства и квазигосударственных структур в экономику ведут к тому, что уровень кредитования экономики неуклонно снижается.

Также сегодняшний день нехватка квалифицированных кадров — одна из основных проблем предпринимательского сообщества, прежде всего, предприятий обрабатывающей промышленности.

По данным статистики, несмотря на положительные изменения, обеспеченность кадрами промышленного сектора страны все еще недостаточна для его полноценного развития.

В 2015 году наибольшая потребность промышленности в кадрах была зарегистрирована в Костанайской и Карагандинской областях. На 35-45% ежегодно растет дефицит человеческого капитала в сельском хозяйстве. В особенности этот дефицит затрагивает Алматинскую область.

Уровень и динамика развития бизнеса зависят как от качества подготовки кадров в стране, так и от количества специалистов различных профессий, соответствующих потребностям экономики.

К тому же совокупная оценка предпринимателей фактора «недвижимость и инфраструктура» по Казахстану составила 2,9 баллов из 4 возможных.

Низкая оценка предпринимателями инфраструктуры связано с наличием ряда барьеров в доступе к инфраструктуре. Проблема доступа к инфраструктуре рассматривается с точки зрения доступности: земельных участков и недвижимости, коммунальной и транспортной инфраструктуры, промышленной инфраструктуры.

Согласно опросу, в рамках «Делового климата» практически каждый 5-й предприниматель испытывает сложности в аренде недвижимости и земельного участка (кроме аренды офисного помещения).

Одной из причин низкой доступности земельных участков является отсутствие единой базы свободных земельных участков. Предприниматель вынужден самостоятельно находить такие участки. Более того, действующее законодательство обязывает получать землю исключительно через аукционы, при этом проведение аукционов находится в ведении МИО. Акиматы по своему усмотрению решают вопрос о времени выставления на аукцион того или иного земельного участка.

Также каждый второй предприниматель считает стоимость аренды земли и недвижимости завышенной.

На первом месте среди основных барьеров бизнеса стала низкая правовая защищенность.

С октября 2013 года по январь 2016 года в НПП «Атамекен» поступило свыше 10 тыс. жалоб и обращений, связанных с нарушениями прав предпринимателей.

Наибольшее количество жалоб касается сфер земельных отношений, строительства, налоговых и таможенных вопросов, закупок и местного содержания.

Защита прав бизнеса тесно увязана с рисками предпринимателей, возникающими в связи с коррупцией в государственных органах.

По данным рейтинга «Деловой климат» (2015 год): каждый 2-ой опрошенный предприниматель сталкивался с коррупцией. В предпринимательской среде широко распространены неформальные выплаты в размере от 5 до 50 тыс. тенге, по затратам предпринимателей на коррупционные выплаты лидируют местные исполнительные органы (свыше 15 млрд тенге), санитарно-эпидемиологические службы (свыше 14 млрд тенге) и налоговые органы (свыше 13 млрд тенге).

Наряду с коррупцией, иными важными факторами, отрицательно влияющими на привлекательность ведения бизнеса в Казахстане, являются: отсутствие реальной имущественной ответственности недобросовестных должностных лиц за убытки или остановку бизнеса, излишняя репрессивность административного и уголовного законодательства и практики его применения, нестабильность законодательства (в особенности, налогового), несовершенство налогового администрирования, рост нагрузки на бизнес.

Выводы

Главным ориентиром развития предпринимательства должна быть долгосрочная цель государства по вхождению Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. Одним из ключевых индикаторов цели выступает достижение 50% доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 2050 году.

Для реализации поставленных целей необходимы меры со стороны Правительства, направленные на улучшение бизнес-среды, а также действия предпринимателей по улучшению своей конкурентоспособности.

В целом, преодоление барьеров в каждой составляющей бизнес-среды требует эффективной и системной реализации объявленных в 2015 году «Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ», программ инфраструктурного развития «Нурлы жол», индустриально-инновационного развития, масштабного разгосударствления и сокращения участия государства в экономике и других системных документов.

Читайте также