В РК на стадии экспертизы находится законопроект об обороте оружия

Опубликовано
Ассоциация «Корамсак» считает, что предлагаемые закон будет иметь очень спорный эффект в виде повышения общественной безопасности

В настоящее время в Казахстане на стадии экспертизы находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, оборота оружия, регулирования миграции», сообщает оружейная ассоциация «Корамсак».

«Данный законопроект существенно затрагивает компании, работающие в сфере оборота гражданского и служебного оружия. Особую озабоченность вызывают 3 пункта проекта изменений в Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия», — говорится в сообщении.

Оружейная ассоциация предлагает дополнить Закон несколькими подпунктами и изменениями, в частности:

Предлагается статью 1 Закона дополнить подпунктом 17) следующего содержания:

«17) специализированный магазин по торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему – отдельно стоящее здание, отвечающее требованиям технической укрепленности и безопасности, прочно связанное с землей и подключенное (технологически присоединенное) к сетям инженерно-технического обеспечения».

По данным Министерства внутренних дел в Казахстане имеются 103 работающих магазина по торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему, 42 из которых уже находятся в отдельно стоящих зданиях. Ассоциация «Корамсак» провела собственный анализ, согласно которому магазинов, находящихся в отдельно стоящих зданиях всего 19. Таким образом, у остальных 80 % всех магазинов Казахстана в случае принятия данных изменений возникнет необходимость передислокации в отдельно стоящие здания.

Как сообщает ассоциация – «изучение международной практики, в частности, нападение преступников на оружейные магазины в России, на Северном Кавказе показывает, что объектом нападения может являться оружейный магазин вне зависимости от того, в каком здании он расположен. Отдельно стоящее здание является более уязвимым для тайного проникновения в нерабочее или ночное время, особенно если оно расположено в отдаленных районах города или в «частном секторе». Если рассмотреть возможность передислокации оружейных магазинов в отдельные здания, то в условиях снижения спроса и доходов магазинов, доступными могут быть только здания (переоборудованные или вновь построенные), находящиеся в низком ценовом сегменте, а значит удаленные на окраины населенных пунктов. Это увеличит скорость реагирования «тревожных групп» и правоохранительных органов, существенно уменьшит фактор помощи населения в раннем реагировании на нападения и тайные проникновения. При этом значительная часть небольших магазинов по причине отсутствия достаточных средств для приобретения или переоборудования арендных зданий вынуждены будут прекратить свою деятельность.

Альтернативой ассоциация «Корамсак» видит сохранение существующего расположения магазинов при введении одновременно дополнительной меры в виде приведения всего находящего в магазине охотничьего оружия в состояние, исключающее производство выстрела в течение времени, необходимого для реагирования охранных структур и правоохранительных органов, улучшения взаимодействия оружейных компаний и оперативных служб, а также введения дополнительных требований к технической защищенности магазинов и подготовки персонала магазинов по действиям в критической ситуации. При реализации данных мер угроза жизни и здоровью граждан будет сведена к минимуму. Кроме этого, сохранится в полной мере международное партнерство, так как подавляющее большинство товаров оружейных магазинов завозится из-за рубежа, будут уплачиваться в бюджет импортные налоги и сборы. Сохранится рентабельность отрасли, существующие рабочие места и занятость работников оружейных компаний, обеспечение населения рабочими местами. Доступность сервиса для большинства населения.

Для подавляющего большинства оружейных магазинов перевод в отдельно стоящие здания означает значительные, в ряде случаев невыполнимые затраты, что повлечет за собой прекращение деятельности и уход с рынка не менее половины компаний. На строительство только 61 магазина (по данным МВД), которые нужно будет перевести в отдельные здания, требуется 2 518 330 588 тенге без стоимости земли. Затраты на строительство одного магазина минимум в 41 284 108 тенге без стоимости земли и рекламы нового объекта не по силам большинству предприятий отрасли. А по данным ассоциации «Корамсак» таких магазинов не 61, а 80, то есть 4/5 всех компаний отрасли».

Предлагается ввести в перечень запретов пункт 2, дополнить его подпунктами 8) и 9) следующего содержания:

«8) торговля гражданским и служебным оружием и патронами нему в период проведения государственных спортивных и спортивно-массовых, зрелищных, культурно-массовых, охранных мероприятий, a также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведения антитеррористической операции, возникновении и пресечении массовых беспорядков в выходные и праздничные дни».

Ассоциация «Корамсак» считает, что при проведении «красной» фазы» антитеррористической операции, возникновении и пресечении массовых беспорядков действительно необходимо прекращать доступ посторонних лиц в оружейные магазины, что уже выполнялось во время событий в Алматы 18 июля 2016 года. В остальных случаях магазины должны провести целый комплекс мероприятий по технической оснащенности своих помещений от попыток захвата оружия и боеприпасов террористическими группировками, экстремистами и прочими бандитами, а также поднять взаимодействие с правоохранительными органами и частными охранными структурами на более высокий уровень. Для этого каждый магазин совместно с правоохранителями должен составить индивидуальный план мероприятий и осуществить их. В этом плане предусмотреть и особый порядок работы магазина без его закрытия в период проведения государственных спортивных и спортивно-массовых, зрелищных, культурно-массовых, охранных мероприятий. Для этого необходим переход на новый уровень взаимодействия с правоохранительными органами: тревожные сигнализации и видеонаблюдение напрямую с правоохранительными органами, более тщательное и надежное закрепление оружия на стендах в торговых залах магазинов, перевод этого оружия из работоспособного состояния в состояние, требующее специальных знаний и инструментов для его приведения в рабочее состояние, разнообразные технические устройства реакции на попытки захвата оружия и боеприпасов, срабатывающие от нажатия тревожных кнопок (жалюзи, газовые баллончики, светошумовые устройства, завесы и т.п.,), обучение персонала магазинов действию в различных экстремальных ситуациях, возможная физическая охрана от частных охранных структур, выставление у магазинов постов охраны МВД в определенные периоды времени.

Предлагается подпункт 1) пункта 1 статьи 15 Закона изложить в следующей редакции:

«1) охотничьего огнестрельного оружия: с нарезным стволом – двух единиц; гладкоствольного – двух единиц».

«Сегодня охотник по закону может иметь до 5 единиц гладкоствольного и 5 единиц охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом. Предполагается, что сокращение существенно повлияет на снижение фактов браконьерства. Существующее регулирование обеспечивает нужное количество оружия для «правильной» охоты, когда соответствующему виду дичи должен соответствовать нужный калибр оружия. Наличие всего 2-х единиц гладкоствольного и 2-х нарезного оружия понятию «правильной» охоты однозначно не отвечает, и этот факт был признан Парламентом нашей страны, вернувшей после 3-х летнего перерыва норму 5 + 5 единиц», — сообщает ассоциация.

По анализу Ассоциации «Корамсак» доходность оружейных магазинов в период действия нормы 2+2 упала на 30-40%, а это также снижение налоговой базы, уменьшение оборота и поступлений в бюджет не только в виде прямых налогов от продажи охотничьего оружия, но и сопутствующих поступлений в бюджет: платежей и сборов за разрешение на приобретение, за регистрацию оружия, налогов с продаж сопутствующих товаров – сейфов, сигнализаций и иных аксессуаров.

Ассоциация «Корамсак» считает, что предлагаемые изменения будут иметь очень спорный эффект в виде повышения общественной безопасности, но однозначно приведут к краху оружейной отрасли и сопутствующих отраслей, сокращению поступлений в бюджет, росту безработицы, поэтому требуют более серьезного анализа регуляторного воздействия.

Читайте также